Пессимизм Шопенгауэра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:07, реферат

Описание работы

Артур Шопенгауэр родился в городе Данциге (ныне Гданьске) 22 февраля 1788
года. Его отец, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747— 1805), довольно
состоятельный купец, принадлежал к весьма почтенному семейству, несколько
поколений которого своей успешной коммерческой деятельностью и
добропорядочностью завоевали прочное общественное положение и высокую
репутацию.

Содержание работы

1. Истоки пессимизма ---------------------------------- 3
2. Наихудший из миров ----------------------------- 6
3. метафизика половой любви ------------- 12
Список использованной литературы ---------- 17

Файлы: 1 файл

Пессимизм Шопенгауэра.docx

— 59.13 Кб (Скачать файл)

Затем надо пройти по двум следующим друг за другом ступеням самоуничтожения

Воли. Первая из этих ступеней — эстетическое созерцание, вторая — моральное

самосовершенствование  и  благодаря  этому  переделка  своего  поведения  в

надлежащем направлении. На самом верху второй ступени намечается переход  в

состояние, близкое к религиозному  самоотречению,  и  это  при  несомненном

общем атеистическом умонастроении Шопенгауэра!

 

      Шопенгауэр  пренебрег  научным  познанием  как  эгоистическим   и   не

приносящим никакой пользы человеческому освобождению. Теперь он  заявляет  и

о недостаточности познания через  искусство.  Познание  сущности  мира  ради

освобождения и ее явлений, и ее  самой  средствами  искусства  своей  полной

цели не достигает. Следует обратиться к этическому познанию и  поведению,  и

здесь   Шопенгауэр   надеется   указать   наиболее   эффективный   путь    к

самоупразднению Воли: люди, уничтожая себя как явления, тем самым  уничтожат

и сущность. Как бы ни отвергал Шопенгауэр Гегеля, но он  сам  вынужден  хотя

бы частично принять разработанную  Гегелем диалектику  сущности  и  явления:

когда есть явления, тогда  есть  и  сущность,  а  когда  исчезают  субъекты,

олицетворяющие  собой,  по  Шопенгауэру,  мир  явлений,  тогда  исчезнет   и

абсолютный объект как мир сущностей. Впрочем,  у  самого  Гегеля  сущностный

мир  действительности  сам  представляет  собой  единство   объективного   и

субъективного.

 

      А. Шопенгауэр не  призывает к самоубийству, и  этим  он  отличается  от

Эдуарда Гартмана, в философии которого, близкой учению  Шопенгауэра,  вопрос

о целесообразности сведения счетов с жизнью решается  вполне  утвердительно.

Шопенгауэр  же  даст  отрицательный  ответ  и  обосновывает  его   следующим

образом. Самоубийца отталкивается не от самой жизни, а только от того,   что

делает ее неприятной и мешает наслаждаться ее  радостями,  почему  и  кладет

всем этим отравляющим жизнь событиям конец. Задача же состоит в  том,  чтобы

расстаться с самой волей к жизни, для чего  следует  возвыситься  и  над  ее

горестями, и над ее радостями, и над ее одноцветностью, и над ее  пестротой.

 

      Возвышению  и  над  тяготами  жизни,  и  над  ее  постылостью   должна

содействовать   определенная   линия   морального   поведения,   которую   и

рекомендует Шопенгауэр в четвертой книге «Мир как воля и  представление»,  в

«Двух  основных  проблемах  этики»,  и   во   втором   томе   «Parerga   und

Paralipomena». Здесь  обрисовывается  своеобразный  антисоциальный  гуманизм

Шопенгауэра,  который  может  быть  охарактеризован  и   как   самоотрицание

гуманизма, и как придание гуманизму неожиданного измерения.

