Патристика и схоластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:09, доклад

Описание работы

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуж-давшимися в патристике, были:
• троичность Бога и соотношение между божественными ипостася¬ми («споры о Троице»);
• природа Христа— божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
• соотношение свободы и благодати;
• отношение веры и разума.
Основная задача схоластики – логически обосновать веру, доказать её необходимость.
Вер¬шиной средневекового перипатетизма является томизм — учение Фомы Аквинского (1225—1274).

Файлы: 1 файл

Патристика и схоластика.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Умеренный реализм ближе к учению Аристотеля и перипатетиков, у которых общее (форма) понимается как содержащееся в конкретных вещах (так как любая конкретная вещь есть соединение материи и формы). Соответственно, сторонники умеренного реализма считали, что универсалии существуют только в конкретных вещах.

Своеобразный вариант умеренного реализма представляет собой позиция  Фомы Аквинского, который, как и Ибн Сина, признавал троякое существование универсалий (см. схему 81)1:

1)  до конкретных вещей (ante rem) — в уме Бога;

2)  в конкретных вещах (in re);

3)  после конкретных вещей  (post rem) — в уме человека (как впечатления от них).

Основоположником крайнего номинализма был Росцеллин (ок. 1050—1110). Он утверждал, что существуют только конкретные вещи, а все, что есть вне их — в виде общего, присущего этим вещам, — так это только слова, последовательности звуков («дуновение звука»).

Сторонники умеренного номинализма чаще всего признавали существование универсалий в человеческом уме (после конкретных вещей). Свой вариант умеренного номинализма — концептуализм — предложил Пьер Абеляр: универсалии обладают определенным существованием как понятия (концепты) в уме человека, возникая на базе чувственного восприятия единичных вещей благодаря абстрагирующей деятельности ума. Однако Абеляр признавал, что в чистом виде эти понятия существуют в Божественном уме, т.е., строго говоря, эта позиция может расцениваться и как умеренный реализм или как промежуточная между реализмом и номинализмом.

Важнейшие представители умеренного номинализма — Дуне Скот и Уильям Оккам. Наиболее интересно учение Оккама, получившее название «терминизм». Оккам считал, что реально существуют только конкретные индивидуальные объекты. Так как могущество Творца бесконечно, то Он не нуждается ни в каких опосредствующих звеньях в виде универсалий, а способен создать множество конкретных вещей непосредственным актом своей Божественной воли. Универсалий нет в вещах и до вещей, они представляют собой лишь термины, знаки вещей, фиксирующие посредством слов сходство между всеми объектами, называемыми одним и тем же термином. Однако эти термины не случайны, им соответствуют определенные состояния человеческого ума (души), и рождаются они как некие сократительные знаки (аббревиатуры) при проведении ментальных операций над сходными предметами.

Особую остроту проблеме универсалий  в Средневековье придавало то, что она обсуждалась не как  чисто философская проблема соотношения общего и отдельного (частного, индивидуального), а в связи с определенными богословскими проблемами. Для учения католической церкви одинаковую опасность представлял как крайний реализм, так и крайний номинализм — особенно в связи с догматом о триединстве Бога. Так, крайний номинализм вел к отказу от идеи единства трех ипостасей Бога, а крайний реализм — от идеи троичности единого Бога.

 

Именно в средневековую эпоху  происходит на уровне теософских обоснований раскол внутри единой христианской церкви. С разделением Римской империи на Восточную и Западную между ними росло и крепло противостояние - политическое, социально-экономическое, религиозное. И существенной чертой развития обеих империй была фактическая неразделенность светской и духовной властей - на Востоке в форме цезарепапизма, когда византийские императоры выступали как единоличные законодатели в церковных делах, а на Западе  - в форме папской теократии, когда Церковь господствовала и в светских делах. Политическая конкуренция между Западом и Востоком, ожесточенная борьба за власть и влияние часто принимали форму религиозной конфронтации, канонических и догматических словопрений, что привело в конечном итоге к формальному разделению Церквей в 1054 г. С XIII в. Византия постепенно приходила в упадок, пока в середине XVI в. окончательно не пала под ударами турок, а центр восточного христианства не переместился на Русь. Римская Церковь еще в течение долгого времени представляла собой внушительную и влиятельнейшую силу в Европе, являясь крупнейшим землевладельцем и обладая значительными военно-политическими ресурсами. Начался длительный период ее противостояния с православной Русью, когда обе стороны притязали не только на религиозное, но и на военно-политическое влияние.

