Полемика эмпиризма и рационализма в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 05:17, контрольная работа

Описание работы

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания – Ф. Бэкон развивал учение об индукции, Р. Декарт – понятие метода в философии. На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом  интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был  направлен на вопросы познания –  Ф. Бэкон развивал учение об индукции, Р. Декарт – понятие метода в философии. На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Культ разума вообще характерен для эпохи 17 – 18 вв. – истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума". Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого, реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления. Эмпиризм рассматривается как другой, совершенно иной, подход к научному знанию, получению его, определения его истинности. Эмпиризм не признает ничего общего, ничего, что не было бы подтверждено чувственным опытом, т.е. первостепенная роль признается за опытом, а уж потом разум. Эти два направления зародились примерно в одно время, но с самого начала были диаметрально противоположны друг другу. Но именно несхожесть этих взглядов и споры между ними, помогали каждому из них развиваться и совершенствоваться.

Вначале определим, что есть эмпиризм и рационализм, какие признаки им характерны. Затем  обратимся к истории формирования эмпиризма и рационализма и к  их основоположникам и сторонникам. Рассмотрим различные направления  эмпиризма и рационализма, а также  проблемы познания связанные с различными взглядами на это познание – рационалистический и чувственный.

 

  1. Понятие, признаки и принципы эмпиризма и рационализма философии нового времени.

 

Европейскую философию 17 века условно принято  называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального  развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640–1688). Франция  переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации  оказывается надолго отброшенной  с переднего края общественного  развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические  формы. Расхождение между силой  власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия  для человека становятся случайными.

В силу всего перечисленного, философия  Нового времени не является тематически  и содержательно однородной, она  представлена различными национальными  школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских  устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как  реализуется это тождество, существую  две философские традиции: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.

В 18 веке английская буржуазия достигла своих целей, практически закрепив свое экономическое господство. Это  господство требовало политического  оформления, закрепления консервативных тенденций и стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и тенденций являлась религия, и  поэтому обращение к ней стало  естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в  распространении идеалистической  философии. Она сыграла положительную  роль в развитии эмпиризма, ибо все  наработанное в эмпирической и деистической философии требовало проверки и  обоснования через своеобразную «провокацию» идеалистическими аргументами.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.

Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все  должно быть подвергнуто критике  и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет  право на существование, что «может устоять перед свободным и  открытым испытанием».

Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.

Основоположником  этого направления является Р. Декарт. Основным признаком его рационализма можно считать выведение факта существования из факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедукции из врожденных разуму идей. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие Бога, существования понятия, свободу воли.

Декарт  уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала, или принципы, природы он перенес из объективного мира в человеческий разум. Это позволило  исключить природное неравенство  вещей и применить к их познанию количественную характеристику, математические методы.

Философское сознание 17 века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но – противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального  и эмоционального, общественного  и индивидуально-личностного. Мир  воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда – неизбежность размышлений  не только о путях познания этого  мира, но и собственных познавательных возможностях. Поэтому философия  нового времени представляет собой  процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального  в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете, все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антимоний.

 

 

 

 

 

  1. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового времени.

 

Если  средневековая философия представляла собой попытку осмыслить феномен  религии, дать философское оправдание геоцентризма, то в конце 16-го – начале 17 века философское познание сталкивается с новыми реалиями, которые заставляют его изменить объект своей критической рефлексии. В Западной Европе начинается активное формирование буржуазных отношений, сопровождаемое созданием новых политических институтов, изменениями в образе жизни и стиле мышления. Успешное освоение природы в рамках капиталистического способа производства было немыслимо без развития наук о природе, а претворение в жизнь новых социально-политических идеалов предполагало иную, по сравнению с геоцентризмом, модель человеческого участия в переустройстве мира. Новое время входило в жизнь и развивалось под лозунгами свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием реализации этих лозунгов явилось рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Ф. Бэкон, выразил это в ставшем знаменитым утверждении: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным».

Склонность  английских философов раннего Нового времени к эмпиризму объясняется  тем, что в Англии начали формироваться  буржуазные отношения в производстве и социальной жизни, что потребовало  принципиального изменения статуса  науки: последняя все активнее вмешивается  в промышленность, политику и право. Наука нуждалась в концептуальном и методическом обеспечении, а это  – задача философии. Именно ориентация на гносеологические и методические вопросы отличает английский эмпиризм от континентальной философии этого  же периода.

