Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:17, доклад
В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал
человечества созидание жизни посредством науки. В этом заключается
самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и
деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник
его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже
для наших дней.
разделял человеческое существо на тело и душу, имеющих разную природу.
Тело - темница души, оно смертно и неразумно, душа человеческая есть
бессмертная сущность небесного происхождения, вселившаяся в телесную
оболочку. Этот ярко идеалистический и даже мистический взгляд на природу
души Платон запечатлел в двух диалогах – в «Федре» и в «Федоне». В
первом из них в форме мифа рисуется потусторонне происхождение души, ее
«крылатая» природа, борьба разумного начала души и управляемых этим
началом чувств с низменными началами, вселение падших душ в телесную
форму, падение их на Землю, обреченность их на искупительные
перевоплощения. В «Федоне» излагаются доводы, посредством которых Сократ
пытается доказать бессмертную природу души.
С мифом о природе души у Платона связано и его понимание знания. Даже
под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранит
истинное знание. Это – воспоминание о нечувственном бытии, которое она
созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело и обладает
им независимо от всяких актов восприятия. Этот мотив характерен для
теории познания Платона, по которой всякое знание, выражающееся в
понятиях, есть воспоминание.
Для психологического объяснения этой доктрины Платон пользуется законом
ассоциации по сходству. Познающее сознание, получая восприятия,
припоминает некоторое понятие, сходное с ними, служащее их прототипом.
Для этого необходимо, чтобы такое первообразное понятие существовало в
душе, еще до напомнивших о нем восприятий, хотя бы как несознаваемое.
Подобное скрытое
была познана душой прежде, чем для души, благодаря ее слиянию с телом,
сделались возможными восприятия, и что теперь, на основании данного
закона, по поводу восприятий в сознании воспроизводится сходная с ними
идея.
Это учение Платон развивает в «Федоне», используя идею сходства. Когда
вещи называют «сходными», то они в действительности никогда не бывают
совершенно сходны; для того, чтобы их назвать сходными, следовало раньше
различать их каким-либо образом, т.е. находить несходными. Если же к ним
все-таки применяется понятие сходства, то это понятие мы получаем не из
них, а должны были принести с собой в мир, т.е. должны были обладать им
раньше и с самого начала. Относительно же сходные вещи только
«напоминают» нам абсолютную идею сходства.
Всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как
первоначальное, до всякого восприятия приобретенное достояние души, оно
возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней
восприятиями.
Глава 4. Телеологический порядок
в мире идей Платона идея блага
Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде на
вершине пирамиды, превыше истины и знания, по силе и достоинству - выше
пределов сущности – пребывает идея блага. Ум, возвышающийся в познании
до идей, едва ли может только коснуться ее. Идея блага по своей природе
выходит за пределы одного лишь познания; он сообщает предметам не только
способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать
от нее сущность. Она есть источник всякого бытия и всякого знания.
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер
телеологического учения, т.е. учения о целесообразной направленности
всех явлений и процессов мира. Благо является не только верховной
причиной бытия, но и целью. Идея блага, или добра, не имеет никакого
другого содержания. Если начинать исследование (как это было сделано в
«Филебе») с разбора волевой стороны человеческой жизни, то эта идея
окажется жизненной целью; но все, что при этом можно обозначить как ее
содержание, есть лишь какое-нибудь определенное, частное благо,
существующее наряду с другими благами. Понятие самого добра сводится,
таким образом, к понятию абсолютной цели, т.е. по существу, является
формальным определением.
Только в такой общей форме можно рассматривать идею добра как силу,
определяющую мир возникновения. Это – понятие мировой цели, которая
мыслится как причина всего совершающегося. Содержание «добра» здесь уже
не может быть определено, т.к. это не какая-нибудь частная цель, а
единая и всеохватывающая совокупность всех целей.
Платон так сильно подчеркивает это отношение, что у него весь мир идей
сливается в идее добра. Таким образом, последняя становится единством,
которое приравнивается всей «сущности» и потому может быть просто
обозначено как «причина». Мировая цель мыслится как система целей,
образующих в отдельности частные идеи, и в качестве такой общей
совокупности «сущность» есть причина возникновения.
Платон обозначил добро как единое, или как единицу, из которой возникает
сначала высшая множественность идей, а затем – низшая множественность
чувственных вещей.
Заключение
В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей
древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является
предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий,
оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей
неповторимостью и глубиной.
Наиболее значительное достижение Платона – это создание одной из
фундаментальных философских систем – философского идеализма.
Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим
родоначальником.
Философская система Платона представляет собой всеобъемлющее учение о
мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного
существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит
объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея
в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из
платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только
понимание идеи как идеала, представляющего собой ключ бытия и познания.
Идеализм Платона – идеализирующее учение. Прежде всего Платон
идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона,
главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству.
Сущность человека, согласно учению об идеях, заключается в
безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего
собственного совершенства и своего идеала, и тем самым к
самоусовершенствованию. Гносеологическое учение Платона нашло высокую
оценку у потомства и было усвоено в основных своих моментах последующим
развитием философии.
Платон понимает идею как идеал, который представляет собой, т. к. идеи и
вещи получают смысл лишь при их приближении к совершенству верховной
идеи блага.
В его философских диалогах запечатлены все наиболее важные стороны
учения об идеях
Платоновская идеалистическая диалектика явилась существенным этапом в
истории древнегреческой диалектической мысли.
Как в жизни, так и в учении Платона проявилась цельность его личности в
ней соединяется множество стремлений, и она представляется благодаря
этому связанной со всеми духовными силами своего времени.
Душа платоновского идеализма – учение о благе.