Платон и его роль в идеальном государствеИдеальное государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик». Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом.
В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правление просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применить свои теории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшим селением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство.

Файлы: 1 файл

платон.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

 

такого типа правители  и воины были свободны от земледельческих  и ремесленных работ. Большое  внимание уделяется спортивным упражнениям. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они  предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

 

2. Олигархия. -- «строй, основывающийся  на имущественном цензе». В олигархическом  государстве уже имеется четкое  разделение на богатых ( немногочисленный  правящий класс) и бедных, которые  не участвуют в управлении  и которые делают возможной  совершенно беззаботную жизнь  правящего класса. В этом государстве  как бы два государства: одно ? бедняков, другое -- богачей. У бедных  появляется ненависть против  бездельников-богатых, приводящая  к перевороту в государстве  и установлению демократии

 

3. Демократия. «Демократия,  на мой взгляд, ? пишет Платон, ? осуществляется тогда, когда  бедняки, одержав победу, некоторых  из своих противников уничтожат,  иных изгонят, а остальных уравняют  в гражданских правах и в  замещении государственных должностей, что при демократическом

 

строе происходит большей  частью по жребию». В этом государстве  будет «полная свобода и откровенность  и возможность делать что хочешь». В таком обществе к власти может  придти человек, который не имеет  способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается  почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Однако, демократия «опьяняется  свободой в неразбавленном виде», она  еще более усиливает разобщенность  бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной  системы - тирании.

 

4. Тирания. По мнению  Платона, если некое действие  делается слишком сильно, то это  приводит к противоположному  результату. Так и здесь: избыток  свободы при демократии приводит  к возникновению государства,  вообще не имеющего свободы,  живущего по прихоти одного  человека - тирана. «Из крайней свободы  возникает величайшее и жесточайшее  рабство». Тирания -- наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

 

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу  человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с  возвратом к изначальному строю -- правлению мудрых.

 

Нарисованная философом  картина перехода от одного государства  к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место  в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид  исторической концепции. Идеологически  она была направлена против

 

демократических учений о  совершенствовании общественной жизни  по мере развития знаний. Платон стремился  опорочить любые изменения в  обществе, отклоняющиеся от стародавних  порядков, проводил идею циклического развития истории.

 

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ПЛАТОНА 

Платон (427-347 до н.э.) – сын  афинского гражданина. По своему социальному  положению происходил из афинской рабовладельческой  аристократии. В молодости был  слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником

 

Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал  последнюю значительную победу в  Перепелонской войне. Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа – Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее общественной

 

жизни. После возвращения  в Афины он предпринял первое путешествие  в Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи, и  принял участие в политической жизни  на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность

 

Платона не была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу  Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья, и он возвращается в Афины. В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время  своих странствий он познакомился с  Пифагорейской философией, которая  в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений

 

Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу – Академию, которая становится центром античного идеализма. В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь пытается включиться в политическую борьбу. И на этот раз его стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный политическими неудачами он возвращается в Афины, где и умирает в возрасте 80 лет. Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя Сократа. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "

 

Законы", "Политик". Все  они написаны в жанре диалога  между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства,

 

 которого нигде и  никогда не было, но которое  должно возникнуть, то есть Платон  говорит об идее государства,  создает проект, утопию. Автор неоднократно  пробовал воплотить в жизнь  свой проект оптимального государственного  управления. На Сицилии, в Сиракузах,  во времена Платона было правление  просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонником Платона.

 

 Попытки афинского  философа применить свои теории  если не для управления всей  территорией, то хотя бы небольшим  селением, едва не закончились  гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславно закончились и две последующие попытки устроить в

 

Сиракузах государственное  управление на основах разума. Платона  многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о  том, что главная причина порчи  обществ и государств (которые  когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена  в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение  людей . В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "

 

при участии жен" спартанский  образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к  олигархии. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества,

 

 возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы  тирании. Тирания. По мнению  Платона, если некое действие  делается слишком сильно, то это  приводит к противоположному  результату. Так и здесь: избыток  свободы при демократии приводит  к возникновению государства,  вообще не имеющего свободы,  живущего по прихоти одного  человека тирана.

 

 Отрицательные формы  государственной власти Платон  противопоставляет своему видению  "идеального" общественного устройства.

Заключение.

 

Государство Платона, в противоположность  современным утопиям, было задумано

для того, чтобы осуществить  его на практике. Это не было так  фантастично или

невозможно, как могло  бы, естественно, показаться. Многие из его

предположений, включая те, которые  сегодня должно бы считать  совершенно

неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте. Пифагор

пытался осуществить правление  философов, а во времена Платона  пифагореец

Архит пользовался политическим влиянием в Тарасе (современный Таранто), когда

Платон посетил Сицилию  и Южную Италию. Для городов  было обычной практикой

использование какого-либо мудреца для создания своих законов. Солон сделал

это для Афин, а Протагор – для Фурии. В те дни колонии  были совершенно

свободны от контроля своих  городов-метрополий, и группа платоников вполне

могла бы учредить государство  Платона на берегах Испании или  Галлии. К

сожалению, судьба привела  Платона в Сиракузы, большой торговый город, который

был занят безнадежными войнами  с Карфагеном; в такой обстановке никакой

философ не мог бы достичь  многого. В следующем поколении  возвышение Македонии

сделало все малые государства  устаревшими, а все политические эксперименты в

миниатюре – совершенно бесплодными.

 

 

Литература

 

1. Асмус В. Ф. Платон. М., 1993, с. 398.

 

2. История философии 4т.; т.1; 1987г. глава 2 & 2.

 

3. Платон. Государство. М., 2002, с. 521.

 

4. Рассел Б. История  западной философии. В 3 книгах / пер. с англ., подготовка текста  В. В. Целицева - Спб.: Азбука, 2001г. - 960стр.

 

5. Филеб, Государство / Пер. с древнегр.; общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса «Платон» - М.: Изд-во «Мысль», 1999г. - 656стр. (классическая философская мысль).


Информация о работе Платон и его роль в идеальном государствеИдеальное государство Платона