Первые натурфилософские школы Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Целью настоящего реферата является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленной целью в реферате решаются следующие задачи:
Проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы;
Изучить развитие милетской философии в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

Содержание работы

Введение 3
1. Философия Фалеса 5
2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.25 Кб (Скачать файл)

Оглавление

  • Введение 3
    • 1. Философия Фалеса 5
    • 2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена 8
    • Заключение 15
    • Список использованной литературы 16

Введение

Ионийская философия, которая  заключает в себе первые натурфилософские школы Древней Греции была представлена в основном Милетской школой и  философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская  философия в целом стихийно-материалистична  и наивно-диалектична, что не исключает  наличия в ней и элементов  идеализма. Ионийская философия - это  протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм  и идеализм, чем и объясняются  стихийность ее материализма и уживчивость  его с зачатками идеализма, наличие  многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской  терминологии и связанная с этим иносказательность, представление  физических процессов в контексте  моральной проблематики, что свидетельствует  о том, что и античная философия  в известной мере рождается как  этика. Актуальность настоящей темы заключается в ее тесном переплетении с современной философской проблематикой  в ее общих смыслах, например, проблемы первоначала, проблемы единичного и  общего. Эти ранние философские системы  иллюстрируют эволюцию взглядов на космогонические  проблемы и представляют большой  интерес своей образностью.

Целью настоящего реферата является изучение взглядов философов милетской  школы, особенностей их мировоззренческой  и научной позиции.

В соответствии с поставленной целью в реферате решаются следующие  задачи:

Проанализировать философские  взгляды Фалеса, как основателя милетской  школы;

Изучить развитие милетской  философии в философских учениях  о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются  особенности эмпирического подхода  к проблемам познания на примере  философии Ф. Бэкона, в третьем  дается обзор философского учения Декарта, как представителя рационалистического  направления в теории познания, в  четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны  первоисточники по теме работы.

1. Философия  Фалеса

Основателем философской  школы в Милете считается Фалес. О Фалесе-мудреце выше уже упоминалось. Фалес был тесно связан с ближневосточной  культурой. Он - первый математик и  физик в Ионии. Существовало даже предание, что Фалес был финикийцем, ставшим гражданином Милета. Более  правдоподобна версия о финикийских  предках Фалеса. Фалес жил в  самом конце 7 - первой половине 6 в. до н.э. Он предсказал год полного для  Ионии солнечного затмения, которое, как определила современная астрономия, имело место 28 мая 585 г. до н.э. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из "семи мудрецов" в 582 г. до н.э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам  объединиться перед лицом угрозы сперва против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа, как  это будет потом часто, не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный  враг, чем Лидия, помогал ей как  инженер. Он помог Крезу перейти  через реку Галие, приказав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в  реке.

Фалес дожил до глубокой старости. В античности ему были приписаны  сочинения в прозе "О началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Сами эти  названия говорят о Фалесе как  ученом и философе, искавшем начала мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия. Поздняя  античная традиция единодушна в том, что Фалес все свои первоначальные научные знания почерпнул в Азии и в Африке, т.е. в Вавилонии, Финикии  и Египте. Прокл утверждает, что  Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес почерпнул у жрецов Мемфиса и Диосполиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже стариком. В античной традиции Фалес - первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность, которую нашли в затмениях жрецы Аккада, Шумера, Египта.

Фалесу приписывалось  также открытие годового движения Солнца на фоне "неподвижных" звезд, определение  времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит не своим светом, и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу  на пять зон. Он ввел календарь, определив  продолжительность года в 365 дней и  разделив его на 12 тридцатидневных  месяцев, отчего пять дней выпадали так, как это было принято в Египте.

В области геометрии Фалес  установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней  углами, углов при основании равнобедренного  треугольника, разделенных диаметром  частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это  было известно, но для Эллады стало  открытием. Однако принципиально новое  состояло в том, что уже Фалес  стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной  форме.

Фалес как физик пытался  понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном  пассатном ветре, который, затрудняя  движение воды Нила, вызывал его  поднятие. Нo то, что верно в отношении  Невы, в отношении Нила неверно. Нил  разливается в результате летнего  таяния снегов и летних дождей в  его верховьях.

