Плюрализм философских учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором разные явления рассматриваются в многообразии их связей. Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения.

Содержание работы

1. Плюрализм философских учений и варианты их классификации.
2. Категории и принципы диалектики.
3. Эмпирический уровень научного познания.
4. Многообразие подходов к изучению общества.
5. Личность и самосознание.
6. Тесты

Файлы: 1 файл

Контрольная Философия Давиденко (ю-н) 1 сем. СОП.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Существует  множество точек зрения на общество и причины его возникновения Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует философских направлений в истории философской мысли Все их рассмотреть довольно сложно, однако, при определенном упрощении, их можно объединить в несколько теоретических концепций (моделей).

Одной из первых концепций понимания общества и  источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в эпоху рабовладения Общество, как и отдельный человек, сквозь призму данной модели разглядывался в системе общего мирового (Божия) порядка - космоса (Бога), что является источником и первоосновой всего сущего.

Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция  зародилась в недрах схоластической философии, философии Средневековья. Античная философия имела космологический характер, поскольку тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и общество, была природа (космос). Средневековое же мышление было теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе и в общественной жизни, для него была не природа.

В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в учении Аврелия Августина, а  позже Фомы Аквинского Августин считал, что вся история определяется Божьей волей, а все недостатки пояснюют ться первородным грехом Адама и Евы Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей вечно принципу общественной жизни, а разделение на сословия установлен Богоом.

В Новое время  распространилась натуралистическая концепция общественной жизни, представителями которой были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и др., хотя первые натуралистические идеи можно найти ты в сочинениях древнегреческих философов. Так, например, Демокрит высказывал мнение о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, Аристотель же выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей

 

В отличие от натуралистической концепции идеалистическая  модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни на самодостаточную субстанцию. Вершиной объективно-идеалистической модели понимания общества являются взгляды Гегеля, высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. По Гегелю, история движется вперед не как стихийный процесс. Она состоит из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности и эгоистические цели. Однако вследствие действий людей, которые заботятся о своем интересе, возникает что-то новое, что отличается от их первоначальных замыслов В этом, считает Гегель, и состоит \"хитрость исторического разума\", саморазвитие и самопознание которого и представляет собой собственно исторический процесс.

Недостатки  натуралистической и идеалистической  моделей пытались раскрыть создатели диалектико-материалистической концепции развития общества, немецкие философы, социологи Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Процесс социализации человека осуществлялся в первую очередь в процессе труда, навыки к которой постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя таким образом вещественно-фиксированную культурную традицию. Труд, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловил возникновение и развитие различных видов общения, возникновения членораздельной речи, образования производственных отношений. Таким образом, труд и производственные отношения, возникшие на ее основе, являются главными материальными силами, которые привели к появлению и совершенствованию собственно человеческой формы существования.

Теперь несколько  слов о современных подходах к  обществу. Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества так или иначе рассматривают его как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например, одна из самых известных концепций общества, создана Максом Вебером (1864-1920), еще одна из известных современных концепций человека и общества - так называемая концепция методологического индивидуализма, сложившаяся на основе идей марксизма, неофрейдизма и рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902-1994), суть данной концепции заключается в том, что каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий целей, надежд и мнений отдельных людей и как результат созданных и охраняемых ими традиций.

Интересные  новаторские идеи в подходе к  обществу содержат и другие современные  философские концепции: герменевтика, феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др.

 

      1. Личность и самосознание

 

Личность —  понятие, выработанное для отображения  социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной  жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание  человеком своего общественного  статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В философии  самосознание есть осознание сознанием  самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии  сознанием себя и как результат  этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

 

Тесты

 

1. Философия  как теоретическая форма мировоззрения  впервые возникает в:

А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.

 

2. Философ, автор  учения о множественности субстанций, это:

А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.

 

3. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»:

А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.

 

4. В чем состоит  задача этики как философской  дисциплины?

А) изучение сущности и существования человека; Б) изучение того, как люди поступают в той  или иной культуре; В) исследование того, как люди должны поступать; Г) исследование того, что люди считают добром и злом.

 

5. Культура, предлагающая  индивиду набор стереотипных  моделей поведения и ценностных  предпочтений, называется:

А) маргинальной; Б) массовой; В) элитарной; Г) информационной.


Информация о работе Плюрализм философских учений