Для охраны государства
потребуются стражи. Они будут
“собаками” при “стаде”. Важность
их дела и трудность его
исполнения выделяют стражей
в отдельное, более высокое
сословие. Стражи должны обучаться
гимнастике и математике. Музыка
и поэзия для их образования
должна тщательно подбираться:
в идеальное государство допускаются
только те стихи и звуки,
которые воспитывают мужество
и бесстрашие, а ни в коем
случае не те, которые нагоняют
меланхолию или напоминают о
смерти. Стражи должны жить отдельно
ото всех и не иметь никакой
собственности. Даже жены и
дети у них общие.
Как “стадом” управляют
“пастухи”, так во главе государства
должны стоять правители. В
Прекрасном городе ими должны
быть только философы. Кто такие
философы, и как ими можно стать,
подробно говорилось в предыдущей
главе. Напомню, что это люди,
которым открыто высшее знание
– сами “идеи”. Говоря о правителях
идеального государства, осталось
только привести знаменитые слова
Платона: “Пока в государствах
не будут царствовать философы
либо как называемые нынешние
цари и владыки не станут
благородно и основательно философствовать
и это не сольется воедино
– государственная власть и
философия, и пока не будут
в обязательном порядке отстранены
те люди – а их много,
– которые ныне стремятся порознь
либо к власти, либо к философии,
до тех пор, дорогой Главкон,
государствам не избавиться от зол, да
и не станет возможным для рода человеческого
и не увидит солнечного света то государственное
устройство, которое мы только что описали
словесно” (Гос-во, 267).
Незыблемость сословного
деления – это основа платоновского
справедливого государства. Для
обоснования деления людей на
классы Платон привел легенду
о том, что люди произошли
от одной матери-земли, но с
наличием разных металлов в
их душах: меди, железа, серебра
и золота. Якобы люди, зная это,
согласны с неравенством. Каждый
должен заниматься своим делом,
иначе случится беда. Три класса
в равной мере необходимы идеальному
государству и, взятые все вместе,
являют великое и прекрасное.
В принципе, люди могут переходить
из сословия в сословие, но
сделать это довольно трудно.
Так, если страж сможет обучиться
диалектике, он перейдет в высшее
сословие философов-правителей. Наименьшей
бедой, по мнению Платона, было
бы совмещение различных специальностей
внутри класса работников производительного
труда: если, например, плотник делал
бы работу сапожника, а сапожник - работу
плотника. Но было бы просто гибельно для
государства, если бы какой-нибудь ремесленник
или земледелец пожелал бы заняться воинским
делом, а воин, неспособный и неподготовленный,
посягнул бы на должность правителя. Поэтому
правители, кроме прочего, исследуют задатки
детей, чтобы выяснить в каком сословии
им место. Однако, например, сыну ремесленника
почти невозможно перейти в более высокий
класс, поскольку размножение людей тоже
входит в область вмешательства правителей:
они следят, чтобы лучшие сходились с лучшими,
производя потомство достойное своего
сословия.
Классы в государстве
разграничены даже сферами проживания.
Важнейшее же отличие высших
сословий – отсутствие у них
частной собственности. Это условие,
по Платону, необходимо для
торжества справедливости. Обладание
собственностью порождает алчные
вождения, приводит к вражде. Для
Платона осуществление этого
постулата означает достижение
высшей формы единства в государстве.
Высшие сословия будут необходимо
справедливыми благодаря отсутствию
материальных интересов. В то
время как в низшем сословии
собственность есть, во всю используются
деньги и даже разрешены элементы
роскоши.
Итак, главными условиями
для существования идеального
государства являются: строгое разделение
на сословия и сферы труда;
устранение из жизни источника
нравственной порчи - противоположных
полюсов богатства и бедности;
строжайшее повиновение, прямо
вытекающее из основной доблести
всех членов государства - сдерживающей
меры. Формой правления в идеальном
государстве является аристократия,
в лучшем значении этого слова
– власть самых достойных,
мудрых.
Платон – основатель
одного из основных течений
в философии – объективного
идеализма. Его объективный идеализм
это учение о самостоятельном
существовании “идей” как общих
и родовых понятий, а душа
платоновского идеализма – учение
о Благе. Это он ввел в
культурный обиход человечества
не только понятие идеи, но
и понятие идеала. Платон идеализировал
познавательную деятельность человека.
Познание, по Платону, менее всего
должно быть адекватно познаваемому
миру, главное в познании –
это усмотрение перспективы движения
к совершенству. Платон проповедовал
всеобщую гармонию, он же впервые заговорил
об идеальной, духовной любви, не связанной
с чувственными вожделениями.
Философия Платона
не раз возрождалась на протяжении
истории под именем платонизма.