О Фалесе как философе первым написал Аристотель. В "Метафизике" сказано: "Из тех, кто первым занялся  философией, большинство считало  началом всех вещей одни лишь начала виде материи: то, из чего состоят все  вещи, из чего первого они возникают  и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам  своим меняется, это они и считают  элементом и началом вещей, И  поэтому они полагают, что ничто  не возникает и не погибает, так  как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму  для такого начала не все указывают  одинаково, но Фалес - родоначальник  такого рода философии - считает ее водою". Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами.

Вода - философское переосмысление Океана, Нун, Абзу (Апсу). Правда, название его сочинения "О началах" допускает, что Фалес поднялся до понятия  первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю - в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, она буквально  пребывает подо всем, на ней все  плавает.

С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги - действующие в мире силы, они также души как источники  самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает  железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное  можно подытожить словами Дногена  Лаэртского о Фалесе: "Началом  всего он полагал воду, а мир  считал одушевленным и полным божеств".

Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной  единой основе. Фалес сказал: "Многословие  вовсе не является показателем разумного  мнения". Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. "Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых  людей". Таков девиз первого  древнезападного философа, его философское  завещание.

2. Космологические  теории Анаксимандра и Анаксимена

Анаксимандр - ученик и последователь  Фалеса. О его жизни мы почти  ничего не знаем. Он автор первого  философского сочинения, написанного  прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих  философов. Сочинение Анаксимандра называлось "Пери фюсеос", т.е. "О  природе". Само название этого и  одноименных ему сочинений говорит  о том, что первые древнегреческие  философы, в отличие от древнекитайских  и древнеиндийских, были, прежде всего, натурфилософами, или, точнее говоря, физиками (сами античные авторы называли их фисиологами). Анаксимандр написал свое сочинение в середине б в. до н.э. От этого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского философа - "Карта земли" и "Глобус". Философское учение Анаксимандра известно из доксографии.

Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия "архэ", т.е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании  всего сущего. Поздний доксограф  Симпликий, отделенный от Анаксимандра более чем тысячелетием, сообщает, что "Анаксимандр первый назвал началом  то, что лежит в основе". Такое  начало Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Тот же автор сообщает, что Анаксимандр учил: "Начало и основа всего сущего - апейрон. Апейрос означает "беспредельный, безграничный, бесконечный". Апейрон - средний род от этого прилагательного, это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное.

Все древние авторы согласны с тем, что апейрон Анаксимандра материален, веществен. Но трудно сказать, что это такое. Одни видели в апейроне мигму, т.е. смесь (земли, воды, воздуха  и огня), другие - метаксю, нечто среднее  между двумя стихиями - между огнем  и воздухом, третьи полагали, что  апейрон неопределенен. Аристотель полагал, что Анаксимандр пришел к идее апейрона считая, что бесконечность  и беспредельность какой-либо стихии привела бы к ее предпочтению перед  тремя другими как конечными, а потому Анаксимандр свое бесконечное  сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Симпликий находит  два основания. Как генетическое начало апейрон должен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанциальное  начало апейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращения  стихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что  земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это  означает, что у них есть нечто  общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. А это и есть апейрон, но уже  не столько пространственно безграничный, сколько безграничный внутренне, т.е. неопределенный.

Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон "не знает  старости", что апейрон "бессмертен и неуничтожим". Он находится в  вечной активности, в вечном движении. Движение присуще апейрону как его  свойство. Апейрон - не только субстанциальное, но и генетическое начало космоса. Из него не только все в сущности, в  своей основе состоит, но и возникает. Анаксимандрова космогония принципиально  отличается от вышеизложенных космогоний Гесиода и орфиков, которые были теогониями лишь с элементами космогонии. У Анаксимандра никаких элементов  теогонии уже нет. От теогонии остался  лишь атрибут божественности, но и  то только потому, что апейрон, как  и боги мифологии, вечен и бессмертен.

