Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:10, реферат
Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, пролить некоторый свет на происхождение наших категорий и наших логических принципов. Цель работы Л.Леви-Брюль – изучить, каковы руководящие принципы первобытного мышления.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Первобытное мышление………………………………………………5
1.1. Понятие первобытного мышления………………………………………...5
1.2. Индивидуальное и коллективное мышление. ………………….………...6
1.3. Пралогическое мышление………………………………..………………..7
1.3.1. «Представление», различия между восприятием мира первобытного и современного общества………………………………………………….…………..7
1.3.2. Понятие «партиципации»……………..…………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы и источников………………………….12
В конце жизни Леви-Брюль отказался от своей первоначальной теории «пралогического мышления», но продолжал разрабатывать проблему «партиципации» - сопричастности, считая ее фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей - современному. Он стремился при этом разрабатывать методологию изучения мышления, основывающуюся на описании, а не на оценочных суждениях. Социальная партиципация рассматривается Леви-Брюлем как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества. Он анализирует реальность, выраженную мифологическим языком, утверждая, что если восприятие существ и природных объектов носит «мистический характер», то представление о них получает мифологический характер, т.е. содержит в себе «мистический элемент», который заключает в себе нечто большее, чем реальное, «позитивное» содержание события. Таким образом, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с «мистической» реальностью. Таков ключ к адекватному пониманию мифологии.
Заключение
Леви-Брюль полагал, что первобытное мышление отличают четыре особенности: оно носит мистический и пралогический характер и подчиняется закону партиципации (сопричастности), который управляет коллективными представлениями. Содержание первобытного мышления мистично, поскольку не отражает объективных свойств вещей и явлений, а выражает сакрально-фетишистские и мифологические смыслы и значения, которые им приписываются человеческим коллективом. Называя первобытное мышление пралогичным, Леви-Брюль указывает на то, что оно «не стремится, подобно нашему мышлению, избегать противоречия», т.е. не следует диктату законов формальной логики. Подчиняясь вместо этого закону сопричастности, первобытное мышление «всюду видит самые разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, трансляции на расстоянии, путем заражения, осквернения, овладения». Его смысловыми единицами являются не понятия, а коллективные представления. Леви-Брюльсчитал эти представления «непроницаемы для опыта», а человек, находящийся во власти коллективных представлений этого рода, глух к доводам здравого смысла и чужд объективного критерия. Леви-Брюль подчеркивал, что все эти особенности первобытного мышления свойственны только коллективным представлениям, а не вообще мышлению отсталых народов.
Исследование первобытного мышления имеет значение не только для специалиста-антрополога, но и для социолога, в том числе и для социолога, занимающегося религией, поскольку помогает раскрыть особенности религиозных форм поведения и мышления.
Список использованной литературы и источников.
1. Леви-Брюль Л. ПЕРВОБЫТНОЕ МЫШЛЕНИЕ Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980.
2. Мистика. Религия. Наука.
Классики мирового
3. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / Пер. с англ. A.A.Казанкова, A.A.Белика. Изд.: М.: ОГИ Год: 2004 Стр.: 142