Эмпиризм как теоретико-познавательная традиция опирается на утверждение, что источником истинного знания может быть только опыт (эмпирия). Задача науки заключается в том, чтобы разобрать соответствующие процедуры, позволяющие «извлечь» эту истину, заключающуюся в вещах и процессах реальности, и донести ее в неискаженном виде до человека. Наиболее авторитетными представителями английского эмпиризма были Ф. Бэкон и Т. Гоббс.

Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал целью человеческой жизни достижение счастья посредством истинной культуры и гуманности. Для этого необходимо открытие законов природы и покорения ее. Бэкон являлся автором теории элиминативной индукции. Главные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преуспеянии наук», «Опыты политические и моральные», «Новая Атлантида».

Объектом  познания, по Бэкону, выступает природа. Задача познания – исследование ее законов, а цель познания – установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки  кроется в отсутствии надежного  метода. Истинное знание – это знание причин. Основа познания – опят. Но истинному познанию мешают различные  объективные и субъективные причины, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания. Их четыре:

  • Идолы рода. Они коренятся в самой природе человека, в ограниченности его ума и несовершенстве органов чувств. Идолы роды искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы.
  • Идолы пещеры. Их источник – индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
  • Идолы рынка. Они порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления.
  • Идолы театра. Вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.

Взгляды Ф. Бэкона на методологию и гносеологию новой философии воспринимает Томас Гоббс (1588–1679 гг.), автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Его перу принадлежит и знаменитый трактат «Левиафан».

По  мнению Гоббса, философия должна служить  практическим интересам и нуждам людей и быть независимой от религии. Философия есть суммарное теоретическое  знание причин вещей и процессов. Гоббса отличают крайний номинализм и сенсуализм (философская концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника знаний), отрицание свободы воли. В его философии наиболее ценным является учение о знаках, которое многие считают аналогом букеровского учения об идолах познания.

Знак  есть то, чем обозначаются восприятия вещей. Он состоит из материала знака  и значения знака. Гоббс различал такие виды знаков: сигналы; метки  естественные и произвольные; собственно естественные знаки; собственно произвольные знаки; знаки в роли меток; знаки  знаков. Главное в познании –  не смешивать вещи с их знаками.

Номинализм  позиции Гоббса заключается в  том, что он признавал за реально  существующие только единичные вещи, а не их имена. Первичным являются телесные вещи, а познание начинается с ощущения единичных вещей.

Другой  английский мыслитель, Джон Локк (1632–1704 гг.), развивает традицию эмпиризма в рамках созданной им сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах». Человеческую память Локк сравнивает с чистой доской, на которой в течение жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого люди черпают знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта – внешний мир, а объект внутреннего опыта – деятельность самой души. Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идеи тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей: модусы – второстепенные свойства бытия, присущие им лишь в некоторых состояниях; субстанции – нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира; отношения. Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума.

Первую  попытку осуществить защиту религии  от материализма сделал английский философ Джордж Беркли (1685–1753 гг.). В своих сочинениях «Трактат о принципах человеческого знания» и «Три разговора между Гласом и Филон усом» Беркли открыто выступает против материализма и атеизма. «Все их чудовищные системы, – писал он, – находятся в такой явной и необходимой зависимости от нее (материи), что, коль скоро будет вынут этот краеугольный камень, все здание должно неминуемо рухнуть до основания.» Беркли опровергает утверждение Локка о том, что знание возникает из опыта. Ведь опыт может дать знания только о единичных вещах, а общие понятия и отношения между ними вырабатываются с помощью разума. Беркли утверждает, что даже сами единичные вещи есть не что иное, как модификации нашего знания, комбинации ощущений. Все качества предметов субъективны: в действительности нет красного, теплого, круглого и т.п. Предметы, вне воспринимающего человека, не обладают определенностью, они – никакие. Обладать бытием – значит быть воспринимаемым. Это классическая формула субъективного идеализма в его крайней форме – солипсизме. В натурфилософии Беркли выступил против учения Ньютона о материи, движении, пространстве и времени. С точки зрения Беркли, материя – это призрак пустого имени. Атеисту он нужен для обоснования безбожия, а некоторым философам – как повод для пустословия.

Информация о работе Полемика эмпиризма и рационализма в философии Нового времени