Плюрализм философских учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии).
Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию.

Содержание работы

Плюрализм философских учений…………………………………………..3
Современная философия науки………………………………………….…6
Многослойность бытия, его универсальные характеристики………….10
Эмпирический уровень познания………………………………………...13
Самосознание и личность………………………………………………....15
Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе……………………………………………….…....17
Многообразие подходов к изучению общества…………………………19
Пути преодоления экологического кризиса……………………………...21
Субстанция— это... ………………………………………………………23
Универсалии— это... ....................................................................................24
Список использованной литературы…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

1 ФИЛОСОФИЯ.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самосознание и личность.

 

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Следовательно, одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.  
Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание. Но личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Однако для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности, и самосознание, т.е. то, какими люди видят самих себя является важнейшей составляющей самопознания: оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.

Самосознание - это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности». В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и обществ, событий.

Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив...», «Я - абсолютная бездарность», «Я не хуже других...» и т.д. - все это примеры самооценок.  
Самооценка наиболее существенная сторона самопознания личности. Самооценка – непременный спутник нашего «Я». С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Можно выразить самооценку такой формулой:

Самооценка - успех - притязание ;

Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. 
Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Завышенные самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих.  
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков формируют у человека нелестное мнение о себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе.

 

Общение – это взаимодействие людей, двухсторонний процесс, который включает в себя обмен информацией, совместную деятельность и взаимное влияние. Общение означает установление и поддержание контакта между людьми. Вся наша жизнь состоит из процесса общения с теми, кто нас окружает – от членов семьи до случайного прохожего, спросившего который час. И далеко не всегда мы получаем от этого удовольствие. А порой это так выматывает, что человек сознательно изолирует себя от других в психологическом плане.

В современной мире снижается когнитивное значение процесса непосредственного общения между людьми. В нашем распоряжении огромное количество источников информации о внешнем мире – СМИ, интернет. И часто мы лучше знаем подробности жизни знаменитых, но чужих нам людей, чем то, что в голове у любимого человека. Вместо разговоров с теми, кто рядом с нами, мы читаем-смотрим-слушаем о событиях, не имеющих к нам никакого отношения. Это приводит к безразличию, мы разучиваемся понимать и сопереживать. Нельзя ведь по-настоящему сопереживать всем бедным и несчастным в мире!

 А еще, подумайте о современных  детях. Вспомните, как они любят  слушать рассказы старших, сколько  вопросов задают и т.д. Так дети познавали мир раньше. Теперь они слушают телевизор и забрасывают вопросами яндекс и гугл. Таким образом обесценивается личность и опыт человека – близкого, реального – в процессе общения с окружающим миром с самого детства. И когда ребенок вырастет, он опять предпочтет компьютер человеку.

3) Современный мир – это многообразие  социальных ролей, которые нам  приходится играть. Большинство  из них требуют шаблонного  поведения – если ты родитель, ты должен воспитывать, босс –  приказывать, крестный – дарить подарки на день рождения, друг – выслушивать проблемы и помогать в их решении, жена – заботиться о муже и детях… Наши отношения с людьми становятся все более формальными, в них не хватает непосредственности, искренности, душевности. Формальным становится и общение.

4) В современном обществе процесс  обмена информации между людьми  чаще всего имеет целью влияние  друг на друга. Это начинается  дома, в школе, продолжается в  офисе, магазине и в ходе политических  кампаний, а заканчивается межрасовой  и межнациональной враждой незнакомых друг с другом людей. Мы все пытаемся использовать друг друга в своих личных целях – заставить думать и делать то, что мы хотим.

5) Общение в социальных сетях  позволяет нам быть в курсе  того, что происходит у наших  друзей – чаще всего лишь «друзей». Каков процент «друзей» контакте или одноклассниках, с которыми вы реально общаетесь – пишите личные сообщения, например, и регулярно видитесь в реале? Виртуальное общение дает нам бесценную возможность оставаться на связи с теми, кто живет далеко от нас, и легко знакомиться с новыми людьми, однако так же легко и прекращать любой контакт. Из-за этого ценность таких связей снижается в нашем восприятии. Легко пришло, легко ушло.

Плюс, виртуальное общение очень располагает к «ношению масок». Где еще, как не здесь, можно представить себя кем-угодно, кем вы не являетесь на самом деле. Вы всего лишь образ, так же как и ваши собеседники по другую сторону монитора.

6) Искажение целей общения. Для  чего люди общаются? Чтобы похвастаться  собой и осудить других, скоротать время, отвлечься от своих проблем, не быть в одиночестве. Общение становится развлечением или средством для других наших целей, в то время как духовное межличностое общение является целью само по себе.

