Пантеизм и гуманизм философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» [4].

Содержание работы

1 Общая характеристика эпохи Возрождения
2 Гуманизм, Антропоцентризм,Секуляризация.Пантеизм- Основные черты философии Возрождения.
3 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства
4 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

распеч фил Office Word.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело  его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании»  он прямо говорит: 
«.... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

Было бы неверно видеть в космологических  построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное  положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления  о Мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования [16].

- Тесным образом с пантеистической  онтологией и космологией связано  у Кузанского и его учение  о человеке. Соотношение «свернутого»  в Боге максимума и «развернутой»  в космосе бесконечности отражается  в «малом мире» человеческой  природы (космос отражается в  микрокосмосе). Как космос в свернутом  виде содержится в Боге, так  и абсолютная природа Христа  есть свернутое состояние человеческой  природы.

Уподобление человека Богу осуществляется на путях познания мира. Причем возможность  познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого  ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных  с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Кузакский по сути закладывает  основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия [10].

- Затрагивает Кузанский и проблему  средневековья о соотношении  веры и разума. Не уточняя приоритеты, мыслитель отмечает, что вера  есть путь постижения Бога  в его «свернутом» состоянии,  познание «развернутого» мира (Бога) - есть дело разума. И эту деятельность  разума нельзя заменить, верой.  Путь разума не следует смешивать  с путем веры, и наоборот [8].

Если Н. Кузанский через призму платонизма в основном рассматривает  проблемы онтологии и гносеологии, то Марсилио Фичино (1433-1499) больше внимания уделяет социально-этической проблематике, в центре которой стоит человек. Усилиями Фичино была создана Флорентийская  платоновская академия - гуманистический  кружок Труды, созданные единомышленниками, стали чем-то вроде официальной  философии, или государственной  политики города, или даже религии. Название кружка заимствовано у реально  существовавшей в Древней Греции философской школы под руководством Платона, в которой разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Собрания проходили в роще, в которой, по преданию, был похоронен  мифический герой Академ, поэтому  роща, а впоследствии и школа, получили название «Академия».

Это было вольное содружество единомышленников, влюбленных в Платона и собиравшихся для ученых бесед о нем - платоническая  семья, как называли ее сами члены  академии. Сюда входили представители  самых различных профессий и  сословий: медик и священнослужитель  Марсилио Фичино, граф и философ  Пико делла Мирандола, поэт Луиджи Пульчи, профессор латинского и греческого красноречия Анджело Полициано, оратор и ученый-дантовед Кристофоро Ландино, государственные мужи Лоренцо  и Джулиано Медичи и многие другие.

В Платоновской академии как нигде  процветал Дух Возрождения: это  было сообщество безнадежных мечтателей и романтиков, влюбленных в философию  и друг в друга, веривших в высокие  идеалы и не забывавших о земных радостях. Все они хотели сделать  этот мир лучше. «Они узнают друг друга  по тем трем ясным знакам - возвышенная  душа, религия и духовное красноречие, - которые отличают истинного платоника; и они считают себя божественными, потому что они знают недостатки мира сего и потому что им дано воображать иной, лучший мир».

Однако члены академии не создали  сколько-нибудь законченной философской  системы и даже не стремились ее создать. Воззрения их различны, но все они направлены на прославление Человека и на утверждение его высокой роли в мире. Именно поэтому учения флорентийских неоплатоников часто называют «возрожденческим гуманизмом» [6].

Пантеизм и гуманистический  антропоцентризм обеспечили устойчивую веру человека в способность познать  мир и самого себя в этом мире, что и осуществляли естествознатели. Имя пионера современного естествознателя  по праву заслужил Леонародо да Винчи (1452-1519). Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке  будущего. Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они  не стали достоянием современников - он работал для будущих поколений.

Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике  Леонардо противопоставил опыт. Обращение  к опыту, как источнику познания, явилось следствием повседневной практики естествоиспытателя. Он полагает, что  неапробированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным  признаком подлинной науки.

Следовательно, так как теология не имеет опоры в опыте, она  не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной - не может быть науки и там, где опыт подменяют  спор и крики, где бал правят эмоции.

Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонении перед авторитетами - не подражать нужно, а работать, искать [8].

Однако мы не найдем у Леонардо какой-то разработанной методики экспериментирования. Он скорее ориентировался на стихийное  экспериментирование, осуществлявшееся во многих итальянских художественных мастерских, которое, совершенствуя, практиковал  сам. Но методологическая проницательность ученого привела к четкому  уяснению того, что такого рода экспериментирование  само по себе еще далеко недостаточный  путь достижения достоверной истинности, ибо «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Отсюда необходимость теории для его осмысления, резюмируемая в широко известных его словах: «Наука — полководец, и практика — солдаты».

В результате таких экспериментов  трудно обозреть круг изобретений и  проектов Леонардо да Винчи - в области  военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по достоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях [7].

Нужно отметить также, что интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи  и по проблемам космологии. Его  мысль, что не Земля, а, скорее, Солнце выступает центром нашей вселенной, предвосхищала гелиоцентризм и  подрывала теоцентризм схоластики с его геоцентрической концепцией. Солнце Леонардо - это возведенная  в символ физическая реальность, источник тепла и жизни природы, тела и  души; условие и основание гармонии мира. Душа неразрывно связана с  телом - она формирует тело, выступает  творческим, деятельным началом. И все  находится в состоянии гармонии. Но мысль о гармонии мира вовсе  не безоблачная, - она несет на себе печать мрачности и даже трагизма мыслей о ничтожестве человеческих помыслов и поступков, когда «некоторые люди должны называться не иначе, как  проходами для пищи..., потому что  ничего хорошего ими не совершается, а потому ничего от них и не останется, кроме полных нужников!» [8].

