Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:22, реферат
Фридрих Вильгельм Ницше, явившись одним из величайших немецких философов не только девятнадцатого века, но и за всю историю философии, оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах, трактовка которых по-прежнему вызывает массу споров. Некоторые люди склонны критиковать взгляды Ницше на те или иные явления, указывая лишь на те моменты, которые теоретически могут содержать одобрение нарушения многих морально-этических устоев современного цивилизованного общества. Другие же ими восхищаются, находя в его философии что-то “родное” для себя, то, что совпадает с их собственными соображениями.
Именно поэтому невозможно изложить философию Ницше, нельзя сделать то, что не позволял себе он сам, ибо домыслы приведут лишь к тому, что свои интерпретации будут выдаваться за его мысли.
Бомба с позитивистским зарядом
взорвалась в мае 1878 г. публикацией
новой книги Ницше "Человечество,
слишком человеческое" с шокирующим
подзаголовком "Книга для свободных
умов". В ней автор публично
и без особых церемоний порвал
с прошлым и его ценностями:
эллинством, христианством,
Шопенгауэром, Вагнером.
Такой неожиданный поворот
вряд ли можно сводить к двум наиболее
распространенным версиям. Первая объясняет
его обычной завистью неудавшегося
музыканта к Вагнеру, однажды
довольно пренебрежительно отозвавшемуся
об одной из музыкальных композиций
Ницше. Вторая версия усматривает причину
в воздействии на Ницше его "злого
демона" - философа и психолога
Пауля Рэ (18491901), с которым Ницше тесно
сдружился, живя в
Сорренто.
Несомненно, дружба с Рэ сыграла
известную роль в переломе ницшевского
мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства
явно охладел к вагнерианству и метафизике
немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел
не вдохновителя, а единомышленника. Не
случайно на подаренной Ницше книге
"Происхождение моральных чувств",
вышедшей за год до "Человеческого",
Рэ написал: "Отцу этой книги с благодарностью
от ее матери". Так что влияние бесспорно,
но влияние обоюдное.
Оторопевшие от измены Ницше
почитатели Вагнера онемели от ярости,
а в августе 1878 г. сам маэстро
разразился крайне агрессивной и
злобной статьей
"Публика и популярность". Имя Ницше
в ней не называлось, но явно подразумевалось.
Его книга расценивалась как следствие
болезни, а блестящие афоризмы - как ничтожные
в интеллектуальном плане и прискорбные
в моральном. Зато очень высоко отозвался
о книге Якоб Буркхардт, сказавший, что
она "увеличила независимость в мире".
Аристократически мыслящему
Буркхардту, поклоннику Ренессанса и певцу
индивидуальности личности, не могло не
импонировать предостережение Ницше против
социализма, который
"жаждет такой полноты государственной
власти, какою обладал только самый крайний
деспотизм, и он даже превосходит все прошлое
тем, что стремится к формальному уничтожению
личности; последняя представляется ему
неправомерной роскошью природы, и он
хочет реформировать ее, превратив в целесообразный
орган коллектива".
Новый, 1879 г. принес Ницше
неимоверные физические страдания:
почти каждодневные приступы болезни,
непрерывная рвота, частые обмороки,
резкое ухудшение зрения. Продолжать
преподавание он был не в силах, и
в июне Ницше получит по его
прошению отставку с назначением
ежегодной пенсии в 3 тыс. франков. Он
уехал из Базеля в Сильс-Марию, в
долину Верхнего Энгадина - тихое местечко
с густым хвойным лесом и маленькими голубыми
озерами.
Сгорбившийся, разбитый и постаревший
лет на 10 полуслепой инвалид, хотя ему
не исполнилось еще и 35 лет.
Но и в тот ужасный
1879 г. он создал новые книги: "Пестрые
мысли и изречения", "Странник
и его тень". А в следующем,
1880 г. появилась
"Утренняя заря", где сформулировано
одно из краеугольных понятий ницшевской
этики - "нравственность нравов".
Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек "хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал "высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, "сами положившие начало традиции".
