Периодизация исторического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:39, доклад

Описание работы

В соответствии с различными подходами к пониманию хода и критериев общественного прогресса социологи сегодня группируются вокруг нескольких направлений по вопросам периодизации истории.

Файлы: 1 файл

Периодизация исторического процесса.docx

— 29.92 Кб (Скачать файл)

 

Арнольд Тойнби, также как  и О. Шпенглер, рассматривает историю  как круговорот локальных цивилизаций. У него несколько разных вариантов  таких цивилизаций. Однако, как считает  А. Тойнби, сейчас сохранилось лишь 5 цивилизаций: Китайская, Индийская, Исламская, Русская, Западная. Каждая цивилизация  проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего цивилизация гибнет, уступая место  другой. Движущая сила развития цивилизаций, по Тойнби, творческое меньшинство (элита) носитель жизненного порыва. История  постоянно бросает цивилизации "вызовы". Творческое меньшинство отвечает на "вызовы", увлекая за собой инертное большинство. Своеобразие "вызовов" и "ответов" определяет специфику  каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей, ее смысл жизни. Как только "творческая элита" оказывается  неспособной адекватно отвечать на "вызовы", она превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом. Тогда масса, большинство становится "внутренним пролетариатом", который  вместе с "внешним пролетариатом" разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военных  захватов, либо естественных катастроф.

 

Таким образом, все теории общественного круговорота рассматривают  историю как замкнутые, независимые  друг от друга локальные общественные образования. Подобные представления  имеют широкое хождение в среде  современной западной интеллигенции, их разделяют и многие государственные  деятели.

 

Единство и  многообразие мировой истории.

 

Многообразие истории  существует во времени и в пространстве. Во времени - это различные этапы  исторического развития, формации и  эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни , основной источник которого - неравномерность исторического развития.

 

Освальд Шпенглер и Арнольд  Тойнби не признавали существования  единой истории человека, разрывали  её на множество самостоятельных, независимых  потоков, а в качестве исходных посылок  истории принимали духовные ценности или религиозные системы. ,

 

Тойнби обнаружил в  истории множество локальных  цивилизаций, каждая из которых создается  творческим меньшинством и тоже проходит ряд этапов своего жизненного цикла  вплоть до дезинтеграции. В будущем  возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основании  религии.

 

Эпоха становления капиталистических  отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с  тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических отношений, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка.

 

Идеалистическая трактовка  единства:

 

На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье.

 

Фурье: идея единства истории  служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену  существующей. Особое место в освещении  исторического процесса в демократической  философии принадлежит Гегелю. Он понимает историю, как единый и закономерный процесс, в котом каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общественном развитии человечества. Как общий единый критерий этого поступательного развития, Гегель рассматривает свободу и подчеркивает , что развитие общества носит поступательный характер в силу того,что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы. Но осознание свободы - это еще не действительная свобода, и поэтому прогресс, основанный только на сознании свободы, -это еще не действительный прогресс.

 

Найденный и разработанный  марксизмом критерий общественного  прогресса - способ производства, который  является единственным ядром, для возможности  представить всемирную историю, как единый процесс существования  и смены различных общественно-экономических формаций. Более того, удалось показать, что различные формации сменяют друг друга не хаотично, не как в калейдоскопе, а по принципу, согласно которому новое общество качественно превосходит другое по фундаментальным экономическим, социальным, политическим и культурным показателям.

 

Материалистический подход к единству истории:

 

Он включает в себя признание  единства мировой истории, заложенного  в самой реальной жизни, в способе  материального обеспечения с  помощью трудовой деятельности и  используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть и одновременно основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих закономерностей быть не может.

 

Проявление единства: Установление экономических, культурных связей между  станами, вследствие этого рост городов, консолидация народностей. Экономическое  и культурное развитие тесно с  развитием науки и техники. В  этом взаимосвязанном мире социально  значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов пересекаются.


Информация о работе Периодизация исторического процесса