Апейрон все из себя производит сам. Находясь во вращательном движении, апейроны выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств  образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое  и горячее). Затем в центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой  и огнем, воздухом и огнем. Под  действием небесного огня часть  воды испаряется, и земля выступает  частично из мирового океана. Так образуется суша. Небесная сфера разрывается  на три кольца, окруженных воздухом. Это, говорил Анаксимандр, как бы три обода колеса колесницы (мы скажем: это как бы три шины), полые  внутри и наполненные огнем. Эти  кольца невидимы с земли. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный  в нем огонь. Это звезды. В среднем  ободе одно отверстие. Это Луна. В  верхнем также одно. Это Солнце. Отверстия способны полностью или  частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С  ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр  объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения  между диаметрами трех космических  ободов или колец. Эта картина  мира неверна. Но поражает в ней полное отсутствие богов, божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение  и устройство мира из внутренних причин и из одного материально-вещественного  начала. Во-вторых, здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является и то, что  он есть, не одно и то же. Мы видим  звезды, Солнце, Луну, но не видим ободов, отверстиями которых звезды, Луна и Солнце являются. Мир чувств должен быть исследован, он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойти дальше непосредственного созерцания.

Анаксимандру принадлежит  также первая глубокая догадка о  происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила  под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли  на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел человек. В общем все  это верно. Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного  животного, а от морского. Человек  зародился и развился до взрослого  состояния внутри какой-то громадной  рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей  выжить), человек вышел на сушу.

Материалистический монизм (монизм - учение, согласно которому все  возникло из одного начала) мировоззрения  Анаксимандра поражало самих древних  греков. Античный автор Псевдо-Плутарх  подчеркивал: "Анаксимандр... утверждал, что апейрон - единственная причина  рождения и гибели". Христианский теолог Августин сетовал на Анаксимандра за то, что тот "ничего не оставил  божественному уму". Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении из него противоположностей, об образовании четырех стихий из противоположностей, а сама космогония - в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т.е. в общей идее эволюции живой природы.

Эсхатология - это учение (в принципе религиозное) о конце  мира. Эсхатос - крайний, конечный, последний. Об этом мы узнаем из сохранившегося фрагмента  Анаксимандра. Там сказано: "Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие (друг от друга) за несправедливость и  согласно порядку времени". Слова "друг от друга" потому стоят в  скобках, что они в одних манускриптах есть, а в других их нет. Так или  иначе, мы можем по этим словам судить о форме анаксимандрова сочинения. По форме выражения это не физическое, а правовое и этическое сочинение. Отношение между вещами мира выражено в этических терминах. Дж. Томсон думает, что выражение "получает возмездие" взято из этическо-правовой практики родового общества. Это формула  урегулирования споров между соперничающими родами. Так что первые греческие  философы не так уж абсолютно отличались от китайских и индийских. Но этической  у греческих философов была лишь форма, в которой представлялся, однако, физический мир, мир природы, а не мир человека. Но то, что мир  природы представлялся через  мир человека, - это проявление, пережиток  социоантропоморфического мировоззрения. Но оно вообще свойственно протофилософии. Олицетворения уже нет, нет и  полной антропоморфизации.

По существу же фрагмент вызвал немало различных истолкований. В  чем вина вещей? В чем состоит  возмездие? Кто перед кем виноват? Те, кто не принимает выражение "друг от друга", думают, что вещи виновны  перед апейроном за то, что они  из него выделяются. Всякое рождение есть преступление. Все индивидуальное виновно  перед первоначалом. Наказание же состоит в том, что апейрон  поглощает все вещи в конце  мира. Те же, кто принимает слова "друг от друга", думают, что вещи виновны не перед апейроном, а  друг перед другом. Третьи же вообще отрицают возникновение вещей из апейрона. В греческом тексте выражение "из чего" стоит во множественном  числе, а потому там апейрон не подразумевается, а вещи рождаются  друг из друга. Такое истолкование противоречит космогонии Анаксимандра. Вещи возникают  из апейрона и виновны друг перед  другом. Но их ~ вина состоит не в  рождении, а в том, что они нарушают меру, в том, что они агрессивны. Нарушение меры есть разрушение меры, пределов, что означает возвращение  вещей в состояние безмерности, их гибель в безмерном, т.е. в апейроне,

Информация о работе Первые натурфилософские школы Древней Греции