Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:25, реферат
Актуальность работы заключается в том, что в нашем современном мире невозможно выжить, не отстояв свои позиции, свою точку зрения. В России на данный момент существует очень много споров на разные темы: от политических взглядов до общественных проблем.
Целью работы является изучение сущности спора, изучение полемических приемов, а также способы достижения победы в споре.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
-рекомендации вопросов и ответов в споре
-анализ уловок в споре
-рассмотрение полемических приемов и уловок
Введение 3
1. Понятие спора и его виды 5
2. Приемы и уловки ведения спора 6
3. Правила поведения во время спора 11
Заключение 15
Список литературы 16
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления и безопасности предпринимательства
Кафедра экономической безопасности
(наименование)
РЕФЕРАТ
По дисциплине Русский язык и культура речи
На тему: Полемические приемы, вопросы и ответы в споре, уловки в споре.
Выполнил студент
очной формы обучения
направления (специальности)
080101.65 «Экономическая безопасность»
(код) (наименование)
1 курса ЭБ-11-13 группы ______________/Годунова А.А./
(индекс) (подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель работы
Доцент кафедры_____________ ______________/Гимадова Н.Х./
(должность) (наименование) (подпись) (Ф.И.О.)
Уфа
2013
Оглавление
Введение 3
1. Понятие спора и его виды 5
2. Приемы и уловки ведения спора 6
3. Правила поведения во время спора 11
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Спор имеет большое значение в обществе, науке, государстве. В некоторых ситуациях нельзя просто преподнести информацию оппоненту, иногда приходится отстаивать правоту своей информации, доказывать, что именно она, а не какая-либо другая информация, является достоверной и точной. Сможем ли мы склонить человека к своей точке зрения, зависит от того, насколько мы владеем этим искусством ведения спора, есть ли у нас способности влиять на людей и насколько мы последовательны в предоставлении своих аргументов.
Объектом изучения в данной работе является: понятия спора, тактики, приемы ведения спора.
Предметом изучения выступает: изучение спора как особый вид коммуникации, изучение влияние различных уловок на оппонента в споре, владение приемами спора помогающими влиять на человека и его решения.
Актуальность
работы заключается в том, что
в нашем современном мире
Целью
работы является изучение
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
-рекомендации вопросов и ответов в споре
-анализ уловок в споре
-рассмотрение полемических приемов и уловок
Для изучения задачи предпринимались следующие методы: хорошо подобранная литература, часть из которой предназначена для лиц учащихся в высших учебных заведениях, использование интернет ресурсов, рассмотрение поставленной задачи на основе примеров, в том числе примеров из литературных произведений.
Для рассмотрения
и более глубокого изучения использовалась
тщательно подобранная
Понятию спора дается множество разных определений, предоставим некоторые из них:
Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения [1, с.171].
Спор — это словесное состязание, в котором каждая из сторон пытается отстоять свое мнение и либо «навязать» его другой стороне, либо найти общее решение [4, с.97].
Споры могут быть единичными и множественными В единичном ставится под сомнение и соответственно может оспариваться точка зрения, которая относится только к одному утверждению, тогда как во множественном споре сомнению подвергается позиция, относящаяся к нескольким утверждениям Единичный спор может быть вызван утверждением типа «Женщины водят машину лучше, чем мужчины». Но если утверждение станет более развернутым («Женщины водят машину лучше, чем мужчины. Они вообще более внимательны и дисциплинированны. Многие ответственные задания следует поручать именно женщинам»), то тут явно возникает множественный спор, поскольку в нем высказано несколько утверждений, каждое из которых может стать тезисом самостоятельного спора, и поэтому все они требуют своей независимой и, главное, корректной аргументации [6, с.4].
Древний философ Аристотель, считающийся создателем теории спора, разделил спор на несколько разновидностей:
использования ложных доводов;
3)эристика — искусство любой ценой остаться правым в споре.
Существует множество
Первая разновидность спора - диалектика. Диалектика возникла еще в античности, в древней Греции, как антитеза софистским представлениям. Основная задача дискуссии — либо достижение участниками согласия по данному вопросу, либо определение путей и подходов к его решению [4, с.98].
Вторая разновидность спора – эристика. Эристика-это грамотное ведение спора. Ее главная задача заключается в том, чтобы убедить других в истинности высказываемых взглядов. При этом виде спора отрабатывается тактика, логика, стратегия ведения спора. Эристику следует отличать от софистики — в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте. Эристика - это искусство побеждать в споре.
2.Приемы и уловки ведения спора
Мы редко слышим спор где люди прибегают к своеобразным уловкам, чаще люди просто не понимают друг друга, не слушают доводы противника, а просто хотят доказать свою правоту, иногда переходя на повышенную интонацию.
Уловками называются любые приемы, к которым можно прибегать для облегчения спора себе и затруднения его для оппонента. Таких приемов
многое множество, самых разнообразных по своей сущности. Иные из них,
которыми пользуются для облегчения спора себе самим, позволительны. Другие - непозволительны и часто прямо бесчестны. [5, с.39]
Позволительны они в том случае, если заметно, что противник в споре прибегает к нечестным хитростям и его можно на этом подловить.
К допустимым приемам относится такой прием, как «оттягивание возражения». Этот прием используется тогда, когда вы затрудняетесь ответить на выпад противника и желаете обдумать тщательнее тезис. В такие моменты можно задавать оппоненту различные вопросы, обдумывая тщательно свой будущий ответ. То есть, мы своеобразно тянем время, для обдумывания своих аргументов. Выиграв время, иногда всего несколько минут, можно найти требуемое возражение.