Как продолжение "Утренней
зари" зимой 1881-1882 г. Ницше написал
в
Генуе "Веселую науку", выходившую
позже несколькими изданиями с дополнениями.
С этого сочинения началось
новое измерение мысли Ницше,
невиданное никогда прежде отношение
к тысячелетний европейской истории,
культуре и морали как к личной
своей проблеме: "Я вобрал в
себя дух Европы - теперь я хочу нанести
контрудар". Но столь интимная сопереживаемость
с историей не могла обернуться ни чем
иным, как "отравлением стрелой познания"
и
"ясновидением" , а сам Ницше - "полем
битвы". Легко пожать плечами при этом
признании, полагая, что оно было высказано
человеком, страдающим манией величия.
Труднее признать как непреложную данность
поразительнейший дар
Ницше жить в возвышенном мире и не воспринимать
это как "нечто фальшивое и жуткое".
Особенно впечатляют два
фрагмента "Веселой науки" - "Безумный
человек" и "Величайшая тяжесть".
В первом возникает тема "смерти
Бога", образ которого увенчан
в многочисленных надгробиях и церквах,
разбросанных по всей Земле. Диагноз
Ницше фиксирует глубинную
Отныне человек вступает в эру совершеннолетия,
теперь он предоставлен самому себе. Авторитет
Бога и церкви исчезает, но на их место
приходит авторитет совести, авторитет
рвущегося на освободившееся место разума.
Сверхчувственный мир идеалов умирает,
но творческое начало - прерогатива библейского
Бога - переходит в человеческую деятельность.
Но коль скоро этот сверхчувственный мир
начиная с Платона, вернее с христианского
толкования его учения, трактуется как
мир подлинный, то его гибель означает
для Ницше конец всей предыдущей западной
философии в лице метафизики или платонизма.
Ее заменяет "веселая наука" Ницше,
открывающая "ужасные истины". Второй
фрагмент в общих чертах намечает развитую
позднее идею
"вечного возвращения". Неверно усматривать
в этой концепции нечто мистическое. Наоборот:
она происходит от естественнонаучных
позитивистских посылок, представленных,
в частности, Ойгеном Дюрингом в книге
"Курс философии" (1875), которую внимательно
изучал Ницше.
Дюринг высказал мысль, что
Вселенную в принципе можно было
бы представить в любой момент
в виде комбинации элементарных частиц.
Тогда мировой процесс будет
калейдоскопом их различных комбинаций,
число которых имеет предел. А
это означает, что после завершения
последней комбинации может вновь
складываться первая. Следовательно, мировой
процесс - не что иное, как циклическое
повторение однажды уже бывшего.
Дюринг как позитивист отвергал такую
гипотезу, считая количество комбинаций
уходящим в "дурную бесконечность"
(выражение Гегеля). Однако эта идея
глубоко поразила Ницше.
Ницше вслед за Дюрингом исходит из того,
что в основе бытия лежит некое определенное
количество квантов силы, понимаемых не
физически, а биологически. Кванты эти,
подобно объективациям воли в философии
Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе
друг с другом, образуя при этом отдельные
сочетания. А так как число квантов постоянно,
то периодически должны складываться
комбинации, уже бывшие когда-то прежде:
"Все становление имеет место только
в рамках вечного круговращения и постоянного
количества силы". Таким образом, бытие
в том виде, в каком оно существует, не
имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь
и вновь повторяется, никогда не переходя
в небытие - неизбежный вечный круговорот
и вечное возвращение. Но, следовательно,
повторяется и человек, а значит, никакой
потусторонней небесной жизни в природе
не существует и каждое мгновение вечно,
поскольку неизбежно возвращается.
“Заратустра”
Мысль о вечном возвращении
настолько глубоко захватила
Ницше, что он в необыкновенно
короткое время (всего за несколько
месяцев) создал величественную дифирамбическую
поэму "Так говорил Заратустра".
