Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:01, контрольная работа
Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» [4].
1 Общая характеристика эпохи Возрождения
2 Гуманизм, Антропоцентризм,Секуляризация.Пантеизм- Основные черты философии Возрождения.
3 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства
4 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
Список использованной литературы.
В недрах феодального общества рождались
буржуазные общественные отношения, которые
требовали создания сильной централизованной
государственной власти, свободной
от церкви. Одним из идеологов зарождающейся
буржуазии был Никколо
Обоснованию власти единоличной диктатуры
посвящается его работа «Государь»,
где он прописывает портрет «
Макиавелли освобождал политику от
морали, но ведь по тем временам мораль
была религиозной, т.е. он освобождал политику
от религии. Этические начала христианства,,
«христианский гуманизм»
Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически значимые постулаты.
1 человеческая природа и
2 при рассмотрении политических
феноменов следует
3 происходит признание того, что
в политической практике
4 проблема политических
Кроме того социально-политическая мысль
эпохи Возрождения нашла свое
развитие и в творчестве Жана Бодена
(1530-1596). В работе «О государстве» он
отстаивает идеал абсолютной монархии.
Не народ, а монарх является «источником
права и закона». Но сам правитель
должен следовать естественным и
божественным законам, должен уважать
свободу и собственность
Еще одним философом был Мишель Монтень (1533-1592), автор знаменитых «Опытов» - книги о человеке своей эпохи. Хотя в «Опытах» речь идет о природе и Боге, о мире и человеке, о политике и этике, но предмет этой книги один - обостренный интерес к собственному «Я». Если другие создают Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой. «Опыты» воссоздают картину самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет «прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его...». Монтень пытается найти пути совершенствования обыденного сознания.
Согласно данному мыслителю жизнь человека самоценна, имеет свой смысл и оправдание. И в выработке достойного смысла человек должен прежде всего опираться на самого себя, в себе самом находить опору подлинного нравственного поведения. То есть индивидуализм Монтеня противостоит не обществу, а общественному лицемерию, ибо обществу полезной может быть не всякая личность, а только суверенная личность. Индивидуалистический характер этики М. Монтеня был ответом на общественную потребность зарождающихся буржуазных отношений. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в течение 50 лет после смерти Монтеня «Опыты» переиздавались во Франции 20 раз [8].
3 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
Подводя итоги развития философии эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.
Основные характерные черты
философии Возрождения
- гуманизм — возвышение человека;
- антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования;
- секуляризация — освобождение от церковного влияния;
- пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;
- высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.
Философия эпохи возрождения дала миру множество великих философских и культурных деятелей, среди которых нужно отметить Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Георгия Плифона (1360-1452), Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Леонародо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Д.ж.Бруно (1548-1600), Эразма Роттердамского (1469—1536), Томаса Мора (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), Мишель Монтеня (1533-1592) и других великих людей.
Таким образом, культура эпохи Возрождения
подготовила интенсивное
Список использованной литературы
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1998. - 568 с.
2.Васильева Л.Н Новый
3.Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.
4.Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1989. - 367 с.
5.Грядовой Д.И. Философия:
6.Иванова А. Флорентийская
7.История философии: Запад-
8.Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Спб.: Лань, 2003. - 512 с.
9.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.
10.Курбатов В.И. История
11.Мареева Е.В. Пьетро
12.Основы философии. Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997.-320 с.
13.Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.
14.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.
15.Философия. Под ред. А.Ф.
16.Философия. Под ред. В.Н.
17.Философия. Под ред. О.А.
Информация о работе Пантеизм и гуманизм философии эпохи Возрождения