Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:40, контрольная работа
Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором разные явления рассматриваются в многообразии их связей. Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения.
1. Плюрализм философских учений и варианты их классификации.
2. Категории и принципы диалектики.
3. Эмпирический уровень научного познания.
4. Многообразие подходов к изучению общества.
5. Личность и самосознание.
6. Тесты
Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует философских направлений в истории философской мысли Все их рассмотреть довольно сложно, однако, при определенном упрощении, их можно объединить в несколько теоретических концепций (моделей).
Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в эпоху рабовладения Общество, как и отдельный человек, сквозь призму данной модели разглядывался в системе общего мирового (Божия) порядка - космоса (Бога), что является источником и первоосновой всего сущего.
Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии, философии Средневековья. Античная философия имела космологический характер, поскольку тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и общество, была природа (космос). Средневековое же мышление было теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе и в общественной жизни, для него была не природа.
В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в учении Аврелия Августина, а позже Фомы Аквинского Августин считал, что вся история определяется Божьей волей, а все недостатки пояснюют ться первородным грехом Адама и Евы Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей вечно принципу общественной жизни, а разделение на сословия установлен Богоом.
В Новое время распространилась натуралистическая концепция общественной жизни, представителями которой были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и др., хотя первые натуралистические идеи можно найти ты в сочинениях древнегреческих философов. Так, например, Демокрит высказывал мнение о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, Аристотель же выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей
В отличие от
натуралистической концепции
Недостатки
натуралистической и
Процесс социализации
человека осуществлялся в первую
очередь в процессе труда, навыки
к которой постоянно совершенст
Теперь несколько слов о современных подходах к обществу. Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества так или иначе рассматривают его как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например, одна из самых известных концепций общества, создана Максом Вебером (1864-1920), еще одна из известных современных концепций человека и общества - так называемая концепция методологического индивидуализма, сложившаяся на основе идей марксизма, неофрейдизма и рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902-1994), суть данной концепции заключается в том, что каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий целей, надежд и мнений отдельных людей и как результат созданных и охраняемых ими традиций.
Интересные новаторские идеи в подходе к обществу содержат и другие современные философские концепции: герменевтика, феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Тесты
1. Философия
как теоретическая форма
А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.
2. Философ, автор
учения о множественности субст
А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.
3. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»:
А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.
4. В чем состоит задача этики как философской дисциплины?
А) изучение сущности и существования человека; Б) изучение того, как люди поступают в той или иной культуре; В) исследование того, как люди должны поступать; Г) исследование того, что люди считают добром и злом.
5. Культура, предлагающая
индивиду набор стереотипных
моделей поведения и
А) маргинальной; Б) массовой; В) элитарной; Г) информационной.