Он писал ее в феврале и в
конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло
и в феврале
1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал
четвертую часть поэмы, столь лично- интимную,
что вышла она всего в 40 экземплярах за
счет автора для близких друзей. Из этого
числа Ницше подарил только семь, ибо больше
дарить было некому. Непостижимо чужд
стал Ницше эпохе. Горько читать его письма,
в которых он робко извиняется за просьбу
ознакомиться с его книгой. Не успеха,
не славы, даже не простого человеческого
сочувствия ждал он: он надеялся найти
хоть какой-нибудь отклик на сжигающие
его мысли. И все напрасно! Даже самые близкие
люди - сестра, Овербек, Роде, Буркхардт
- избегали в ответных письмах всяких суждений,
словно тягостной повинности, настолько
непонятны им были боль и страдания его
лихорадочного разума.
Время работы над "Заратустрой"
- один из тяжелейших периодов в жизни
Ницше. В феврале 1883 г. в Венеции скончался
Рихард Вагнер. Тогда же Ницше пережил
серьезную размолвку с матерью и сестрой,
возмущенными его намерением жениться
на Лу Андреас-Саломе (1861-1937), в будущем
известной писательнице, авторе биографий
P.M. Рильке и 3. Фрейда, которую они считали
"совершенно аморальной и непристойной
особой". Тяжело пережил Ницше и помолвку
сестры с учителем гимназии Бернхардом
Фёрстером, вагнерианцем и антисемитом.
В апреле 1884 г. Ницше писал Овербеку: "Проклятое
антисемитство стало причиной радикального
разрыва между мною и моей сестрой".
"Заратустра" занимает
исключительное место в
Книга содержит необычайно большое
число полускрытых ядовитых пародий
на Библию, а также лукавые выпады
в адрес Шекспира, Лютера, Гомера,
Гёте,
Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры
этих авторов Ницше дает пародии с одной-единственной
целью: показать, что человек - это еще
бесформенная масса, материал, требующий
талантливого ваятеля для своего облагораживания.
Только так человечество превзойдет самого
себя и перейдет в иное, высшее качество
- появится сверхчеловек. Ницше закончил
первую часть "Заратустры" словами:
"Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы
здравствовал сверхчеловек".
Известно, какой кровавый
след оставили в истории нелюди,
возомнившие себя сверхчеловеками.
Но виновен ли в этом Ницше? Ни в
коем случае. Его сверхчеловек - результат
культурно-духовного
Не случайно, не красного
словца ради поставил Ницше появление
сверхчеловека в зависимость
от смерти богов. На первый взгляд, кажется,
что
Ницше помещает человека на опустевшее
место Бога. Но это не так. Если Бог мертв,
то его место так и остается пустым, и не
созидание, а только господство над сущим
в виде господства над Землей переходит
к сверхчеловеку будущего.
Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.
Очень просто возмутиться
идеей сверхчеловека, но непозволительно
представлять это возмущение, возможно
и понятное, как опровержение Ницше.
Он мыслил появление сверхчеловека как
долгий процесс величайших самопреодолений,
как великое торжество духовной природы
человека, а не индульгенцию буйствующему
произволу хамов.
Другое заблуждение, вытекающее
из неверного толкования сверхчеловека
у Ницше, заключается в том, что
Ницше объявляют философом
Действительно, господство знати
- одна из главных основ общественно-
морального идеала Ницше. Но нам прежде
всего надо уяснить, что вкладывает
Ницше в понятия "господство" и "знать".
"Господство" Ницше понимал
не как политическую или
Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально- политические, а исключительно как моральные категории. Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека.
Заключение
Таким образом, мы видим, что
в развитии философских взглядов
Фридриха
Ницше можно выделить три следующих друг
за другом этапа: активное освоение культуры
прошлого – литературы, истории, философии,
музыки, сопровождавшееся романтическим
поклонением античности; критика основ
западноевропейской культуры (“Странник
и его тень”, “Утренняя заря”,
“Весёлая наука”), сведение счетов с кумирами
XIX века; период написания
“Заратустры”, учение о “сверхчеловеке”
(начиная с 1881 года).
Информация о работе Первый этап развития философских взглядов