      Этическая программа  Шопенгауэра по-своему вполне  последовательна. Коль

скоро Мировая Воля представляет собой источник  зла,  то  ее  самоликвидация

вполне морально  оправдана  и  даже  необходима.  Поскольку  уничтожение  ее

возможно  только  через  определенную  деятельность  порожденных  ею  людей,

морально необходимо упразднение ими воли к жизни в  самих  себе.  В  этом  и

заключается их этический долг. Правда, Шопенгауэр порицает всякое  моральное

долженствование и в этом пункте не согласен Кантом, заявив,  что  ссылки  на

долг приводят  только  к  «рабской  морали»,  однако  сам  же  не  может  не

апеллировать к долженствованию в решениях человека насчет своего  поведения.

Собственный шопенгауэровский «категорический  императив»  гласит:  принуждая

себя ничего не делать из того, что хочется, следует делать все  то,  что  не

хочется. Смысл этого императива (обязательного требования)  состоит  в  том,

что подлежит подавить в себе по к жизни  или  хотя  бы  все  более  и  более

ослаблять в себе. Обращает на  себя  внимание  и  следующее  обстоятельство:

подобно Канту, Шопенгауэр исходит при опей поступков не из их  характера,  а

из тех побудительных мотивов, которые их вызвали. И  он  вполне  согласен  с

Кантом также и в  том,  что  обязательной  предпосылкой  и  условием  морали

является свобода воли человека, при всем  том,  что  у  Канта  свобода  воли

отлична от других черт потустороннего бытия, а  у  Шопенгауэра  совпадает  с

самой его необходимостью, в глубине «безосновной» Во  свобода  необходимости

тождественна (о «безосновности» свободной воли впоследствии писал  и  Н.  А.

Бердяев).  К  этому  должно  быть  добавлено,  что  из   глубин   Воли,   по

Шопенгауэру, исходит и иная необходимость — та, которая  безраздельно  царит

в мире представлений. А мораль должна складываться из  следующих  элементов:

покорное принятие мучений,  аскетическая  позиция  в  отношении  собственной

личности, альтруистическая установка в отношении всех других людей и  полное

упразднение эгоизма в результате действия первых двух  принципов.  Последнее

означает,   что   подлинно   моральный   человек   достигает   своего   рода

атеистической «святости». Он не верит в Бога, но ведет себя  так,  как  если

бы он в него верил, и следует его заветам.

      Доведенный до  крайности аскетизм означает  полное прекращение  желаний,

а альтруизм в том значения, которое  ему  придал  Шопенгауэр,  выражается  в

сострадании, обращенном ко всему человечеству, в совершенно  бескорыстной  и

беззаветной помощи всякому чужому горю. Выражается также  и  в  солидарности

со всеми, кто смог вступить на стезю полного уничтожения в  себе  стремлении

к земному, эмпирическому счастью. Разве все  это  в  совокупности  никак  не

похоже на поведение «святых отшельников»? С той оговоркой, что едва ли  кому

из них удавалось в абсолютно полном виде осуществить достаточно  скоро  свой

моральный идеал. Не осуществил его в своей личной жизни  и  Шопенгауэр.  Что

же  касается  теории,  то  как  бы  ни  порицал  Шопенгауэр   многие   черты

христианства и прежде всего само упование  на  благость  сверхъестественного

существа, он вполне приемлет  отшельническое  самоотречение  и  добровольное

умерщвление плоти, христианское милосердие и служение ближнему. Кроме  того,

он одобряет растворение своего  «я»  в  окружающей  природе  и  тенденцию  к

постепенному его исчезновению, возводимую в идеал  поведения  в  буддизме  и

некоторых других восточных религиях.

      По мнению философа  мировой скорби, земные радости  и наслаждения  столь

же враждебны морали, как и зависть, вражда, ненависть и вообще  злоба,  чем-

либо мотивированная или беспредметная. Осуждает он и  обычное  обывательское

поведение, хотя  это  не  помешало  ему  в  «Афоризмах  житейской  мудрости»