Этим именем называется всякое
учение, которое в основание бытия
кладет идеальные сущности, в
основу познания -- интеллектуальное
усилие, отправляющееся от интуиции,
рассматривающее опыт как результат,
а не источник, а в этике
проповедующее превосходство вечных
ценностей над злобой дня. В
политике платонизм выражается
в превосходстве общегосударственных
интересов перед частными; закон
подчинения гражданина государству
понимается как справедливость
и становится залогом спасения
и будущего блаженства каждой
человеческой души.
Влияние Платона было
явным в первые века нашей
эры, когда формировалось христианское
мировоззрение. Что-то из его
учения вобрал в себя Гегель
и его идеалистическая диалектика.
Ученик Платона –
Аристотель – ввел другую методологическую
программу – опору на наблюдение
и опыт, а не на отвлеченные,
умозрительные рассуждения. Она
и сейчас определяет лицо научного
познания. Чем же может быть
важен Платон сегодня? В последнее
время происходит некоторая переоценка
роли науки. Значение науки
для развития цивилизации бесспорно.
Но всегда ли она развивается
в правильном русле? Сейчас
наука стоит на пороге вторжения
в святая святых – воспроизводство
человека. Она постоянно работает
над усовершенствованием и производством
все более и более разрушительного
оружия. Технические и материальные
достижения западной цивилизации
огромны, но на их фоне отступают
и забываются такие понятия,
как духовность, нравственность. В
наше время очень важно обращение
к более духовным областям
знания, возвращение к более нравственному
и идеальному. Здесь свою роль
может сыграть и Платон.
В нашей стране важно
влияние Платона именно как
мастера диалогического искусства.
Изучение теории и практики
античного диалога, оказавшего
огромное влияние на мировое
диалоговое и риторическое искусство,
может помочь делу возрождения в нашу
пору культуры античного диалектического
мышления, выработке необходимых навыков
творческого, в противоположность догматическому,
мышления. Опыт древних греков сегодня
актуален и необходим, ибо мы по существу
стоим перед теми же проблемами, в которых
по-своему пытались разобраться граждане
древнегреческих полисов.
Проблема справедливости
в идеальном государстве Платона
В диалоге «Государство»
идеальный государственный строй
Платон рассматривал по аналогии с
космосом и человеческой душой. Подобно
тому, как в душе человека есть три
начала, так и в государстве
должно быть три сословия. Разумному
началу души в идеальном государстве
соответствуют правители-философы,
яростному началу -- воины, вожделеющему
-- земледельцы и ремесленники. Сословное
деление общества Платон объявил
условием прочности государства
как совместного поселения граждан.
Самовольный переход из низшегосословия
в высшее недопустим и является величайшим
преступлением, ибо каждый человек должен
заниматься тем делом, к которому он предназначен
от природы. «Заниматься своим делом и
не вмешиваться в чужие -- это и есть справедливость».
Платоновское определение справедливости
было призвано оправдать общественное
неравенство, деление людей
на высших и низших от рождения. В
подкрепление своего аристократического
идеала Платон предлагал внушать
гражданам мифы о том, как бог
примешал в души людей частицы
металлов: в души тех из них, что
способны править и потому наиболее
ценны, он примешал золота, в души их
помощников -- серебра, а в души земледельцев
и ремесленников -- железа и меди.
Если же у последних родится ребенок
с примесью благородных металлов,
то его
перевод в высшие разряды
возможен только по инициативе правителей.
Платон пишет, что «идеальное» государство
должно обладать, по меньшей мере, четырьмя
главными добродетелями: мудростью, мужеством,
рассудительностью, справедливостью.
Мудростью не могут обладать все жители
государства, но правители-философы,избранные
люди, безусловно, мудры и принимают мудрые
решения. Мужеством обладает большее количество
людей, это не только правители-философы,
но и воины-стражи. Если первые две добродетели
были характерны только для определенных
классов людей, то рассудительность должна
быть присуща всем жителям, она «подобна
некой гармонии», она «настраивает на
свой лад решительно все целиком». Под
четвертой добродетелью - справедливостью
- автор понимает уже рассмотренное деление
людей на разряды, касты: «...заниматься
своим делом и не вмешиваться в чужие -
это есть справедливость». Следовательно,
разделение людей на классы имеет для
Платона огромное значение, определяет
существование «идеального» государства
(ведь оно не может быть несправедливым),
и тогда неудивительно, что нарушение
кастового строя считается высшим преступлением.
Так государство Платона незаметно, ради
лучшей цели, приобретает те недостатки,
которые рассматривал сам автор,
описывая «порочные» государства
(например, расслоение общества в олигархическом
государстве).
Во главе государства,
утверждал Платон, необходимо поставить
философов, причастных к вечному
благу и способных воплотить
небесный мир идей в земной жизни.
