Платон - политик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:17, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы — раскрыть основные положения о законах Платона и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.

Содержание работы

-Введение
-Учение о законах
-«Законы»
-Заключение
-Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ2.docx

— 31.32 Кб (Скачать файл)

Лица, занятые физическим трудом,  исключаются  из  числа  граждан Ремесла  совершенно  воспрещаются  не только   гражданам, но даже их слугам. Граждане должны  посвящать   себя   государственной   жизни.    

Ремесленники  сохраняют  личную  свободу,  но  прав  гражданства  не  имеют; правительство  распределяет  их по стране в соответствии  с  потребностями  в их  труде.  Земледельческий  труд  осуществляется  рабами. Таким образом, граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.     

Торговля  подвергнута  серьезным  ограничениям.  Между  гражданами  не должно быть ни одного мелочного торговца. Это  унизительное  занятие  должно было предоставляться  метекам  (гражданам  других  греческих  государств)  и иностранцам.  Частным  людям  воспрещается  и  внешняя   торговля:   «только правители могут ввозить  из-за границы вещи,  нужные  для  государства».При этом из-за границы ввозятся только предметы, совершенно необходимые  для государства и граждан.    

Быт государства в «Законах»  пронизан  стремлением  повсюду  насаждать  единомыслие  и  коллективистские  начала.  Хотя   индивидуальная   семья   и признается,  однако  все  дело  воспитания   регламентировано   законами   и находится в  руках многочисленных  должностных  лиц.  Женщины  равноправны  с  мужчинами, но на высшие должности в  государстве  они не  допускаются.     

Браки должны быть строго регулированы,  так  как  цель  их  произвести благородное и здоровое потомство. Определен возраст, в котором граждане должны вступать в брак; уклонение от  брачных уз наказывается штрафом и другими средствами.  При заключении брачных уз необходимо  обращать преимущественное  внимание  на  то,   чтобы   характеры   супругов   служили дополнением друг другу.    

Правительством  должно быть  обращено  особое  внимание  на  то,  чтобы соединялись  браком граждане, предоставляющие наиболее благоприятные  условия для деторождения; для  наблюдения  за  этим  должен  быть  особый  сановник. Расторжение  браков с разрешения правительства  допущено в  случае  бесплодия, совершенного несходства характеров,  и  тяжких  преступлений  против  детей. Вступление во вторичный бра дозволяется, если от первого детей не  осталось; при  наличии  таковых,  второй  брак  не  дозволяется.     

В «Законах» Платон выступает за смешанный  вид государственного  строя, в  котором сочетаются элементы двух основных форм государства - монархии и демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Платон  изображает   «второй   по   достоинству» государственный  строй,  имеющий  некоторые  схожие  черты  с  описанным   в «Государстве» (равноправие  женщин и мужчин, общественное воспитание детей  и т.п.), вместе с тем, имеются  и свои отличительные особенности.     

Так, количество граждан государства  в «Законах» устанавливается  в 5040 человек, которые делятся на четыре класса по имущественному типу.    

Допускается частная собственность (кроме земельной)  и  индивидуальная семья. Производственные  потребности земледелия   предполагается   полностью обеспечить за счет рабов. Предусматривается  «смешанная» форма правления,  сочетающая  в себе элементы демократии (выборы  большинством  голосов)  и монархии  (замещение должностей по заслугам и достоинству).    

Организация государственной  власти  является  сложной:  самый  высший орган  — стражи законов в количестве 37 человек; кроме  него  еще  существует Совет из  360  членов,  избираемых  по  классам  граждан:  Ночное  собрание, состоящее из 10 старейших  законодателей и  других  лиц;  народное  собрание, которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.     

Большое внимание Платон уделяет вопросам о  законах. Закон должен  быть выше правителей. Основную  ставку  Платон  делает  на  детальные  и  суровые  законы, которые регламентируют публичную  и частную жизнь людей.    

В «Законах» Платон формулирует  причины  неотвратимости  наказания  за совершенное  преступление:  «Вообще  никто  никогда  не  должен   оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок».    

Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения  обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих  из  них  отмечена печатью его творческого  гения. В арсенал  последующей  истории  политических учений вошли  многие  его  теоретические  конструкции,  как  гносеологические ценные,   так   и   иллюзорные.   Различна   и   социально-политическая  и идеологическая направленность их использования. Без критического  осмысления всего этого  невозможны  не  только  сколько-нибудь  глубокая  ориентация  в истории политических учений и современной теории политики,  государства,  но также и верный подход  к  политической  практике.  «Применительно  к  такому масштабному  автору,  как   Платон,   негативное   в   творческом   наследии    

оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален  в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого.    

Платон  — великое явление, как деятель — философ, ученый,  писатель  он принадлежит   всему   человечеству. Платон  — один из учителей человечества.  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            СПИСОК ИСПОЛТЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Московский университет, 1990. — С. 146. 

Энциклопедический словарь под  редакцией Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон — С-Пб.: 1898. — Т.XXIII. — С. 837; Творения Платона пер. с греческого под руководством В. Соловьева. — М: 1899. — Т.1. — С. 1; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — Н. Канон, 1996. — С. 112 и др. 

А.А. Горелов. Древо духовной жизни, М.: Аргус, 1994. — С. 90. 

Платон. Собрание сочинений: в 4 т.; М: Мысль, 1990. —т. 1. — 6.7. 

Философский словарь под руководством В. Соловьева — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — С. 374. 

Творения Платона перевод с  греческого В. Соловьева: в 2 т. — М., 1899. — П.1 – С. 2.

Чичерин Б. Политические мыслители  Древнего и нового мира – М.: Выпуск первый, 1897. — С. 3. 

Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории – Ленинград: Ленинградский Университет, 1989. — С. 146.  

Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. — Ленинград: Ленинградский Университет, 1989. — С. 146.  

Платон. Собрание сочинений: в 4 т. —  М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — С. 11. 

Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998. — С. 265. 

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции – М.: Наука; 1979. — С. 143. 

Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории – Ленинград: Ленинградский Университет, 1989. – С. 145.           

Новейший философский словарь/ под ред. А. А. Грицанов – Минск: В.М. Скакун, 1999. — С. 520         

Горелов А.А. Древо духовной жизни  – М.: Аргус, 1994 – С. 102.


Информация о работе Платон - политик