Патристика и схоластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:09, доклад

Описание работы

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуж-давшимися в патристике, были:
• троичность Бога и соотношение между божественными ипостася¬ми («споры о Троице»);
• природа Христа— божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
• соотношение свободы и благодати;
• отношение веры и разума.
Основная задача схоластики – логически обосновать веру, доказать её необходимость.
Вер¬шиной средневекового перипатетизма является томизм — учение Фомы Аквинского (1225—1274).

Файлы: 1 файл

Патристика и схоластика.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Патристика (Patristics)

Термин происходит от лат. «pater» — «отец». Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики — III—VIII вв.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно на Вселенских соборах1.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

• троичность Бога и соотношение  между божественными ипостасями («споры о Троице»);

• природа Христа— божественная, человеческая или богоче-ловеческая (христологическая проблема);

• соотношение свободы и благодати;

• отношение веры и разума.

В истории патристики выделяют два  периода: раннюю (II—III вв.) и зрелую (III—VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полностью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарииский). Они считаются лишь церковными писателями, а не отцами церкви.

Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных отцов церкви (и особенно— Аврелия Августина) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных — православной.

В католической церкви принимались  особые постановления, определяющие список отцов церкви (который пополнялся именами теологов более позднего времени), в православной церкви канонические постановления такого типа не принимались.

ЗАПАД

ВОСТОК

       
 

РАННЯЯ ПАТРИСТИКА

Тертуллиан                                    Климент Александрийский

Ориген Евсевий Кесарийский

 
       
 

ЗРЕЛАЯ ПАТРИСТИКА

 

 

Отцы церкви

 

 

Амвросий Медиоланский

Иероним

Аврелий Августин

Григорий Великий

Афанасий Великий

Василий Великий

Григорий Богослов

Иоанн Златоуст

 

 

   

 

 

Виднейшие богословы-философы

 

 

Боэций

Ефрем Сирин

Григорий Нисский

Кирилл Александрийский

Дионисий Ареопагит

Максим Исповедник

Иоанн Дамаскин

Симеон           

Новый Богослов

Григорий Палама

 

 

   

 

   

 Схема Классификация патристики

Августин          Биографические сведения. Аврелий Августин Бла-

(Augustine) женный (354—430) — древнеримский философ, один из основоположников христианской философии. Родился в г. Тагасте (римская колония в Северной Африке). Его мать была христианкой, а отец — язычником. Учился сначала в Тагасте, затем в Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Изучал философию, в молодости с интересом относился к скептицизму. Большое впечатление на Августина произвела проповедь миланского епископа Амвросия, использовавшего метод аллегорического истолкования Библии. В это же время он знакомится с трудами Плотина, которые также оказали на него большое влияние. В 387 г. Августин становится христианином, в 391 г. — пресвитером, а в 395 г. — епископом г. Гиппона (Северная Африка). Умер в г. Гиппоне во время осады города вандалами.

Августин Блаженный — крупнейший представитель западной патристики.

Основные труды. «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «О Троице», «Об учителе», «О музыке».

Философские воззрения. История философии. В своей работе «О граде Божьем» Августин дает обзор и анализ древнегреческой философии, в частности, различая ионийскую и италийскую философию. В работе «Против академиков» он выступает с критикой относительного скептицизма, который утвердился в платоновской Академии (в Средний период).

Онтология. Учение Августина о бытие представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии. Он отождествляет высшую идею платонизма и неоплатонизма — идею Единого = Блага — с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро и красота. Божественная Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — отождествляются с платонической триадой: идей Единого, Логосом (Мировой Ум) и Мировой душой.

Именно в силу своего происхождения  от Бога все существующее в мире является благим. Зло при этом понимается как недостаток, порча, повреждение.

Космология и космогония. Бог создал мир из ничего (из небытия), и существование мира постоянно поддерживается Богом. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир сразу бы исчез (прекратил бы свое существование).

Мир ограничен в пространстве и  времени, причем сами пространство и время создаются Богом только вместе с миром (т.е. до возникновения мира не существовало времени). Мир есть только один, и никаких других миров до создания нашего мира не было. Сотворенный мир имеет строгую иерархическую структуру, где каждый предмет занимает определенное и целесообразное место в общем плане мироздания. Внизу тварного мира находятся неодушевленные предметы и неразумные существа, а во главе — разумные существа, приближение или удаление которых от Бога зависит от их собственной воли. Так, дьявол по собственному желанию отпал от Бога, а затем вверг в грех и людей.

Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти, только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета.

По первому пути шли все древние (дохристианские философы), лучшим из которых был Платон. Так как мир есть творение Бога, то изучение мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога.

Второй путь возможен лишь при условии  веры в Бога, которая даруется нам с Божьей помощью и прежде всего через Откровение (Священное Писание, т.е. Библию), данное Богом всем людям. Только на этом пути возможно подлинное постижение Бога, таким образом, у Августина провозглашается примат веры над знанием («верить, чтобы понимать»).

У Августина неоплатоновское учение об экстазе как высшем способе познания перерастает в христианское учение об озарении.

Учение о душе и сотериология (учение о спасении). Душа нематериальна, она представляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна. До своего грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и все их потомки не могли не грешить. После искупительной жертвы Христа избранники Божьи опять получили возможность жить не греша.

В учении Августина важное место  занимает концепция Божественного предопределения и благодати. Бог еще до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Добрую волю (т.е. волю к спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати.