«Пока в государствах не будут
царствовать философы либо так называемые
нынешние цари и владыки не станут
благородно и основательно философствовать,
до тех пор государствам не избавиться
от зол». В проекте идеальной
организации власти Платон
отходит от принципов «аристократии
крови» и заменяет ее «аристократией
духа». Обосновывая эту идею, он наделил
философов-правителей качествами духовной
элиты -- интеллектуальной исключительностью,
нравственным совершенством и т.п.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства Платона,
ведь им свойственны «...правдивость,
решительное неприятие какой
бы то ни было лжи, ненависть к ней
и любовь к истине». Платон считает,
что любое новшество в идеальном
государстве неизбежно ухудшит
его (нельзя улучшить «идеальное»). Очевидно,
что именно философы будут охранять «идеальный»
строй, законы от всяческих нововведений,
ведь они обладают «...всеми качествами
правителей и стражей идеального государства».
Именно поэтому деятельность философов
обуславливает существование «идеального»
государства, его неизменность. По существу,
философы охраняют остальных людей от
порока, каким является любое нововведение
в государстве Платона. Не менее важно
и то, что благодаря философам правление
и вся жизнь «идеального» государства
будет построена по законам разума, мудрости,
там не будет места порывам души и чувствам.
Механизму осуществления власти (ее устройству,
роли закона) Платон не придавал в диалоге
«Государство» особого значения. В частности,
по поводу формы правления в образцовом
государстве сказано лишь то, что оно может
быть либо монархией, если править будет
один философ, либо аристократией, если
правителей будет несколько. Основное
внимание здесь уделяется Проблемам воспитания
и образа жизни граждан. Чтобы достигнуть
единомыслия и сплоченности двух высших
сословий, образующих вместе класс стражей
государства, Платон устанавливает для
них общность имущества и быта. «Прежде
всего, никто не должен обладать никакой
частной собственностью, если в том нет
крайней необходимости. Затем ни у кого
не должно быть такого жилища или кладовой,
куда не имел бы доступа всякий желающий».
Продовольственные запасы стражи
получают от третьего сословия в виде
натуральных поставок. Денег у
стражей нет. Жить и питаться они
должны сообща, как во время военных
походов. Стражам запрещается иметь
семью, для них вводится общность
жен и детей. Образ жизни третьего
сословия Платон освещал под углом
зрения многообразия общественных потребностей
и разделения труда. Гражданам третьего
сословия разрешалось иметь частную
собственность, деньги, торговать на
рынках и т.п. Гениально предугадав
значение разделения труда в экономической
жизни общества, Платон тем не менее
выступал за ограничение хозяйственной
активности и сохранение аграрно замкнутого,
самодостаточного государства. Производственную
деятельность земледельцев и ремесленников
предполагалось поддерживать на уровне,
который позволил бы обеспечить средний
достаток для всех членов общества и в
то же время исключить возможность возвышения
богатых над стражами. Преодоление в обществе
имущественного расслоения -- важнейшая
социально-экономическая особенность
идеального строя, отличающая его от всех
остальных, порочных, государств. В последних
«заключены два враждующих между собой
государства: одно -- бедняков, другое --
богачей».
Прообразом идеального государственного
строя для Платона послужила
аристократическая Спарта, точнее,
сохранявшиеся там патриархальные
отношения -- организация жизни господствующего
класса по образцу военного лагеря,
пережитки общинной собственности,
группового брака и др. Характеризуя
извращенные формы государства,
Платон располагал их в порядке возрастающей
деградации по сравнению с идеалом.
Идеальному (аристократическому) государственному
устройству Платон противопоставляет
четыре других. В трактате «Государство»
Платон пишет о том, что главная
причина порчи обществ и государств
(которые когда-то, во времена «золотого
века» имели «совершенный» строй)
заключена в «господстве корыстных
«интересов», обуславливающих поступки
и поведение людей. В соответствии
с этим основным недостатком Платон
подразделяет все существующие государства
на четыре разновидности в порядке
ухудшения государственности, «извращения»
совершенного типа, нарастания «корыстных
интересов» в их строе.
1. Тимократия ? власть честолюбцев,
по мнению Платона, еще сохранила черты
«совершенного» строя. Она появляется,
когда появляется частная собственность
на землю и дома, происходит превращение
свободных в рабов. Это ведет к вырождению
идеальной аристократии и возникновении
тимократии. «Там побоятся ставить
мудрых людей на государственные должности,
потому что там уже нет подобного рода
простосердечных и прямых людей., там будут
склоняться на сторону тех, что яростны
духом, а также и тех, что попроще -- скорее
рожденных для войны, чем для мира, там
будут в чести военные уловки и ухищрения,
ведь это государство будет вечно воевать».
В государстве