Платон учения об идеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:17, доклад

Описание работы

В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал
человечества созидание жизни посредством науки. В этом заключается
самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и
деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник
его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже
для наших дней.

Файлы: 1 файл

Учение Платона об идеях.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В процессе исторического  развития нет другой эпохи, столь  важной,

знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.

В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал

человечества созидание  жизни посредством науки. В этом заключается

самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни  и

деятельности; в этом заключается  глубочайший смысл его учения, источник

его могучего влияния в  истории, причина его неувядающего значения даже

для наших дней.

 

Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно

– с 427 (по некоторым сведениям  – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения

он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов,

его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл,

Платон – прозвище, которое  он получил в молодые годы, то ли за

физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку  «платос»

в переводе с греческого означает «широкий».

 

О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши  его

сословия, он получил хорошее  воспитание и образование. Решающий поворот

в его биографии связывают  с именем Сократа. В 20 лет Платон стал

слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и  философии. После

казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из

Афин. Скитаясь по миру, побывал  в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте,

приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении  в Афины Платон

основал школу, получившую в  честь героя Академа название «Академия».

Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и

сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником. После себя

Платон оставил огромное количество философских и других сочинений. К

числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как

«Государство», «Законы», «Федр», «Протагор» и другие.

 

Даже из столь скудных  сообщений о платоновской жизни  можно заметить в

этой личности незаурядную  одаренность, приверженность к наукам и

искусствам, неуемный политический темперамент и неутомимое стремление к

идеалу. Неудивительно, что  слава сопутствовала Платону  еще при жизни, а

после смерти его имя с  благодарностью и восторгом передавалось из

поколения в поколение.

 

Центром того, что Платон создал в области науки, он сам  всегда называл

свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что

данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона.

Первоначально представляя  собой логическую теорию, оно обратилось в

мировоззрение и общий  принцип философской науки. Вместе с тем,

идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от

остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их

основой, она гармонирует  и дополняет все стороны платоновской философии.

 

 

Глава 1. Мотивы и предпосылки возникновения

 

учения об идеях

 

Платоновская идеалистическая  диалектика развивалась в борьбе против

материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей,

а также против античной софистики.

 

Как и всякая великая эпоха  в истории философии, эпоха Платона

обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о

сущности знания. Этот поворот  мышления в сторону исследования самого

себя совершается здесь  впервые, и великое научное значение Платона

заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и

самую важную сторону деятельности Сократа.

 

В «Хармиде», где речь идет о понятии самообладания, Платон развивает ту

мысль, что нравственное требование самопознания имеет в виду особенный

вид знания, объектом которого служат не другие предметы, как у

обыкновенного знания, а оно  само, т.е. имеет в виду знание о  знании. Это

заимствованный Платоном без всяких урезок принцип Сократа.

 

Ядром научной доктрины Платона  является основной вопрос о сущности

знания, и в ответе на этот вопрос он превзошел Сократа.

 

Сократ всегда ограничивался  тем, что для всякого вопроса  практической

жизни искал общего правила, на основании которого данный вопрос должен

быть решен. Его жизненным идеалом было хотение по правилам.

Философствование Сократа, по содержанию направленное на отыскание

прочных нравственных принципов, приняло форму знания, выражавшегося  в

понятиях.

 

Эта же задача была руководящей  и для Платона; но у него она  получила

большие размеры и разветвилась в нескольких направлениях.

 

Известную роль играло при  этом прежде всего то обстоятельство, что в

Платоне, рядом с этико-политическим, возник и чисто научный интерес к

математическому познанию.

 

Несомненно, что в своей  философии Платон в такой же сильной  степени

находился под влиянием математических мотивов, в какой он сам

способствовал развитию греческой  математики. Платон увидел в

математических проблемах благодатную почву для исследования при помощи

понятий, - область точных определений и недоступных сомнению

доказательств.

 

Сократовское требование, чтобы знание выражалось понятиями, у Платона

распространилось с практических на теоретические проблемы, а это должно

было вызвать изменения  в самом процессе образования  понятий. Сократ

старался вывести общие  правила и понятия ценности, исходя из отдельных

представлений, отыскивая  и сравнивая аналогичные им случаи; но этот

индуктивный прием был  недостаточен для отыскания математических понятий.

Платон должен был осознать недостаточность сократовской схемы, как

только его задача –  знание, выражаемое в понятиях –  предстала перед ним

в более широких размерах.

 

Знание, выражающееся в понятиях, должно проследить также и подразделение

родовых понятий на видовые; оно должно сделать своей задачей изложение

порядка и связи всех понятий  между собой. Для подразделения  Платон

перенял метод элейцев исследование вопроса, рассматривая сначала одно

возможное решение, а затем  другое – прямо противоположное. Также он ввел

метод гипотетического исследования понятий, сводившийся к тому, что

пригодность и достоверность  добытого мышлением понятия проверялись

правильностью следствий, которые  из него можно вывести.

 

Все эти действия, - отыскивание  понятий, их подразделение и размещение в

определенном порядке, их гипотетическое исследование, Платон соединил

общим именем диалектики; понятия  же, которыми занимается последняя, он

назвал идеями.