примирять   читателей   с   практическим   своекорыстием   как   проявлением

«благоразумного» поведения. Вполне приемлемо  для  философа  и  существующее

государство, хотя он и порицает его как «шедевр»  эгоистического  поведения,

а  всемогущество  эгоизма  именует  метафизическим  заблуждением.   Но   тут

возникает общая мировоззренчески-философская  трудность:  поскольку  в  мире

представлений  господствует   необходимость,   то,   следовательно,   всякий

эгоистический поступок, а не только просто акт злодейства (последний мог  бы

оказаться плодом  и  почти  беспричинного  каприза)  обусловлен  необходимым

образом, и здесь нет проявления вины, нет и возможности  хотя  бы  некоторым

людям изменить свое поведение так, чтобы оно стало моральным. Это все та  же

поставленная Иммануилом Кантом проблема: разве может свобода  проникнуть  из

запредельного  мира  в  мир  явлений?  Шопенгауэр  не  дает   сколько-нибудь

удовлетворительного разрешения этой  проблемы  и  предпочитает  ответить  на

совсем другой вопрос: одинаковы  ли  характеры  людей?  Нет,  они,  конечно,

различны, особенностями характера и определяется то, что одни люди  способны

направить себя к «святости», а другие либо вообще закостенели во  зле,  либо

ведут себя чувственно и  легкомысленно.  Таким  образом,  из  запредельного,

потустороннего (в  отношении  явлений)  мира  к  нам  проникает  не  столько

свобода,  сколько  характер.  Однако  тем  самым  главная  трудность   этики

Шопенгауэра остается без разрешения.

      Возвращаясь к  сопоставлению этики Шопенгауэра  с христианской религией,

необходимо отметить, что вслед за Кантом, он  отвергает  все  доказательства

существования

Бога и все попытки оправдать богоправление миром со всеми  его

несправедливостями,  мучениями,  злодеяниями  и  мерзостью  как   совершенно

несостоятельные.  Франкфуртский  мизантроп  иронически  цитирует   известное

место из Ветхого завета: «И увидел Бог, что он создал, и вот хорошо  весьма»

(Бытие,   1,   37).   Он   отвергает   также   попытки   придания    религии

интеллектуальной  респектабельности  и,  подобно  Гегелю,  не  приемлет   ни

антифилософского приписывания Богу личностных  черт,  ни  претензии  религии

как в этом, так и в других вопросах  стать  выше  философии.  В  диалоге  «О

религии» Шопенгауэр утверждает, что вера  и  знание  не  совместимы,  всякое

богословие и всякий фидеизм ложны. Он убежден, что  религиозные  надежды  на

загробное счастье в корне фальшивы. Шопенгауэр фактически следует  Гоббсу  и

Юму, когда заявляет, что в Европе религия унизила себя, став одной  из  опор

существующею в обществе  политического  устройства.  И  в  то  же  время  он

признает, что из всех религии по своему внутреннему содержанию ему  наиболее

импонирует христианство, и это  получает  свое  обоснование  в  том,  что  в

этической программе Шопенгауэра явственно звучат мотивы  изначального  греха

(вины) и покаяния, порицания  плотской  жизни  и  всех  земных  радостей.  А

вместе с тем —  прославления  очистительной  функции  страданий,  требования

воздавать людям добром за зло и  ориентации  на  подвижничество,  оправдания

евангельских идей искупления и спасения.

 

      3. Метафизика половой  любви

 

      Все поэтические, все драматические, все художественные  произведения  –

не что иное как изображение половой любви. Удивляться  мы  должны  не  тому,

что и философ решил избрать своей темой эту постоянную тему всех  поэтов,  а

тому,  что  предмет,  который  играет  столь  значительную  роль   во   всей

человеческой жизни, до сих пор почти совсем  не  подвергался  обсуждению  со

стороны философов и представлял для них неразработанный материал.

 

Вся влюбленность, какой бы эфирный вид она себе  ни  придавала,  имеет  свои

корни исключительно в половом  инстинкте.  Почему  же  такой  пустяк  должен

играть столь  серьезную  роль  и  беспрестанно  вносить  раздор  и  смуту  в

стройное  течение  человеческой  жизни?  В  этих  фривольных  шашнях   любви

Информация о работе Пессимизм Шопенгауэра