В результате возвышения опыта эпоху  Возрождения именуют эпохой «великих открытий»:

- Решающую роль в пересмотре  представлений о мире сыграла  опубликованная в 1543 году работа  Н.Коперника (1473-1543) «Об обращении  небесных сфер». Главная идея  этого великого произведения, положенная  в основу гелиоцентрической системы  мира, состоит в положениях о  том, что Земля, во-первых, отнюдь  не составляет неподвижного центра  видимого мира, а вращается вокруг  своей оси, и, во-вторых, обращается, вокруг Солнца, находящегося в  центре мира. Вращением Земли  вокруг своей оси Коперник  объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного  неба. Обращением же Земли вокруг  Солнца он объяснял видимое  перемещение его относительно  звезд. При этом Коперник воспринимал  свою астрономическую доктрину  как философскую. Надо полагать, прежде всего потому, что первоначальную, наиболее общую инспирацию к  своему открытию он получил,  прямо познакомившись с идеями  древнегреческих пифагорейцев [7].

Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Но он не спешил сделать ее достоянием гласности, ибо опасался преследований  со стороны церкви. Ведь новая космология требовала пересмотра не только Птолемеевой  астрономии, но и ортодоксального толкования католической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на «тленную» земную субстанцию и вечную небесную субстанцию. Упразднялось теологическое противопоставление земли и неба - земля не центр и не претендует на противостояние, а она образует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Опасение Коперника оправдалось - в 1616 г. его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Святому писанию и прямо еретическое».

- Учение Коперника развивает  Иоганн Кеплер (1571-1630), чьи научные  идеи стали непосредственной  предпосылкой развития науки  и философии Нового времени.  Предвосхищая открытие закона  всемирного тяготения, Кеплер  обосновал положение о том,  что планеты движутся вокруг  Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам;  что движение планет вокруг  Солнца неравномерно и что  время обращения планет зависит  от их расстояния до Солнца. Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в  своем развитии естествознание  и философия, с которой пришлось  считаться и религии. Его открытия  создали предпосылку для реабилитации  учения Коперника.

- Еще один шаг в становлении  науки как самостоятельной формы  сознания общества, как специфического  вида освоения мира сделал  Галилео Галилей (1564-1642). Занимаясь  вопросами математики и механики, он сконструировал телескоп с  увеличением в 30 раз. Благодаря  телескопу небо предстало совершенно  в новом виде [8].

- Новые воззрения в своих  сочинениях развивал и Д.ж.Бруно  (1548-1600), с чьим именем с чьим  именем связан решающий поворот  в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической  доктрины Бруно - тезис о бесконечности  Вселенной. «Она никоим образом  не может быть охвачена и  поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и  безгранична...». Эта Вселенная  не сотворена, она существует  вечно и не может исчезнуть.  Она неподвижна, «ибо ничего не  имеет вне себя, куда бы могла  переместиться, ввиду того, что  она является всем». В самой  же Вселенной происходит непрерывное  изменение и движение.

Обращаясь к характеристике этого  движения, Бруно указывает на его  естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи: «Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое  есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний  двигатель».

Положение о бесконечности Вселенной  позволило Дж.Бруно по-новому поставить  вопрос о центре мира, отрицая при  этом не только геоцентрическую, но и  гелиоцентрическую системы. Центром  Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого  мира-системы есть свой центр - его  звезда.

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно  оказывается перед необходимостью выработать новое представление  о Боге и его отношении к  миру. - у Бруно Бог отождествляется  с природой, и он немыслим вне  материального мира [16].

Таким образом, познание мира опирается  на опыт и разум, а не на интуицию. А в результате видения в природе  не только божественного творения, но и прежде всего совокупности присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного  вмешательства, натурфилософия эпохи  открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению  классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

2.5 Высокий интерес к социальным  проблемам, обществу и государству  и развитие идей социального  равенства

Гуманистическая мысль эпохи Возрождения  многогранна.

Вопросам нравственности и политики посвящены сочинения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Наставление христианского  воина», «Воспоминания христианского  государя». А «Похвальное слово  Глупости» стало книгой века. Эразм  видит в христианстве прежде всего  человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами  церкви, а заповедями Христа. Человек  должен проникнуться любовью к Богу и людям и выполнить по отношению  к ним свой долг любви и милосердия. Быть философом и христианином, исповедовать христианство и проповедовать философию  Христа - это значит строго следовать  естественным правилам нравственности.

Оптимизм и гражданский пафос  Эразма получили свое дальнейшее развитие только во взглядах автора знаменитой «Утопии» Томаса Мора (1478-1535), который  противопоставляет этический идеал  всеобщности эгоистическому себялюбию, связанному с существованием частной  собственности и господством  частного интереса. Этический идеал  всеобщности Т. Мор обосновывал  ссылками на Священное писание: «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим». В своей «Утопии» Т. Мор выводит не только социально-политический, но и нравственный идеал. Люди живут для счастья. А «счастье - в получении удовольствий, честных и благородных, в сохранении хорошего здоровья, в отсутствии страха». Однако мечта о всеобщем единстве народов в очищенном от злоупотреблений христианстве, о наступлении «золотого века» рухнула с наступлением эпохи социальных конфликтов.

Информация о работе Пантеизм и гуманизм философии эпохи Возрождения