Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:22, реферат
Фридрих Вильгельм Ницше, явившись одним из величайших немецких философов не только девятнадцатого века, но и за всю историю философии, оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах, трактовка которых по-прежнему вызывает массу споров. Некоторые люди склонны критиковать взгляды Ницше на те или иные явления, указывая лишь на те моменты, которые теоретически могут содержать одобрение нарушения многих морально-этических устоев современного цивилизованного общества. Другие же ими восхищаются, находя в его философии что-то “родное” для себя, то, что совпадает с их собственными соображениями.
Вступление
Фридрих Вильгельм Ницше,
явившись одним из величайших немецких
философов не только девятнадцатого
века, но и за всю историю философии,
оставил после себя яркий след,
воплощённый в уникальных трудах,
трактовка которых по-прежнему вызывает
массу споров. Некоторые люди склонны
критиковать взгляды Ницше на
те или иные явления, указывая лишь
на те моменты, которые теоретически
могут содержать одобрение
Если же просто запастись терпением, спокойствием стороннего наблюдателя и ознакомиться хотя бы с некоторыми трудами этого великого философа, то становится понятно одно: разность в понимании зависит от личных качеств людей, а за лаконичностью, меткостью и резкостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск истины работе мысли этого человека.
К сожалению, философия Ницше была воспринята некоторыми людьми слишком однобоко или в искажённом варианте, что привело к ломке в сознании людей и возникновению ряда личностей, крайне радикально настроенных по отношению к другим. Чтобы действительно понять философию Ницше, необходимо также тщательно ознакомиться с его биографией и с теми условиями, которые оказали наиболее сильное влияние на формирование его взглядов в тот или иной период жизни этого философа.
Первый этап развития философских взглядов
Родословная Фридриха Ницше
теряется в глубине XVI в. Его сестра
Элизабет писала о семейной легенде, гласившей,
что некий польский шляхтич
Ницкий был одним из тех, чьими усилиями
саксонский курфюрст Август Сильный был
избран в 1697 г. королем Польши, за что и
удостоился графского титула.
Но после отказа Августа от польской короны
его верный сторонник из-за участия в заговоре
против нового короля Станислава Лещиньского
бежал с семьей в немецкие земли и после
трехлетних скитаний осел в Саксонии.
Столь романтическую легенду
документальные данные, однако, не подтверждают.
Ни о каком графе Ницком в изданном
за 1839-1848 гг. в
Лейпциге 10-томном справочнике польских
дворянских родов не упоминается.
Достоверно установлено, что предки Ницше
уже с 1570 г. жили в Верхнем
Лаузице, затем в Бибре, небольшом городке
близ старинного Наумбурга. Отец философа
Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813
г. в семье ойленбургского суперинтенданта
Ф.А.Л. Ницше (1756-1826).
Окончив теологический факультет одного из лучших тогда немецких университетов в Галле, К.Л. Ницше после недолгого пребывания при альтенбургском герцогском дворе в качестве воспитателя трех принцесс получил от хорошо знавшего его прусского короля Фридриха Вильгельма IV церковный приход в деревне Рекен близ Люцена.
По обычаю молодой пастор
нанес визиты соседям, в числе
которых был и его коллега
в деревне Поблес Д. Ёлер, отец 11-ти
детей. Среди них рекенский пастор сразу
выделил 17-летнюю Франциску, также очарованную
кареглазым стройным мужчиной с прекрасными
манерами и моднейшим шелковым галстуком.
Роман протекал стремительно; уже 10 октября
1843 г., как раз в день рождения жениха, состоялась
свадьба.
Через год, 15 октября 1844 г., в
семье появился первенец, здоровый
и крепкий малыш. Счастливый отец
нарек мальчика, родившегося в
день именин обожаемого короля, тем
же именем - Фридрих Вильгельм. В
июле 1846 г. у
Людвига и Франциски родилась дочь Элизабет,
а еще через два года - второй сын Иозеф.
Больше всех пастор любил старшего сына, с которым он много и охотно занимался. Самым лучшим временем для маленького Фрица были часы, когда отец усаживался за фортепиано и начинал что-нибудь импровизировать. Притихший ребенок усаживался поближе и не сводил с отца восхищенных глаз. Не тогда ли и зародилась страстная любовь Ницше к музыке?
В 1848 г. в безмятежную жизнь
пасторского дома ворвалась буря
германской революции, прокатившейся
с запада на восток по всей стране.
Монархически настроенный Людвиг был
глубоко напуган и потрясен. Трудно судить,
насколько повлияло это на здоровье пастора,
но в конце августа он тяжело заболел и
через год, 30 июля 1849 г., скончался.