Недопустимыми считаются следующие виды уловок: неправильный выход из спора, срывание спора, «довод к городовому», «палочные» доводы.
Спор чаще срывается из-за нехватки одного из спорящих аргументируемого ответа, слабой позиции по сравнению с аргументативной деятельности другого. В таком случае мы стараемся уходить от ответа, проявляем нежелание слушать оппонента, постоянно перебиваем его, в конце концов сводя спор на нет. Печальнее всего, когда именно так заканчиваются споры политического характера, ведь в руках спорящих, депутатов, находятся общественно важные проблемы.
В споре очень важно найти истину среди лжи. Истина и ложь – это две несовместимые характеристики высказывания. Истинное высказывание соответствует действительности, ложное не соответствует ей [7. С.86-87].
Как говорил Аристотель: «лучше разориться, оставаясь честным, чем разбогатеть неправдой».
Очень сложно выявить истину в следующем приеме ведения спора так как истинное мнения зачастую пресекается.
«Довод к городовому». Этот прием чаще можно встретить в тоталитарных режимах государства, когда идет подавление общественного мнения. Предлагаемый противником аргумент или тезис мгновенно подавляется государственными деятелями: предлагаемые тезисы объявляются опасными для общества или государства в целом. Этот прием направлен на устранение нежелательных доводов и волнений общества.
«Палочный довод». К этому методу прибегают с целью, во что бы то ни стало убедить противника в своей правоте, склонить к своей точке зрения. Этот вид уловки определяется как особую форму интеллектуального и психологического насилия. При такой уловке главная задача-это предоставление таких доводов противнику, что он не сможет ответить ничего взамен, из боязни чего-то неприятного. В этом случае противнику придется молчать или же ему придумывать обходные пути для нежелательного проигрыша в споре.
Разновидностью вышеуказанных уловок является такой прием, как «чтение в сердцах». При этом оппонент не заинтересован разобраться в том, что сказал противник, а пытается определить мотивы, по которым он это говорит или каким-то образом поступает. Пример такого способа ведения спора описан А. П. Чеховым в рассказе «Именины»:
«— Потрудитесь мне объяснить, что это значит? Я вас спрашиваю!
— ...Надоело, Ольга! Честное слово, я утомлен, и мне теперь не до этого... Завтра будем браниться.
— Нет, я тебя отлично понимаю! — продолжала Ольга Михайловна. — Ты меня ненавидишь! Да, да! Ты меня ненавидишь за то, что я богаче тебя! Ты никогда не простишь мне этого и всегда будешь лгать мне! Сейчас, я знаю, ты смеешься надо мной... Я даже уверена, что ты женился на мне только затем, чтобы иметь ценз и этих подлых лошадей [1. С.190-191].
У человека настроенного на победу достаточно много различных уловок методов и способов достижения поставленной цели. Такой человек знает, как вывести из себя своего оппонента, как заставить его встать на свою сторону, загнать его в тупик, знает как правильно, четко говорить, жестикулировать и выстраивать цепочку последовательности фактов. Разумеется, что у такого человека больше шансов победить в споре, чем у человека незнающего все эти уловки.
Одна из сильнейших уловок в споре — это внушение. Особенно велика его роль в устном споре.
Если человек обладает громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчетливо, уверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, он обладает при прочих равных условиях огромным преимуществом в споре [1, с.192]. Такой человек сможет доказать правоту своей точки зрения, даже если она будет являться ложной.
Очень часто, чтоб сбить противника с толку и одержать победу, надо доказать, мысль истина или ложна; доказать полезна она или вредна для нас. То есть, иными словами, переводят вопрос на точку зрения пользы и вреда.
Существует также метод под названием «Двойная бухгалтерия». Этот метод заключается в том, что приводимый нами довод в одной из ситуаций будет истинным, а в другой ложность, в этом и заключается ее двойственность. Истинным довод будет тогда, когда это будет выгодно для нас, если же для нас он невыгоден, то мы его можем считать за ложный довод. Подменив Таким образом мы создаем благоприятную обстановку для себя.
К числу уловок также принадлежит так называемый софизм, или намеренные ошибки в доказательстве. Ошибка- непреднамеренна, софизм -преднамеренный.
Софизм зародился в древней Греции, древнегреческими просветителями-софистами. Софисты учили спорить о том, чего не понимаешь. Они не были учеными. Умение, которому они учили, заключалось в том, что человек учился иметь многообразные точки зрения.
Исторически с понятием «софизм» неизменно связывают идею о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что задача софиста- представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде.
Софизмами называются и сами рассуждения, в которых содержатся умышленные ошибки. Название “софизм” происходит от древнегреческого слова “софисма” — “хитрая уловка, выдумка” [8, с.180].
Софизм – это умышленное нарушение законов логики, поэтому идею софистов не поддерживал греческий философ Сократ. Согласно его утверждениям, объективная истина существует, но неизвестно какая точно. Соответственно, задача человека – искать ее, единственную для всех. Спор между Сократом и софистами начался приблизительно в V в. до н. э.
Для Сократа высший смысл философского диалога состоит в поиске истины, в совместном ее постижении и стремлении. Он стремиться к гармонии в отношениях с собеседником, во взаимных уступках и прощении друг друга в совместных усилиях на пути познания истины. Для него очень важна и интересна душа человека.
Софисты же,
напротив, имели диаметрально противоположные
взгляды. Философский диалог в их
представлении – это борьба, подавление
соперника и победа над ним, кроме
того, инструмент для манипуляции
сознанием собеседника и
Информация о работе Полемические приемы, вопросы и ответы в споре, уловки в споре