 

Глава 2. «Мир идей» и «мир вещей»

 

Суть философской концепции  Платона состоит в том, что  первоосновой мира

является не материальная, а идеальная сущность – «идея». Согласно этому

учению, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть мир

истинно существующего чувственные вещи непрерывно возникают и погибают,

изменяются и движутся, в них нет прочного, совершенного и истинного. И

все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то

образом они «причастны»  ему. А именно всем, что в них  есть истинно

сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны причинам. Эти

причины – формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые  только

умом, бестелесные и нечувственные. Платон называет их видами и – гораздо

реже – идеями. Виды, идеи – зримые умом формы вещей. Каждому  классу

предметов чувственного мира, например классу коней, соответствует в

бестелесном мире некоторый вид, или идея, - вид коня, идея коня. Этот

вид уже не может быть созерцаем  чувствами, как обычный конь, но может

быть лишь созерцаем умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому

постижению.

 

Многие современники Платона  не понимали, что, по учению Платона, виды

может созерцать только ум, и потому возражали против платоновской

гипотезы идей. Например, глава школы киников Антисфен вступил с

философом в спор «Этого коня перед собой я вижу, а вот  «идеи» коня,

«конности», «лошадности», о которой ты, Платон, твердишь, я не вижу».

Платон отвечал ему, и  смысл его возражений был таков  «Да, «идеи» коня

ты не видишь, но это происходит только оттого, что ты хочешь и надеешься

увидеть ее обычными глазами. Я же утверждаю, что ее можно увидеть  только

«глазами ума», с помощью  «интуиции ума» ».

 

Платон думал, что идея – бестелесна, что ее нельзя видеть при помощи

чувственного зрения, потому, что идея – общее для всех обнимаемых ею

предметов. Коней в чувственном  мире множество, а идея коня в

умопостигаемом мире – некоторая целостность, и, как такая целостность,

она – только одна. Эта  идея – то, что всякого чувственно воспринимаемого

коня делает именно конем, и ничем другим. Но общее для  многих предметов

не может открыться  чувствам. По своей природе оно  бестелесно,

запредельно по отношению  ко всему чувственному. Оно доступно только уму.

 

 

Таким образом, Платон отделил  созерцаемое чувствами от созерцаемого

умом, перенес «умопостигаемые» предметы в какую-то «занебесную», по его

собственному выражению, область. В результате этого термин «идея»,

который первоначально обозначал лишь созерцаемую умом форму или причину

чувственных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное  и даже

сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала

учением философского идеализма.

 

Ход мыслей Платона был  таков. По отношению к чувственным вещем их идеи –

одновременно и их причины  и образцы, по которым эти вещи были созданы, и

цели, к которым стремятся  существа чувственного мира, и, наконец,

понятия об общей основе вещей  каждого класса, или разряда. Только идеи,

по Платону, составляют истинное бытие.

 

Однако, по мнению Платона, для  объяснения наблюдаемых явлений  и

воспринимаемых вещей  недостаточно предположить существование  одних лишь

видов, или идей. Ведь чувственные  вещи преходящи, изменчивы, лишены

истинного существования. Их качества должны быть обусловлены уже  не

только бытием, но и каким-то небытием. Это небытие Платон отождествляет

с материей. Благодаря существованию  материи возникает множество

чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет «матери»,

принимает в свое лоно идею и превращает единство и целостность  каждого

постигаемого умом вида во множество чувственных вещей, обособленных друг

от друга в пространстве. При этом для Платона идеи первее материи;

понятием небытия уже  предполагается – как его условие  – бытие; небытие

тоже есть бытие, только бытие  иное по отношению к данному.

 

По воззрению, изложенному  в «Федре», местопребывание идей – «занебесную

область» - «…занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность,

подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – разуму…».

 

Только несовершенство нашего способа мышления, как думает Платон,

внушает нам представление, будто идеи пребывают в каком-то пространстве

– наподобие того, как  чувственные вещи представляются нам  обособленными

друг от друга и находящимися в пространстве. Такой взгляд на

пространственную локализацию  идей – иллюзия, а источник иллюзии  –

материя, под которой Платон понимает едва вероятный, постигаемый

каким-то «незаконным» рассуждением род пространства, или причину

обособления, отдаления друг от друга единичных вещей чувственного мира.

Взирая на этот род пространства, мы впадаем в иллюзию мы «точно грезим

и полагаем, будто все существующее должно неизбежно находиться в

каком-нибудь месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не

находится ни на земле, ни на небе, то будто не существует».

 

Но это взгляд, по мнению Платона, ошибочен. Именно вследствие этого

ошибочного взгляда мы «и по пробуждении не можем определенно выражать

правду, отличая все эти  и сродные им представления от негрезящей,

действительно существующей природы».

 

Таким образом, только в несобственном, и притом в чрезвычайно неточном,

смысле к идеям Платона могут быть прилагаемы определения пространства,

времени и числа. В строгом  значении платоновские идеи совершенно

запредельны, не выразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в

каких категориях числа, пространства и времени.

 

Учение это очевидно идеализм, так как в нем истинной сущностью

чувственных вещей объявляются  причины, лишенные чувственных свойств,

неподвластные чувственным условиям, постигаемые только умом, - словом,

идеальные. Вместе с тем  это не субъективный, а объективный  идеализм.

Идеи Платона прежде всего бытие, а не понятия нашего ума, и существуют

они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания.

 

Глава 3. Теория познания Платона

 

Учение Платона многосторонне, сложно и противоречиво. Это –  целый спектр

различных точек зрения и  их оттенков. Среди них объективный  идеализм –

воззрение преобладающее, но не единственное. В идеалистическую  основу

системы взглядов Платона  вторгается дуализм, учение о двух мирах. Платон

Информация о работе Платон учения об идеях