В литературе есть различные версии о причинах болезни Людвига Ницше и ее связи с трагической судьбой старшего сына. Ясно лишь, что умер он от размягчения мозга, возможного последствия травмы, полученной при падении с. каменной лестницы своего дома. Но эта болезнь по наследству не передается, хотя само падение с лестницы могло быть вызвано уже начинавшей прогрессировать болезнью мозга.
Через полгода смерть вновь посещает семью Ницше. На сей раз ее жертвой стал годовалый Иозеф. Позднее Фридрих в автобиографических заметках описал странный сон, который видел накануне:
"Я слышал в церкви
погребальные звуки органа. Пока
я пытался понять, в чем дело,
одна из могил внезапно
Весной 1850 г. семья перебралась
в старинный Наумбург. Этот город
знаменит величественным готическим собором,
и доныне украшающим центр города. Фридрих,
которому еще не было и шести лет, пошел
учиться в мужскую народную школу. Серьезный,
немного замкнутый и неразговорчивый
мальчик, с вьющимися белокурыми волосами
и унаследованными от бабушки прекрасными,
хотя и близорукими голубыми глазами,
чувствовал себя в школе неуютно и одиноко.
Его мягкие манеры и рассудительность,
вежливый тон вызывали постоянные насмешки
над "маленьким пастором", как его
окрестили одноклассники. Забавляло их
и то глубокое чувство, с которым Фридрих
декламировал отрывки из Библии и духовные
гимны. Такая отчужденность
Фридриха от коллектива сохранилась навсегда.
Была ли она защитным панцирем легкоранимого
и застенчивого характера или нет, но чувство
одиночества стало его спутником на всю
жизнь.
Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками до полуночи. А уже в пять часов утра он вставал и спешил в гимназию.
Но больше учебных предметов
мальчика волновали поэзия и особенно
музыка. Его кумирами стали классики
- В.А. Моцарт и И. Гайдн, Ф. Шуберт и
Ф. Мендельсон, Л. ван Бетховен и И.С. Бах.
В современной же музыке Г.
Берлиоза или Ф. Листа он не находил ничего,
способного взволновать человека. Тех
же людей, которые презирали музыку. Ницше
рассматривал как
"бездуховных тварей, подобных животному".
Осенью 1858 г. мать Фридриха получила
от ректора земельной школы- интерната
"Шульпфорте" письмо, где ее сыну
как необычайно одаренному мальчику предлагалось
место в школе. Предложение было лестным,
ибо Пфорта являлась одним из самых престижных
учебных заведений в Германии. Среди ее
выпускников были такие блестящие умы,
как знаменитые романтики братья Ф.А. и
В. Шлегели и Новалис (псевдоним Ф. Гарденберга),
поэт и драматург Ф.Г.
Клопшток, известный философ И. Г. Фихте,
крупнейший историк Л, Ранке.
Позднее питомцами школы стали выдающийся
историк К. Лампрехт и один из последних
канцлеров империи - Т. фон Бетман-Гольвег.
Понятно, что польщенная мать с радостью
согласилась. Проведший детство в тепличном
женском окружении, Фридрих вступил в
иной, более суровый мир интерната.
Складывавшееся в те годы
мировоззрение Ницше нашло
1843), тогда не признанном и почти неизвестном.
Его творчество, воспевавшее слияние человека
и природы в духе античности и ярко отразившее
разлад общества и личности, привлекло
юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить
настроения, присущие тогда и Ницше.
В этом "эллинском монахе"
он увидел родственную душу, сказавшую
немцам
"горькую истину" об их жалком и убогом
филистерстве. Но учитель литературы,
в полном соответствии с общепринятыми
негативными оценками Гёльдерлина,
"дружески посоветовал автору избрать
какого-нибудь более здорового и ясного
немецкого поэта". Разочарованный Ницше
еще глубже замкнулся в себе и уже никогда
больше не высказывал перед преподавателями
Пфорты своих истинных чувств и мыслей.
Не складывались и отношения
Ницше с воспитанниками. Они видели
интеллектуальное превосходство однокашника,
осыпали его насмешками, их раздражало
равнодушие Ницше к тем маленьким
радостям, которые приносили экскурсии,
обычно заканчивавшиеся кружкой
доброго пива или бокалом вина
в одном из многочисленных ресторанчиков,
располагавшихся по тенистым берегам
Заале. Лишь с пасторским сыном из Рейнланда
Паулем Дейссеном у Фридриха возникла
дружба на почве общей любви к древнегреческой
литературе, особенно к Анакреону, и намерения
изучать после окончания школы теологию
в Боннском университете.
