Платон - политик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:17, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы — раскрыть основные положения о законах Платона и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.

Содержание работы

-Введение
-Учение о законах
-«Законы»
-Заключение
-Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ2.docx

— 31.32 Кб (Скачать файл)

                                            СОДЕРЖАНИЕ

-Введение

-Учение о законах

-«Законы»

-Заключение

-Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

Творчество Платона волнует  умы уже три тысячелетия: его  учение оказывалось современным  и содержательно значимым для  любой эпохи.

Платон был первооткрывателем  в сфере философского освещения  обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них  отмечена печатью его творческого  гения. Многие положения о государстве  и праве, высказанные Платоном в  его учении, остаются актуальными  и современными до наших дней.

В истории философской мысли  после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о  Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве  посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.

По своему характеру источники  подразделяются на работы по истории  Древней Греции, философии права  и истории политико-правовых учений.

Цель настоящей работы — раскрыть основные положения о законах  Платона и праве и показать актуальность идей Платона в современный  период.

Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе  изложен материал об учении о законах. Во второй главе, самой объемной по содержанию, рассматриваются законы Платона

 

 

 

 

 

 

                                   УЧЕНИЕ О ЗАКОНАХ

Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся  одним из главнейших во всей его  системе политических взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе  они ничем не будут отличаться от самых диких зверей» (X, 875). Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан,  он все-таки высшей целью имеет благо государства.

Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона: «Не  ради нового словца назвал я сейчас правителей служителями законов: я  действительно убежден, что спасение государства зависит от этого  больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон -  владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (IV, 715Д).

Однако Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний  имеет пределы, обусловленные ограниченностью  ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда  этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и  в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться. «Повиновение законам есть первая и самая священная обязанность каждого гражданина; все правительственные лица должны быть только слугами и исполнителями закона»[. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже  необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ  неоднократно подчеркивает мысль о  том. Что закон должен быть полезным прежде всего для государства, т. е. соблюдать интересы всех граждан, он  понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям.

Платон различает правильные и неправильные законы. «Правильны лишь те законы, которые установлены  ради общего блага всего государства  в целом, а не какой-то узкой властвующей  группы. В последнем случае, согласно Платону, и вовсе государственная  организация жизни». «Мы признаем, что там, где законы установлены  в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях» (IV, 715В).

В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые  законы, которые скрупулезно и  жестоко регламентируют публичную  и частную жизнь людей, определяя  распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства  путем внушения представлений о  божественности и незыблемости учрежденных  порядков и законов, суровых, загробных  карах за их нарушение и т.п.».

Последние две книги «Законов»  наполнены множеством правил относительно осуществления гражданских прав и обязанностей. Так, закон должен взять право доведения в сои  руки и определить собственности, «не  слушая вопля умирающих». Сироты - «наисвященнейшие залоги» - должны пользоваться покровительством государства. При «несовместимости характеров» мужа и жены, они должны, они должны быть разводимы. Колдовство наказывается смертью. В стране не должен быть терпим ни один нищий. Ни один человек, моложе сорока лет, не может путешествовать за границей. Трупы должны быть выставляемы в течение трех дней до погребения, с целью узнать действительно ли они безжизненны. Должностные лица обязаны отдавать ежегодный отчет в своей службе перед известными публичными, следователями». Последние должны быть тщательно избираемы и, если окажутся того достойными, должны пользоваться особым почетом в течение жизни, а по смерти торжественными публичными похоронами, не сопряженными с горем и жалобами; тело следует облечь в белую одежду; хоры юношей и мужчин должны воспевать похвалы покойникам, и на их могиле должны происходить ежегодно состязания в музыке и гимнастике.

Платон, подобно Сократу, признавал невозможным сознательное заведомое совершение зла. Дурные поступки являются последствием незнания, так  как, зная блага, человек не может  стремиться к злу. Само же незнание может иметь различные причины, и поэтому выделяют три его  различных вида. Во-первых, это может  быть неведение, случайная, невинная ошибка. Во-вторых, - незнание, соединенное с  нежеланием искать знания или самонадеянным  признанием своего неведения знанием. В-третьих, незнание, обусловленное  затемнением разума аффектом или  чувственным вожделением. Уголовная  ответственность, по мнению Платона, наступает  только за поступки, подходящие под  вторую и третью категории, причем для  преступлений, обусловленных затемнением  разума под влиянием чувственных  вожделений, он требует более строго наказания, чем для совершенного под влиянием аффекта.

В «Законах» Платон формулирует актуальный и по сей день принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление.

«Вообще никто никогда  не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства» (855е). К видам наказания он относит: смерть, тюремное заключение, палочные удары,  унизительные места для сидения и стояния или стояние возле святилищ на окраине страны; либо наказанием должна быть денежная пеня (855с).

Цель уголовного наказания. По учению Платона о законах, заключается  в предупреждении повторения преступлений. Наказание налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их повторения в будущем. Наказание  приводит к достижению этой цели трояким  способом: 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; 2) устранением влияния дурного примера на сограждан; 3) избавлением государства от опасного, вредного члена.

Наказание вообще не налагается с тем, чтобы причинить зло  наказываемому; напротив, оно или  исправляет его, или препятствует ему  сделаться еще хуже. Если же наказываемый неисправим, его подвергают смерти. Наказание не должно распространяться на семью. Однако, если сразу и отец, и дед, и прадед были осуждены на смерть, правнуки подвергаются изгнанию.

В «Законах» Платона большинство  преступлений карается смертной казнью. «А за оскорбление богов, родителей  и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки».

