Первые натурфилософские школы Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Целью настоящего реферата является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленной целью в реферате решаются следующие задачи:
Проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы;
Изучить развитие милетской философии в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

Содержание работы

Введение 3
1. Философия Фалеса 5
2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.25 Кб (Скачать файл)

Апейрон Анаксимандра самодостаточен. Апейрон, гордо заявил о первоначале  и субстанции мироздания милетский  философ, "все объемлет и всем управляет". Апейрон не оставляет  места для богов и других сверхъестественных сил. Анаксимандр ввел то, что называли "гномон" - элементарные солнечные  часы, которые были известны ранее  на Востоке. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной горизонтальной площадке. Время дня определялось по направлению тени. Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года - в полдень  летнее солнцестояние, самая длинная  тень в течение года в полдень - зимнее солнцестояние. Анаксимандр построил модель небесной сферы - глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой. Он "дал общий очерк геометрии".

Анаксимен - ученик и последователь  Анаксимандра. Он в отличие от своего учителя, который писал, как отметили сами древние, "вычурной прозой", писал просто и безыскусственно. Это говорит о становлении  научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и  социоантропоморфизма. Анаксимен, как  и милетские философы, был ученым. Но круг его научных интересов  уже, чем у Анаксимандра. Вопросы  биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен - астроном и метеоролог. Он автор своего сочинения "О природе".

Не удержавшись на высоте абстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел первоначало  всего сущего в самой бескачественной  из четырех стихий - в воздухе. Анаксимен  называет воздух беспредельным, т.е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон - свойство воздуха.

Анаксимен сводил все формы  природы к воздуху. Все возникает  из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а  сгущаясь, - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен подошел здесь  к диалектической идее превращения  количественных изменений в качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение - с охлаждением. Это, конечно, неверно. Поскольку дыхание теплое, ему казалось, что воздух при выдыхании  разрежается и оттого теплеет.

Анаксимен думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась  от своего быстрого движения. Земля  и небесные светила парят в  воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько  нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что  он притягивает железо. Тем более  ценно то немногое, что мы находим  по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины  мира, Анаксимен видел в беспредельном  воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.

Что же касается богов, то Анаксимен  также выводил их из воздуха. Августин сообщает, что "Анаксимен богов  не отрицал и не обошел их молчанием". Но он, сообщает Августин, был убежден, что "не богами создан воздух, а что  они сами из воздуха" (А 10). Итак, боги - модификация материальной субстанции. Что же тогда в них божественного? - спрашивает христианский теолог.

Некоторые догадки Анаксимена довольно удачны. Град образуется при  замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух, что неверно. Плоская Земля неподвижно парит  в воздухе. Так же парящие плоские  Солнце, Луна и планеты, которые Анаксимен  отличил от звезд, движутся космическими ветрами. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды далее  Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

Таким образом, философские  системы Анаксимена и Анаксимандра представляют собой первые натурфилософские, стихийно-материалистические философские  воззрения, которые, однако, послужили  отправной точкой для дальнейшего  развития античной философии, и содержали  множество любопытных догадок.

Заключение

Ионийская философия - философия  в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы стремились понять то или иное начало как субстанцию. Отсюда определенная системность их воззрений, причем материалистическая, потому что утверждаемые ими начала - та или иная форма вещества, а  не духа. Ионийскую философию следует  считать таковой и потому, что  форма ее, несмотря на пережитки  мифологической образности, все же рациональна, ибо она выражалась в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность, Вода, земля, воздух, огонь, логос, необходимость - все это  уже демифологизированный образы, вступившие на грань понятий. Уже предфилософская  мифология свидетельствует о  рождении философии - в образе того самого сына Зевса, которого отец так  боялся. Этот сын Зевса и Метиды - логос, "разумное слово", которое  вынесло свой приговор "мифам" и "эпам".

Ионийская философия антимифологична  и сверхмифологична. Она - мировоззрение  торгово-ремесленных слоев городского населения, успешно боровшегося  за власть против аристократии, настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от своих прав в пользу брата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос, но все же мировоззренчески оправдывавшим ту социальную революцию, которая происходила в Элладе в 6 в. до и. э. и известное подобие которой наблюдалось в Индии и в Китае.

Список  использованной литературы

1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.

2. Голубинцев, В.О.  Данцев А.А., Любченко В.С. Философия  для технических вузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

3. История философии  в кратком изложении. Пер. с  чеш. И.И. Богута. -М.: Мысль, 1995 - 590 с.

4. Спиркин А.С.  Философия. М., 2001

5. Введение в  философию.2 части. М. 1983.

6. Философский словарь  / под ред. Фролова И. Т.М. 1991.

7. Философия. Учебник  / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.


Информация о работе Первые натурфилософские школы Древней Греции