Учение об обществе и философия  истории. Захват Рима войсками Алариха в 410 г. потряс весь античный мир и привлек внимание Августина к проблеме государства и к осознанию динамики человеческой истории. В своей работе «О граде Божьем» Августин различает два вида любви, присущих людям, и, соответственно, два вида человеческой общности, основанные на них (схема 43).

Церковь на земле является прообразом небесного града Божьего, а государство — «большая разбойничья шайка».

У Августина история человечества принимает линейный характер: она  имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды (табл. 37).

Таблица Периодизация человеческой истории

От первого до второго прихода  Христа (т.е. до Страшного Суда —  конца света)

Первая эпоха

От Адама до Ноя (до Потопа)

Вторая эпоха

От Ноя до Авраама

Третья эпоха

От Авраама до Давида

Четвертая эпоха

От Давида до Вавилонского падения

Пятая эпоха

От Вавилонского пленения до первого  прихода Христа

Шестая эпоха

(настоящее время)

От первого до второго прихода Христа

(т.е. до Страшного Суда— конца света)


При всей наивности данной периодизации ее можно оценить как 1ервую попытку  создания философии истории.

Учение о добре и зле: В связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему теодицеи - проблему существования Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра. Августин руководствовался текстом Священного писания, в котором говорилось, что Верховный творец добр по своей природе и все, что творит, он творит по образу и подобию своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и форму вещей в соответствии со своими идеями, которые являются образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло - это просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное. Здесь проявилось стремление Августина снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах.

Учение о соотношении веры и  разума: Августин не обошел и проблему соотношения веры и разума. Как и другие "отцы церкви", он превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы понимать", которая выражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию. Веру Августин представлял себе не только как веру в авторитет Священного писания, но и как веру в авторитет церкви. Однако в вопросах познания он больше склоняется к рационализму. Признавая существование чувственного восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что все это происходит в силу деятельности души, которая постоянно заботится о своем теле. Он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм.

Судьба учения. Учение Августина оказало решающее воздействие на всю западноевропейскую философию раннего периода Средневековья и продолжала оказывать свое влияние в эпоху зрелого и позднего Средневековья (соперничая с томизмом). В эпоху Возрождения (эпоха Реформации) учение Августина о божественном предопределении послужило основой соответствующего учения Кальви-ы — одного из основоположников протестантизма. В XVII в. необходимо отметить влияние Августина на Паскаля. В современной философии XX в. особое значение сыграли идеи Августина в области герменевтики и экзистенциализма.

 

2. СХОЛАСТИКА

Захват Рима варварами в 476 г., считающийся началом эпохи Средневековья, был для Европы лишь одним из эпизодов Великого переселения народов, проходившего в V—VIII вв. Этот период получил в истории название «темные века». В эту эпоху с востока на запад передвинулось большое количество различных племен — в основном германцев и славян. На развалинах бывшей Западной Римской империи началось становление новых национальных государств, которое в целом завершилось к IX—XI вв.

Западноевропейская философия  эпохи Средневековья носит название «схоластика». Хотя формально история средневековой философии начинается с конца V в., но в силу социально-политических причин в «темные века» развития философии в Западной Европе практически не происходило. Почти единственными центрами культуры в это время были христианские монастыри, в библиотеках которых хранились и переписывались отдельные античные тексты, в том числе и философского содержания.

Систематическое и последовательное развитие западноевропейской схоластики началось только с XI в. В истории средневековой философии можно выделить следующие периоды (схема 66).

1.  Ранний период:

а)  предсхоластика (эпоха «темных веков») — V—VIII вв.;

б)  ранняя схоластика — IX—XII вв.

2. Зрелая, или высокая, схоластика  — XIII вв.

3.  Поздняя схоластика — XIV—XV вв.

Все философские произведения эпохи  схоластики были написаны на латинском языке, который в то время был не только языком церкви1, но и международным языком науки.

В V—XI вв. основной базой для философских построений служил неоплатонизм, в основном в интерпретации Аврелия Августина. В период зрелой и поздней схоластики ведущим учением становится перипатетизм, и прежде всего в интерпретации Фомы Аквинского (томизм).

Основная задача схоластики – логически  обосновать веру, доказать её необходимость.

Вершиной средневекового перипатетизма является томизм — учение Фомы Аквинского (1225—1274).

Биографические сведения. Фома (Тома) Аквинский.

Фома Аквинский (1221 — 1274), или Аквинат, как его часто называют, был (Thomas   Aquinas) сыном Ландольфо графа Аквинского. Учился Фома сначала в аббатстве Монте Кассино, а затем в университете в Неаполе. В 1244 г. он вступил в орден доминиканцев, в следующем году отправился в Парижский университет, где учился у Альберта Больштедта (Великого), затем вслед за Альбертом отправился в Кёльнский университет. В 1252 г. Фома возвратился в Париж, где стал бакалавром, потом магистром, а затем и доктором теологии (1257). В Париже он преподавал до 1259 г. и здесь же написал ряд работ. Позднее, следуя традиции ордена доминиканцев, он несколько лет странствовал по Европе, посетив все крупнейшие университеты. Вскоре его опять пригласили в Париж для борьбы с авер-роистами во главе с Сигером Брабантским. В 1274 г. Аквинский умер в монастыре Фоссануове в Южной Италии.

Фома был крупнейшим систематизатором ортодоксальной схоластики и создателем собственного учения (томизма), представляющего собой последовательный и систематический синтез идей Аристотеля и христианского вероучения.

Информация о работе Патристика и схоластика