В апреле 1862 г. Ницше создает
два философско-поэтических
"Мораль - результат всеобщего
развития человечества. Она - сумма
всех истин нашего мира; может
быть, она в бесконечном мире
значит не более, чем
Едва ли мы знаем, чем является
само человечество: лишь ступенью, периодом
во всеобщем, в потоке становления
или оно произвольное явление
Бога? Может быть, человек есть только
развитие камня через медиумы растений,
животных? Достигнуто ли уже этим его завершение,
не история ли это? Есть ли конец у этого
вечного становления? Каковы пружины великих
часов? Они скрыты, но они те же самые в
великих часах, которые мы называем историей.
Циферблат - это события. От часа к часу
все дальше прыгает стрелка, чтобы после
12 начать свой путь сызнова; наступает
новый мировой период...
Высшее понимание мировой истории недоступно людям; но великий историк, как и великий философ, становятся пророками - ведь оба абстрагируются от внутренних кругов к внешним...
Свободная воля предстает
как раскованность, самовольность.
Она - бесконечная свобода, блуждание,
дух. Но рок - это необходимость, если
мы не согласны поверить, будто мировая
история - это не ошибочные грезы,
невысказанные муки человечества -
фантазии, мы сами - игрушки наших
фантазий. Рок - бесконечная сила сопротивления
свободной воле; свободная воля без
рока мыслима столь же мало, как
дух без реалий, добро без зла...
Свободная воля - лишь абстракция и означает
способность действовать осознанно, а
под роком мы понимаем принципы, которые
руководят нами в неосознанных действиях.
В свободе воли заключен для
индивида принцип обособления, отделения
от целого, абсолютная неограниченность,
но рок вновь органически
Во втором эссе "Свобода воли и рок" самыми примечательными кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи потустороннего мира:
"То, что Бог становится
человеком, указывает лишь: человек
должен искать свое блаженство
не в бесконечности, а создать
свое небо на земле; иллюзия
неземного мира исказила
В этих небольших произведениях,
скорее, набросках уже видны зародыши
тех проблем, вокруг которых до самого
конца жизни Ницше будет
Критика церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет человеческих ценностей, признание ограниченности и относительности всякой морали, идея вечного становления, мысль о философе и историке как о пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое, проблема места и свободы личности в обществе и истории, пронесенное через года отрицание унификации и нивелировки людей, страстная мечта о новой исторической эпохе, когда наконец-то род человеческий возмужает и осознает свои задачи, - все это можно уловить в его первых философских опытах.
Развитие эти мысли
получат, конечно, гораздо позднее.
Пока они не слишком были ясны и
самому автору. Его окружали провинциальный
мирок
Наумбурга и размеренная жизнь интерната,
начинавшие становиться уже явно тесными
для его неординарных мыслей и дерзких
мечтаний.
В сентябре 1864 г. Ницше закончил
обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов.
возвратился в Наумбург. Решение продолжить
дальнейшую учебу в
Боннском университете он принял еще раньше.
По желанию матери Фридрих обещал записаться
в университете на теологическое отделение.
Через месяц,
16 октября 1864 г., после небольшой поездки
по Рейну и Пфальцу Ницше вместе с Дейссеном
приехали в Бонн.
После почти казарменных
порядков Пфорты их полностью захватила
вольная и безалаберная студенческая
жизнь, пирушки и обязательные поединки
на рапирах. Но очень быстро Ницше остыл
к развлечениям и все чаще стал задумываться
о переходе на отделение филологии, что
и сделал осенью 1865 г.
Он занимался в семинаре одного из лучших
немецких филологов Фридриха Ричля и той
же осенью перевелся в Лейпцигский университет
в связи с переездом туда своего наставника.
Третий семестр Ницше
начал, как начинают совершенно новую
жизнь. Он твердо выбрал филологию, хотя
понимал, что для склада его ума
и характера узкая
Идеи Шопенгауэра (1788-1860) были чрезвычайно близки собственным размышлениям Ницше конца 1865 г. Его поражало презрение философа к людям, с их мелочными заботами и своекорыстными интересами. Бессмысленность этого существования, так ярко обрисованная Шопенгауэром, привела Ницше к мысли о том, что искать смысл жизни человека в исполнении им своего долга - напрасная трата сил и времени. Человек исполняет свой долг под давлением внешних условий существования, и этим ничем не отличается от животного, также действующего исключительно по обстоятельствам.
Информация о работе Первый этап развития философских взглядов