Пантеизм и гуманизм философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» [4].

Содержание работы

1 Общая характеристика эпохи Возрождения
2 Гуманизм, Антропоцентризм,Секуляризация.Пантеизм- Основные черты философии Возрождения.
3 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства
4 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

распеч фил Office Word.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

В недрах феодального общества рождались  буржуазные общественные отношения, которые  требовали создания сильной централизованной государственной власти, свободной  от церкви. Одним из идеологов зарождающейся  буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной  и неограниченной диктатуры.

Обоснованию власти единоличной диктатуры  посвящается его работа «Государь», где он прописывает портрет «идеального  властелина». Основу государства Макиавелли видит только в силе, не связанной  ни традициями, ни моральными нормами. Эффективность власти обеспечивается хорошими законами и хорошим войском. Как это ни кажется парадоксальным, но чрезмерная щедрость государя пагубна. Она порождает у подданных  презрение к своему правителю.

Макиавелли освобождал политику от морали, но ведь по тем временам мораль была религиозной, т.е. он освобождал политику от религии. Этические начала христианства,, «христианский гуманизм» неосуществимы  в политике. Люди отошли от заповедей  Христа, потеряли религию и развратились. Христианский гуманизм выродился в  утопию. Предпочитая смиренных, а  не деятельных людей, христианство развязывает  руки мерзавцам. И в этом смысле оно  не работает на укрепление государства. Макиавелли ориентируется на государя - реформатора, законодателя, выразителя общенациональных интересов, а не на государя - тирана, узурпатора [8].

Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически  значимые постулаты.

1 человеческая природа и качества  личности представляют собой  фундамент для всего политического  поведения;

2 при рассмотрении политических  феноменов следует освободиться  от теологических ограничений  - отсюда вопрос о морали в  политике приобретает у флорентийца  совершенно другое звучание;

3 происходит признание того, что  в политической практике существует  колоссальный разрыв между декларируемыми  целями и действительной волей  к их peaлизации;

4 проблема политических ценностей  предстает не как абстрактная  категория, а как основание  для рассмотрения взаимодействия  общества и государства, власти  и народа. Таким образом, личность  политического лидера рассматривается  как субъект политического реформирования, движения к высоким общественным  идеалам и целям. Именно поэтому  «государь» обязан в совершенстве  владеть искусством политической  интриги, т.е. стратегией и тактикой  выживания в политической борьбе [2].

Кроме того социально-политическая мысль  эпохи Возрождения нашла свое развитие и в творчестве Жана Бодена (1530-1596). В работе «О государстве» он отстаивает идеал абсолютной монархии. Не народ, а монарх является «источником  права и закона». Но сам правитель  должен следовать естественным и  божественным законам, должен уважать  свободу и собственность граждан; должен обеспечивать порядок в стране и гарантировать безопасность граждан.

Еще одним философом был Мишель Монтень (1533-1592), автор знаменитых «Опытов» - книги о человеке своей эпохи. Хотя в «Опытах» речь идет о природе  и Боге, о мире и человеке, о  политике и этике, но предмет этой книги один - обостренный интерес  к собственному «Я». Если другие создают  Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и  простой. «Опыты» воссоздают картину  самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет «прослеживать  извилистые тропы нашего духа, проникать  в темные глубины его...». Монтень  пытается найти пути совершенствования  обыденного сознания.

Согласно данному мыслителю  жизнь человека самоценна, имеет  свой смысл и оправдание. И в  выработке достойного смысла человек  должен прежде всего опираться на самого себя, в себе самом находить опору подлинного нравственного  поведения. То есть индивидуализм Монтеня  противостоит не обществу, а общественному  лицемерию, ибо обществу полезной может  быть не всякая личность, а только суверенная личность. Индивидуалистический характер этики М. Монтеня был ответом  на общественную потребность зарождающихся  буржуазных отношений. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в  течение 50 лет после смерти Монтеня «Опыты» переиздавались во Франции 20 раз [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Итоги развития философской  мысли эпохи Возрождения

Подводя итоги развития философии  эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого  периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.

Основные характерные черты  философии Возрождения составляют:

-  гуманизм — возвышение человека;

-  антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования;

-  секуляризация — освобождение от церковного влияния;

-  пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;

-  высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.

Философия эпохи возрождения дала миру множество великих философских  и культурных деятелей, среди которых  нужно отметить Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо  Валла (1407-1457), Георгия Плифона (1360-1452), Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Леонародо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна  Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Д.ж.Бруно (1548-1600), Эразма Роттердамского (1469—1536), Томаса Мора (1478-1535), Никколо  Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), Мишель Монтеня (1533-1592) и других великих  людей.

Таким образом, культура эпохи Возрождения  подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. И самое главное — произошло  изменение направления развития мысли от схоластики к реальности, обращение философской мысли  к человеку и природе, философии  и науке была придана практическая направленность — с этого времени  не Бог, а человек привлекает все  большее внимание философии и  культуры.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.  М.: Проспект, 1998. - 568 с.

2.Васильева Л.Н Новый Макиавелли: теория политического реформирования // Социально-гуманитарные знания. - 2009.- №4.- С.64-79.

3.Введение в философию. Под  ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.

4.Введение в философию. Под  ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1989. - 367 с.

5.Грядовой Д.И. Философия: структурированный  учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

6.Иванова А. Флорентийская академия // Исторический журнал. - 2007. - №2. - С.85-91.

7.История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия ХV-XIX вв.). М.: ГЛК, 1996. - 557 с.

8.Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия  для аспирантов. Спб.: Лань, 2003. - 512 с.

9.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия  для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.

10.Курбатов В.И. История философии.  Конспект. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 448 с.

11.Мареева Е.В. Пьетро Помпонацци:у  истоков культурно-исторической  методологии // Вопросы философии. - 2006. - С. 146-159.

12.Основы философии. Под ред.  Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997.-320 с.

13.Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.

14.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.

15.Философия. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический  Проект, 2003. - 656 с.

16.Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

17.Философия. Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.-655 с.


Информация о работе Пантеизм и гуманизм философии эпохи Возрождения