Существуют преступники  «неизвинимые»: осквернитель храмов, изменник или заговорщик, желающий стать тираном и намеренно проливающий невинную кровь; все они должны подвергаться крайнему наказанию. «Платон различает неодинаковые роды человекоубийства; в некоторых случаях достаточною карою он признает пеню; в других изгнание; отцеубийце же он назначает более страшную казнь: тот должен быть умерщвлен по суду; тело его должно быть выставлено на соединение трех дорог, а затем брошено на окраину дороги; «преступник, уничтоживший жизнь, которая должна бы была быть ему дороже чем чья-либо, именно собственную», должен быть похоронен один в пустоши, без указания места его погребения могилою или памятником».

 

 

                                                  «ЗАКОНЫ»    

«Законы»  — это огромное произведение в  двенадцати  книгах,  по  объему превышающее любой диалог Платона.«Законы»  —  детище  престарелого,  умудренного  жизнью  и  во  многих отношениях разочарованного в ней Платона, — представляют собою  неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами,  возвратами  к  прежним мыслям,  с  углублением  и  оттачиванием  тонкостей  законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».    

"Законы"  обширны  и   охватывают   самые   разнообразные проявления  человеческого   общежития.   «Внимательное   рассмотрение   этого   трактата показывает, что  Платон, создавая свою  теорию  государственного  устройства, во  многом отталкивался от реальности, и это  обстоятельство  в   определенной степени придает  труду философа характер  исторического   источника».  Как бы  разочаровавшись   в  возможности  осуществления   на   практике   идеала, изображенного   в  «Государстве»,  Платон  в  "Законах"  отступает   в   ряде существенных положений  от требований, выдвинутых в первом  произведении.  Это была попытка  философа путем различного рода  уступок приблизить свой идеал   к действительности.     

Проект  наилучшего государства в «Законах»  более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических  кругов античных рабовладельцев.    

«Создание утопического государства в «Законах»  мыслится  как  реальный процесс  основания города и  его  социально-политического  организма.  Платон даже стремится  придать своему трактату в какое-то степени реальный  характер, указывая, что он сделан по случаю предстоящего  основания критской  колонии Магнезии».     

Для  основания  города  прежде  всего необходимо  выбрать подходящую местность, причем наиболее удобными  для этого являются  внутренние  части суши, удаленные от  моря. Количество «народонаселения»  должно  быть достаточно для защиты и не настолько  велико,  чтобы  затруднить  сохранение порядка. Контингент колонистов  устанавливается  в  5040  человек;  это,  по мнению  Платона,  наиболее  подходящее   число   граждан   для   нормального функционирования  города.(737С-735А).   Установленное   количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители  принимают  меры, чтобы это количество никогда  не  увеличивалось  и  не  уменьшалось,  поощряя  или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии.  

Наделение граждан землей предполагается  таким  образом,  что  участки  должны быть по возможности равными, поэтому там, где почва хуже, они  должны быть большими, а где лучше - меньшими. Общее число наделов  — 5040  —  должно соответствовать  числу граждан,  разделенных  на  12  фил.    

Каждый  гражданин получает  по  жребию  участок  земли,  разделенный  на две части: одна ближе к городу, другая на окраине государства, для  того,  чтобы каждый имел живейший интерес в защите границ. В  городе  колонисты  получали ойкопедон  — участок под дом и гэпидон  —   прилегающую площадь под хозяйственные пристройки,  а также приусадебный  участок. Также распределялись дома: один в центре города, другой на  краю. В государстве частная собственность стесняется  всеми мерами.  Так,  участки должны считаться принадлежащими государству; отчуждение  их  не  допускается.    

Каждый  участок  составляет  переходящий  по  наследству  надел.  Между  детьми участок не делится, а целиком  переходит к одному из  них,  другим  же детям отдаются участки  бездетных семей.    

Дочери  вовсе не получают приданого, и если они остаются  единственными наследницами отцовского участка, то выдаются замуж  за  бедных,  ограничивая таким  образом недвижимое имущество граждан.    

Платон  не допускает  и  чрезмерного  увеличения  движимого.  Золото  исеребро изгоняются из  государства, с целью устранения побуждений  к тяжбам и неправедному стяжанию. «Должна существовать государственная   ходячая монета, но не будет дозволено ни  ростовщичество, ни  накопление  частной собственности,  что одинаково предупредит крайние степени богатства и бедности. Низшею нормой служит доставшийся по  жребию  участок земли, который должен  быть у всякого, даже у бездетного. Высшая же норма определяется  вчетверо против первоначального участка.  И затем излишки отбираются в пользу государства.     

В связи с  различным  имущественным  положением  граждане  делятся  на четыре класса, причем  подати  и  почести  распределяются  как  можно  более ровным образом внутри тех или иных классов; при этом допускается из  низшего класса в  высший  и наоборот  согласно  достатку.  Имущественный ценз  для классов устанавливается соответственно в 4, 3, 2 и 1 мины.    

В число граждан не входят рабы и  иностранцы, которые занимаются

земледелием, ремеслами  и  торговлей.  Наличие  рабства  является  одной  из предпосылок  платоновской конструкции второго  по совершенству государства.    

Платон  в  «Законах»  выступает  за  потребительское  равенство   всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ,  ничем не должна быть больше остальных двух  частей,  предназначенных для рабов,  а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так,  чтобы все части были вполне равны и в отношении качества».    

Политическим  правами обладают только граждане, основным делом которых является поддержание и соблюдение общегосударственного устройства.  Граждане являются  равноправными,   но   принципы   равенства   трактуется   Платоном аристократически.    

Информация о работе Платон - политик