Все мы ищем друга, учителя – человека, с которым можем быть собой, быть открытым, не боясь быть не принятым. Общение с человеком на глубоком уровне позволяет расширить мировоззрение, углубить восприятие, познать самого себя, ощутить полноту жизни. Но, вынужденные постоянно поддерживать пустые, поверхностные отношения, в погоне за имиджем, занятые удовлетворением материальных потребностей, мы все меньше доверяем людям, все меньше стремимся к по-настоящему близкому, открытому общению.

Итак, основными проблемами современного общения является снижение ценности личности человека – объекта общения – в процессе обмена информацией и познания мира, а также преобладание формального типа общения и искажение целей общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Многообразие подходов к изучению общества

 

В науке возникло несколько толкований (подходов) сущности общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия (материальное производство, организационную деятельность, духовную деятельность), организационное, которое рассматривает общество как систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Иные два подхода к пониманию общества можно выделить в зависимости от соотношения общества в целом и индивидов. Так, Э.Дюркгейм и его сторонники полагали, что общество (целое) не сводимо к своим частям (людям), оно существует и развивается по самостоятельным законам и представляет собой "надындивидуальную" реальность, побуждающая индивидов к определенным способам поведения, мышления, чувствования. Общество выступает как внешней по отношению к человеку силой. М.Вебер , напротив, считал, что общества нет вне индивидов. Общество ничто иное, как реальная группа людей, и оно полностью зависит от поведения индивидов. [7 с.121]

Различаются понимания общества эволюционистов и конфликтологов . Эволюционисты ( О.Конт, М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривали общество через гармонию отношений, общественное согласие. Конфликтологи ( К.Маркс, Э.Райт ) считают, что по своей природе общество конфликтно, люди находятся по отношению друг к другу в состоянии конкуренции, вражды.

Все перечисленные подходы имеют право быть. Они дополняют друг друга и в совокупности дают полное представление о сложной, противоречивой жизни общества.

Если раньше человечество представляло собой сугубоабстрактную, статическую группу, то в результате современного процесса интенсификации взаимодействия между людьми оно превращается в реальную социальную общность глобального масштаба. Вплоть до ХХ в. человеческое общество имело мозаичную структуру, элементы которой были отдельные этнические общности, изолированные хозяйственные единицы, национальные государства. Одной из основных характеристик ХХ в. является процесс превращения мира в единую систему - глобализация .

Глобализация качественно меняет все сферы общественной жизни в соответствии с тенденциями сближения и унификации . В политической сфере усиливается влияние глобальных объединений, так как НАТО, АСЕАН, ООН. В сфере экономики также усиливается роль межстрановой, межрегиональной и глобальной (ЕС, НАФТА, ОПЕК). Ведущими хозяйственными субъектами становятся транснациональные корпорации, в значительной мере независимые от национальных правительств.

Итак, современное общество характеризуется рядом тенденций, находящих отражение в индивидуальном и массовом сознании, деятельности людей, нравственных нормах и идеалах. Они выдвинули на первый план идею согласия, ее мощный социально-практический потенциал. Общество начинает учиться жить в согласии. Между тем два десятка лет назад оно делало ставку больше на войну, силу как средство решения проблем. При этом следует помнить, что глобализация может работать на любую форму согласия - созидательную и разрушительную, позитивную и негативную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути преодоления экологического кризиса.

 

Экологический кризис представляет собой своего рода нарушение равновесия в природных системах, между их составными частями: водой, воздухом, почвой, животным и растительным миром, человеком и его деятельностью. Поскольку в природе все взаимосвязано, нарушение одного компонента (например, истощение водных запасов) ведет к изменению других (иссушение и похолодание климата, изменения почв и видового состава организмов). При такой ситуации возникает дисбаланс между возможностями природы и потребностями человека, что неизбежно приводит к обострению взаимоотношений в обществе. Поскольку кризис еще не есть катастрофа, все негативные его явления обратимы, и человек в состоянии играть активную роль в позитивном разрешении ситуации.

 Первым древнейшим  кризисом был доантропогенный  кризис аридизации (иссушения). Он  произошел 3 миллиона лет назад. Тогда очень резко изменился климат на Земле, снизилась его влажность, наступило похолодание. Эти изменения среды явились причиной возникновения прямоходящих предков современного человека. Таким образом, появление человека стало первой экологической революцией.

 Второй кризис - относительное  обеднение доступных человеку  ресурсов промысла и собирательства. Эта ситуация сложилась 30-50 тысяч  лет назад. Кризис разрешился  биотехнической революцией: люди  стали применять полы, то есть  сжигание старой растительности  для ускорения роста новой. Этот способ повышения плодородия почвы кое-где сохранялся до ХХ века.

Информация о работе Плюрализм философских учений