Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:10, реферат
Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, пролить некоторый свет на происхождение наших категорий и наших логических принципов. Цель работы Л.Леви-Брюль – изучить, каковы руководящие принципы первобытного мышления.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Первобытное мышление………………………………………………5
1.1. Понятие первобытного мышления………………………………………...5
1.2. Индивидуальное и коллективное мышление. ………………….………...6
1.3. Пралогическое мышление………………………………..………………..7
1.3.1. «Представление», различия между восприятием мира первобытного и современного общества………………………………………………….…………..7
1.3.2. Понятие «партиципации»……………..…………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы и источников………………………….12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Первобытное мышление…………………………
1.1. Понятие первобытного мышления………………………………………...5
1.2. Индивидуальное и коллективное мышление. ………………….………...6
1.3. Пралогическое мышление………………………………..………………..
1.3.1. «Представление», различия
между восприятием мира
1.3.2. Понятие «партиципации»……………..…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и источников………………………….12
Введение
Развитие человеческого общества – история развития человеческой сущности. Главной составляющей этого процесса является развитие человеческого мышления. Одним из представителей социологической школы, разработавшим теорию социологического мышления, является видный французский философ, антрополог, этнограф, религиовед и психолог Люсьен Леви-Брюль (1857 г – 1939 г).
Родился в Париже, где получил
начальное и среднее образование. В 1876
г. он поступил в Высшую Нормальную школу,
избрав своей специальностью философию.
После ее окончания работал учителем в
средних школах Потье, Амьена и Парижа.
Получив в 1884 г. докторскую степень, Л.
Леви-Брюль продолжил преподавательскую
деятельность в Независимой школе политических
наук, в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне.
В 1904 г. он становится профессором Сорбоннского
университета. С 1917 г. он был редактором
журнала «Философское обозрение», а в
1925 г. вместе с Паулем Риветом и Марселем
Моссом основал Институт этнологии. Занимался
историей европейской философии и проблемами
морали: «История современной философии
во Франции» (1899), «Философия Огюста Конта»
(1903), «Этика и наука о нравах» (1905).
Леви-Брюль знакомится
и во многом разделяет идеи позитивистской
философии О. Канта о социологии Э. Дюркгейма.
У него пробуждается интерес к изучению
социальных процессов, методологии интерпретации
социальных фактов. Он принимает идею
изначального существования коллектива
и коллективных представлений как определяющей
черты мышления на начальных стадиях.
Заинтересовавшись этнографией, Леви-Брюль
обращается целиком к изучению своеобразия
сознания народов Африки, Австралии, Океании,
находившихся на низкой ступени общественно-исторического
развития, и сосредоточивается на том,
чтобы раскрыть природу первобытного
мышления. Он принимал участие в создании
в Париже в 1925 г. Института этнологии. В
1930 г. вышла работа «Первобытное мышление».
Изучая первобытные мифы, верования, обычаи,
Леви-Брюль пришел к выводу о существенном
различии между первобытным мышлением
и сознанием цивилизованного человека.
Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, пролить некоторый свет на происхождение наших категорий и наших логических принципов. Цель работы Л.Леви-Брюль – изучить, каковы руководящие принципы первобытного мышления.
«То, что я пытаюсь сделать,
это предварительное
Для того чтобы лучше выявить
эти черты, я буду сравнивать это
мышление с нашим, т. е. с мышлением
обществ, вышедших из средиземноморской
цивилизации, в которой развивались
рационалистическая философия и
положительная наука».
Глава 1. Первобытное мышление
1.1. Понятие первобытного мышления.
Исследование первобытного мышления представляет большие трудности, так как применение экспериментов здесь вряд ли возможно. Важным показателем формирования и развития первобытного мышления являются средства труда древнего человека, дошедшие до нашего времени. Движение человеческого разума начинается с первого достижения человека – создание первых орудий труда. Древнему человеку необходимо было обладать обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений. Нужно допустить, что мышление человека в этот период развития обладало простейшей логикой. Она была нужна, чтобы отследить логику природных связей, от которых зависели существование человека.
«Первобытное мышление»
- условный термин, который упоминают,
говоря о нецивилизованных странах
и народах. Эти люди могут так
же успешно, как и цивилизованные,
современные преуспеть в
1.2. Индивидуальное и коллективное мышление.
Леви-Брюль различал индивидуальное и коллективное мышление. Он считал, что индивидуальное мышление основано на общих законах формальной логики, в противном случае человек не выжил бы в борьбе за существование. Это обстоятельство заставляет признать, что теория Леви-Брюля важна как постановка проблемы, но предложенное решение далеко не окончательно и во многом дискуссионно.
Леви-Брюль противопоставил свои воззрения "постулату" Тайлора, согласно которому" мышление в низших обществах повинуется тем же логическим законам, что и наше". Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, не являются плодом размышления и рассуждения, но преимущественно - чутья, интуиции, слепого навыка. Коллективные представления не зависят от человеческого опыта и лишены логических противоречий, тогда как индивидуальные основаны на практическом опыте и развиваются вместе с ростом человеческого знания. В целом же первобытное сознание - общественное, коллективное, является плодом коллективных обычаев и привычек. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим (алогическим), пралогическим.
1.3. Пралогическое мышление.