Военно-политическое противостояние обосновывалось вполне логическими  философскими обоснованиями. В частности, раскол между церквями трактовался прежде всего как неспособность прийти к общему мнению в нескольких вопросах:

  1. От кого исходит святой дух?

Католическая церковь считала, что только от Бога-Отца.

Православная придерживалась точки  зрения, что и от Бога-Отца и от Сына.

  1. Главенство Папы Римского.

Православная церковь категорически  отказывалась признавать чье-либо главенство, кроме Бога. Для католиков же главенство Папы является непреложной истиной. Здесь они основываются на Святом Писании. Католическое учение о главенстве Папы, епископа Римского, во Вселенской Церкви исходит из наследования римских первосвященников апостолу Петру - по церковному Преданию, первому Римскому епископу. В обоснование первенства Петра над всеми остальными апостолами и главенства его над земной Церковью приводятся многочисленные ссылки на новозаветные Писания, и, прежде всего, слова Иисуса, обращенные к Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф.16:18). На основе других цитат делаются выводы о первенстве Петра, его попечительстве над апостолами, его ведущей роли в управлении Иерусалимской Церковью.

И другие вопросы.

Кроме того внутри самого католичества также произошел раскол на католиков и протестантов.

Протестантизм есть совокупность религий, включающая в себя лютеранство и религии, возникшие под влиянием лютеранства. Религии, вошедшие в состав этой совокупности, называются протестантскими религиями (конфессиями). Их общий признак, отличающий их от непротестантских религий, - наличие внутри вероучения религиозных учений, впервые сформулированных лютеранами.

Протестантские религии делятся  на ранние и поздние. К ранним относятся три религии, возникшие в XVI веке: лютеранство (возникло в Германии в первой половине XVI века), кальвинизм (возник в Швейцарии в 30-40 годах XVI века) и англиканство (возникло в Англии в 30-70-х годах XVI века). Все остальные протестантские религии относятся к поздним. Когда говорят о возникновении протестантизма, то имеют в виду возникновение ранних протестантских конфессий. Поэтому на вопрос, где и когда возник протестантизм, следует отвечать: протестантизм возник в Западной Европе в XVI веке.

Возникновение ранних протестантских конфессий было результатом первой буржуазной революции в Европе, которая  проходила в XVI веке и получила название “Реформация” (от латинского “реформацио” - “преобразование”). Своеобразие этой революции состояло в том, что она проходила под религиозными лозунгами: против всевластия католической церкви, за легализацию новых религий.

Главной причиной возникновения протестантизма, по мнению историков, было развитие буржуазных отношений в Европе. Господствовавший в Западной Европе католицизм в XVI веке стоял на защите феодального строя. Новый класс - буржуазия - нуждался в  религиях, которые, как минимум, ему  не мешали и, как максимум, его поддерживали. Поэтому буржуазия всячески поддерживала тех религиозных деятелей, которые  выступали против католицизма. Другой важной причиной возникновения протестантизма были противоречия между феодалами  духовными и частью феодалов светских. Католическая церковь как организация, её монастыри, многие высшие священнослужители  к началу XVI века имели огромные земельные  и иные богатства, которыми светские феодалы были не прочь поживиться. Поэтому в конфликте между  буржуазией и католической церковью часть светских феодалов выступила  на стороне буржуазии, преследуя  при этом свои корыстные интересы.

Суть протестантизма: одно из утверждений  Евангелия в проповеди Иисуса-Христа: «Легче верблюду пройти сквозь угольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное». А в протестантизме на фоне социально-экономических потребностей выработался другой догмат: если челочек  богат, то его любит Бог.

Кроме того множество несовпадений в объяснении и трактовки Библии (которую протестанты признавали единственным источником), связи простого человека с Богом (католики считали, что Священники напрямую связаны с Богом, меряне – только через священников; протестанты – миряне и священники напрямую связаны с Богом) и обрядовости (почитание святых: у католиков – нужно не только упоминать о них, но и молиться им, у протестантов – только упоминать и т.д.)


Информация о работе Патристика и схоластика