Подходы в определении науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

Обобщающим и важным для всех возможных определений науки остается то, что мы уже каким-то образом знаем, что такое наука. Речь идет об экспликации преднаходимого нами у себя знания, притом знания достаточно объективного или по крайней мере разделяемого нами со значительной частью научного сообщества. К науке относятся не только познание в смысле действия или деятельности, но и позитивные результаты этой деятельности. Кроме того, и некоторые результаты, которые в прямом и буквальном смысле трудно назвать позитивными, например, научные ошибки, использование науки в антигуманных целях, фальсификации, подчас весьма изощренные по многим критериям все же входят в сферу науки.

Содержание работы

Подходы в определении науки…………………………………………………………2
Фундаментальные и прикладные науки………………………………………………4
Научные методы исследования………………………………………………………..6
Формы научного знания (научный факт, проблема, гипотеза, теория)……….. 12
Научная гипотеза, принцип варифицируемости…………………………………….16

Файлы: 1 файл

Подходы в определении науки.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

Подходы в определении  науки…………………………………………………………2

Фундаментальные и прикладные науки………………………………………………4

Научные методы исследования………………………………………………………..6

Формы научного знания (научный факт, проблема, гипотеза, теория)……….. 12

Научная гипотеза, принцип  варифицируемости…………………………………….16

 

 

Подходы в определении  науки

1. Терминологический подход в  определении науки 

Обобщающим и важным для всех возможных определений науки  остается то, что мы уже каким-то образом знаем, что такое наука. Речь идет об экспликации преднаходимого нами у себя знания, притом знания достаточно объективного или по крайней мере разделяемого нами со значительной частью научного сообщества. К науке относятся не только познание в смысле действия или деятельности, но и позитивные результаты этой деятельности. Кроме того, и некоторые результаты, которые в прямом и буквальном смысле трудно назвать позитивными, например, научные ошибки, использование науки в антигуманных целях, фальсификации, подчас весьма изощренные по многим критериям все же входят в сферу науки.

Необходимо терминологически дифференцировать науку от нескольких смежных и  иногда смешиваемых с нею понятий. Прежде всего, закрепим категорию инновационной  деятельности, т.е. такой деятельности, целью которой служит введение тех  или иных новшеств (инноваций) в сложившиеся  культурные комплексы. Благодаря своему инновационному аспекту наука отлична  от других видов деятельности, связанных  со знанием и информацией. Вместе с тем наука не тождественна научно-исследовательской деятельности: последнюю можно определить как инновационную деятельность в области знания, а это не включает многих аспектов науки — организационных, кадровых и т.д., к тому же "деятельность" есть именно деятельность, а не тот или иной ее конкретный результат, тогда как наука включает получаемые и полученные результаты в той же, если не в большей мере, нежели деятельность по их получению.

Методы доказательства и убеждения  в самых различных сферах человеческой деятельности, таких как наука, политическое устройство, ораторское искусство, философия, заменили более ранний "метод" произвольного или чисто традиционного  решения соответствующих проблем  на основе скрытого постулата о единообразии человеческих действий, отражающем еще  большее единообразие природного и  сверхприродного порядка.

С тех пор и поныне термины "систематичность" и "исследование причин" остаются ключевыми для всякого определения  науки. Первый из них можно считать  более универсальным, поскольку  полное отсутствие систематичности  снимает самый вопрос о наличии  науки (и даже познаваемости, если понимать последнюю, как это часто делается сейчас, в смысле, хотя бы аналогичном  науке).

2. Феноменологический аспект определения  науки 

Определяя науку, мы находимся внутри нее, как внутри чего-то нам известного, хотя еще и не эксплицированного. Субъект, видящий науку не как  нечто внешнее, а «внутри» себя, находится  в ситуации, отличной и от ситуации терминологического или умозрительного конструирования науки и от ситуации чисто эмпирического созерцания своего объекта (науки). В рамках науки  как системы более высокого (по сравнению с любыми входящими  в ее состав дисциплинами) ранга  совокупность дисциплин, с той или  другой стороны изучающих саму науку, образует определенную подсистему. Благодаря  внедрению в нее принципов исследования операций, системного подхода и феноменологии удалось в основном преодолеть редукционистскую догму относительно того, что «все знание, в конечном счете, сводится к совокупности элементарных утверждений». В частности, науке отнюдь не чужда ценностная (моральная, культурно значимая) сторона. Эта тенденция к самоприращению ценности должна быть учтена в определении науки, представляющей собой, как было сказано, преимущественную область инноваций. Феноменологически наука вырастает из сравнительно элементарных ценностно-окрашенных проявлений, таких как любопытство, потребность быть осведомленным, практическая ориентация в мире.

3. Ценностные аспекты  определения науки

Поскольку наука в целом  и во всех своих системных состояниях представляет собой один из продуктов  развития ценностного сознания человечества, определения науки не должны игнорировать, как это иногда делается, ее ценностного  аспекта, или ограничивать его одной  лишь ценностью знания. Вместе с тем, если для этапа древневосточной, отчасти также и средневековой науки для отражения ценностного плана необходимо и, быть может, достаточно включить в определение науки ориентацию на постижение такой космической ценности, как универсальный Закон в его иерархической интерпретации, то для этапов античной, ренессансной, а также современной (классической и постклассической) науки спектр релевантных ценностей значительно шире и включает принципы объективного и беспристрастного исследования, гуманистическую ориентацию и императив получения и обобщения нового знания о свойствах, причинно-следственных связях и закономерностях природных, социальных и логико-математических объектов.

 

Фундаментальные и прикладные науки

  • Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.

 

НАУЧНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ



 

Фундаментальные

 

Прикладные

 

Разработки



 

Поисковые исследования

 

Научно-исследовательские работы

 

Опытно-конструкторские  работы


Рис. 1 . Классификация научных  исследований по целевому назначению

Фундаментальные исследования часто проводятся на стыке с другими науками.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований – установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

- поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований;

- в результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.;

- целью опытно-конструкторских работ являются подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

  • В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.

 

Научные методы исследования

 

 Уровни научного познания

Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.

Эмпирический уровень познания включает в себя

- наблюдение явлений, 

- накопление и отбор фактов 

- установление связей между  ними.

Эмпирический уровень - это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних  связей и проявлений. Главным для  этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов.

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического  материалов, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается

- внутренняя структура и закономерности  развития систем и явлений 

- их взаимодействие и обусловленность. 

Для получения теоретических знаний используются свои методы.


 

  Общие методы научного познания

Методы научного познания принято  делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных  проблем и даже отдельные этапы  исследования требуют применения специальных  методов решения. Разумеется, такие  методы имеют весьма специфический  характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных  для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в  самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:

  • методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
  • методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).


 

  Методы эмпирического исследования

  • наблюдение,
  • сравнение,
  • измерение,
  • эксперимент
  • материальное моделирование

 

  Наблюдение 

Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и  его предметную материальную деятельность, преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с  целью изучения и отыскания смысла в явлениях. Суть его состоит в  том, что изучаемый объект не должен подвергаться воздействию со стороны  наблюдателя, то есть юбъект должен находится в обычных, естественных условиях. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.  
Различают наблюдение прямое (визуальное), когда информацию получают без помощи приборов и наблюдение косвенное - информация получается при помощи приборов или автоматически при помощи регистрирующей аппаратуры.  
Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать  основой последующих теоретических  и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных  свойствах и отношениях реально  существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются:

  • планомерность;
  • целенаправленность;
  • активность;
  • систематичность.

 

  Сравнение

Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

  • сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
  • для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя  различными путями. Вопервых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Информация о работе Подходы в определении науки