Логическое и пралогическое мышление - это не стадии, а типы мышления, сосуществующие в одном и том же обществе. По Леви – Брюлю, пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Леви-Брюль поставил, таким образом, проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и его общественной жизни.
1.3.1. «Представление», различия между восприятием мира первобытного и современного общества
В общепринятом психологическом языке, который разделяет факты на эмоциональные, моторные (волевые) и интеллектуальные, «представление» отнесено к последней категории. Под этой формой деятельности сознания следует разуметь у первобытных людей не интеллектуальный или познавательный феномен в его чистом или почти чистом виде, но гораздо более сложное явление, смешанное еще с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашенное и пропитанное ими. Предполагают, что первобытный человек в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, что связано с каким-нибудь действием, исходящим от него или воздействующим на него. Действие это является то влиянием, то силой, то таинственной мощью, смотря по объекту и по обстановке, но действие это неизменно признается реальностью и составляет один из элементов представления о предмете.
Психическая деятельность первобытного является мистической потому, что в самом узком смысле термин "мистический" подходит к вере в силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но реальные. Для «первобытного» человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, наделен определенным влиянием на членов своего тотема, класса или подкласса, определенными обязательствами в отношении их, определенными мистическими отношениями с другими тотемами. Сердцу, печени, почке, глазам, жиру, костному мозгу и т. д. приписывается определенное магическое влияние.
Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Общеизвестен факт, что первобытные люди и даже члены уже достаточно развившихся обществ, сохранившие более или менее первобытный образ мышления, считают пластические изображения существ, писанные красками, гравированные или изваянные, столь же реальными, как и изображаемые существа, это так называемое аlter еgо (второе "я").
Мы схватываем в оригинале объективные реальные черты: например, форму, рост, размеры тела, цвет глаз, выражение физиономии и т. д. Для первобытного человека изображение живого существа представляет смешение признаков, называемых нами объективными, и мистических свойств. Изображение так же живет, так же может быть благодатным или страшным, как и воспроизводимое и сходное с ним существо, которое замещается изображением.
Первобытные люди рассматривают свои имена как нечто конкретное, реальное и часто священное. Индеец рассматривает свое имя не как простой ярлык, но как отдельную часть своей личности, как нечто вроде своих глаз или зубов. Он верит, что от злонамеренного употребления его именем он так же верно будет страдать, как и от раны, нанесенной какой-нибудь части его тела.
Первобытный человек не меньше,
чем о своем имени или
Кроме того, первобытные люди вполне сознательно придают столько же веры своим сновидениям, сколько и реальным восприятиям. Для них это высшая форма: так как в ней роль материальных и осязаемых элементов является минимальной, то в ней общение с духами и невидимыми силами осуществляется наиболее непосредственно и полно. Этим объясняется также то почтение и благоговение, которое питают к визионерам, ясновидящим, пророкам, а иногда даже к сумасшедшим. Им приписывается специальная способность общаться с невидимой реальностью.
Для членов нашего общества, даже наименее культурных, рассказы о привидениях, духах и т. д. являются чем-то относящимся к области сверхъестественного: между этими видениями, волшебными проявлениями, с одной стороны, и фактами, познаваемыми в результате обычного восприятия и повседневного опыта, с другой стороны, существует четкая разграничительная линия. Для первобытного же человека, напротив, этой линии не существует. Суеверный, а часто также и религиозный человек нашего общества верит в две системы, в два мира реальностей одних – видимых, осязаемых, подчиненных неизбежным законам движения, и других – невидимых, неосязаемых, "духовных". Для первобытного мышления существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистичным является и всякое восприятие.
1.3.2. Понятие «партиципации»
Первобытные люди больше склонны совершать ошибку в рассуждениях. Они ищут и находят причину своих удач или неудач в окружающих их предметах и ситуациях. Все они в разной форме и разной степени предполагают наличие "партиципации" (сопричастности) между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением.
В огромном числе обществ низшего типа изобилие дичи, рыбы или плодов, правильная смена времен года, периодичность дождей – все это связывается с выполнением известных церемоний определенными людьми, обладающими специальной мистической благодатью. То, что мы называем естественной причинной зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него минимальное значение. Первое место в его сознании, а часто и все его сознание занимают различные виды мистической партиципации.
Применительно к такому мышлению Леви-Брюль вывел закон партиципации (сопричастия): для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным. Примером действия такого закона может служить тотемизм, когда человек верит, что он одновременно является и животным. Другой пример - билокация, то есть одновременное нахождение какого-либо предмета или человека в двух местах. В поздних трудах под влиянием критики учёный несколько отошёл от своих позиций. Разработанная французским философом концепция «пралогического» мышления позволила по-новому взглянуть на религиозные верования и поведение наших отдаленных предков.
Сам материал, которым орудует умственная деятельность, уже подвергся действию «закона партиципации»: коллективные представления первобытных людей являются совершенно иной вещью, чем наши понятия. Эти представления первобытных людей не являются продуктом интеллектуальной обработки. Они заключают в себе в качестве составных частей эмоциональные и моторные элементы, и, что особенно важно, они вместо логических отношений (включений и исключений) подразумевают более или менее четко определенные, обычно живо ощущаемые, «партиципации» (сопричастия).