Платон учения об идеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:17, доклад

Описание работы

В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал
человечества созидание жизни посредством науки. В этом заключается
самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и
деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник
его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже
для наших дней.

Файлы: 1 файл

Учение Платона об идеях.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

разделял человеческое существо на тело и душу, имеющих разную природу.

Тело - темница души, оно  смертно и неразумно, душа человеческая есть

бессмертная сущность небесного  происхождения, вселившаяся в телесную

оболочку. Этот ярко идеалистический  и даже мистический взгляд на природу

души Платон запечатлел в  двух диалогах – в «Федре» и  в «Федоне». В

первом из них в форме мифа рисуется потусторонне происхождение души, ее

«крылатая» природа, борьба разумного начала души и управляемых  этим

началом чувств с низменными началами, вселение падших душ в  телесную

форму, падение их на Землю, обреченность их на искупительные

перевоплощения. В «Федоне» излагаются доводы, посредством которых Сократ

пытается доказать бессмертную  природу души.

 

С мифом о природе души у Платона связано и его  понимание знания. Даже

под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранит

истинное знание. Это –  воспоминание о нечувственном бытии, которое она

созерцала до вселения на Землю  и до своего заключения в тело и  обладает

им независимо от всяких актов  восприятия. Этот мотив характерен для

теории познания Платона, по которой всякое знание, выражающееся в

понятиях, есть воспоминание.

 

Для психологического объяснения этой доктрины Платон пользуется законом

ассоциации по сходству. Познающее  сознание, получая восприятия,

припоминает некоторое понятие, сходное с ними, служащее их прототипом.

Для этого необходимо, чтобы  такое первообразное понятие  существовало в

душе, еще до напомнивших  о нем восприятий, хотя бы как  несознаваемое.

Подобное скрытое существование  возможно только в силу того, что  идея

была познана душой  прежде, чем для души, благодаря  ее слиянию с телом,

сделались возможными восприятия, и что теперь, на основании данного

закона, по поводу восприятий в сознании воспроизводится сходная с ними

идея.

 

Это учение Платон развивает  в «Федоне», используя идею сходства. Когда

вещи называют «сходными», то они в действительности никогда  не бывают

совершенно сходны; для того, чтобы их назвать сходными, следовало раньше

различать их каким-либо образом, т.е. находить несходными. Если же к  ним

все-таки применяется понятие  сходства, то это понятие мы получаем не из

них, а должны были принести с собой в мир, т.е. должны были обладать им

раньше и с самого начала. Относительно же сходные вещи только

«напоминают» нам абсолютную идею сходства.

 

Всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как

первоначальное, до всякого  восприятия приобретенное достояние  души, оно

возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней

восприятиями.

 

Глава 4. Телеологический порядок 

 

в мире идей Платона идея блага

 

Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде на

вершине пирамиды, превыше  истины и знания, по силе и достоинству - выше

пределов сущности – пребывает  идея блага. Ум, возвышающийся в познании

до идей, едва ли может  только коснуться ее. Идея блага  по своей природе

выходит за пределы одного лишь познания; он сообщает предметам  не только

способность быть познаваемыми, но и способность существовать и  получать

от нее сущность. Она  есть источник всякого бытия и  всякого знания.

 

Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о  мире характер

телеологического учения, т.е. учения о целесообразной направленности

всех явлений и процессов  мира. Благо является не только верховной

причиной бытия, но и целью. Идея блага, или добра, не имеет никакого

другого содержания. Если начинать исследование (как это было сделано в

«Филебе») с разбора волевой стороны человеческой жизни, то эта идея

окажется жизненной целью; но все, что при этом можно обозначить как ее

содержание, есть лишь какое-нибудь определенное, частное благо,

существующее наряду с другими благами. Понятие самого добра сводится,

таким образом, к понятию  абсолютной цели, т.е. по существу, является

формальным определением.

 

Только в такой общей  форме можно рассматривать идею добра как силу,

определяющую мир возникновения. Это – понятие мировой цели, которая

мыслится как причина  всего совершающегося. Содержание «добра»  здесь уже

не может быть определено, т.к. это не какая-нибудь частная  цель, а

единая и всеохватывающая  совокупность всех целей.

 

Платон так сильно подчеркивает это отношение, что у него весь мир идей

сливается в идее добра. Таким  образом, последняя становится единством,

которое приравнивается всей «сущности» и потому может быть просто

обозначено как «причина». Мировая цель мыслится как система  целей,

образующих в отдельности  частные идеи, и в качестве такой  общей

совокупности «сущность» есть причина возникновения.

 

Платон обозначил добро  как единое, или как единицу, из которой возникает

сначала высшая множественность  идей, а затем – низшая множественность

чувственных вещей.

 

Заключение

 

В истории философии  Платон признается одним из величайших мыслителей

древности. Несмотря на то, что  философское наследие Платона является

предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий,

оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей

неповторимостью и глубиной.

 

Наиболее значительное достижение Платона – это создание одной  из

фундаментальных философских  систем – философского идеализма.

Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим

родоначальником.

 

Философская система Платона  представляет собой всеобъемлющее  учение о

мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного

существования бессмертной  человеческой души. В ее бессмертии находит

объяснение способность  души постигать точное, прекрасное и вечное, имея

в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из

платоновской философии  вошло в культурный обиход человечества не только

понимание идеи как идеала, представляющего собой ключ бытия  и познания.

Идеализм Платона –  идеализирующее учение. Прежде всего Платон

идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона,

главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству.

Сущность человека, согласно учению об идеях, заключается в

безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего

собственного совершенства и своего идеала, и тем самым  к

самоусовершенствованию. Гносеологическое учение Платона нашло высокую

оценку у потомства  и было усвоено в основных своих  моментах последующим

развитием философии.

 

Платон понимает идею как  идеал, который представляет собой, т. к. идеи и

вещи получают смысл лишь при их приближении к совершенству верховной

идеи блага.

 

В его философских диалогах запечатлены все наиболее важные стороны

учения об идеях

 

Платоновская идеалистическая  диалектика явилась существенным этапом в

истории древнегреческой  диалектической мысли.

 

Как в жизни, так и в  учении Платона проявилась цельность  его личности в

ней соединяется множество  стремлений, и она представляется благодаря

этому связанной со всеми духовными силами своего времени.

 

Душа платоновского идеализма  – учение о благе.

 


Информация о работе Платон учения об идеях