Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 05:17, контрольная работа
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания – Ф. Бэкон развивал учение об индукции, Р. Декарт – понятие метода в философии. На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности
Абсолютная истина доступна только Богу. Человек как частица природы, как существо конечное, не в силах постичь окружающее его бесконечное целое. Но ничтожество человека граничит с его величием.
Человек – как «мыслящий тростник» – одно из наиболее слабых творений природы. Но это создание природы благодаря мыслительной способности становится «чудом», способным объять всю Вселенную.
В рационалистическую методологию определенный вклад внес и Барух Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.) его воззрения получили название картезианского рационализма. В своем философском трактате «Этика» этот голландский мыслитель призывает различать два класса идей: одни возникают в нашем представлении, воображении и связаны с нашими чувствами, а другие идеи являются принадлежностью нашего разума.
Чувственные
идеи порождаются «беспорядочным (смутным)
опытом». Они субъективны, но не ложны,
ибо отражают объективную природу
вещей. Но в силу субъективного восприятия
эти идеи имеют необъективный
характер, а посему частичная истина
не может претендовать на абсолютную
достоверность. Ценность этих идей состоит
в том, что они позволяют
Сущность
раскрывается в идеях, которые являются
принадлежностью разума. Дедуктивный
ум схватывает сущность «изнутри», опираясь
на свою логическую природу и силу
интуиции. Взаимопроникновения интуиции
и дедукции проявляются в общих
понятиях, без которых нельзя получить
рационально достоверное
Идеи второго класса имеют достоверный характер не только в их отношении к человеческому уму, но и в их отношении к объективному миру. Достоверность идей делает природу и мир познаваемыми. Такую позицию можно определить как панлогизм, как абсолютизацию интуитивно - аналитических идей и недооценку чувственного знания.
Учение Спинозы, несмотря на абстрактный и метафизический характер, затрагивает важную проблему соотношения единого и многого, а также вопрос о сущности свободы. Учение Спинозы тоталитарно, ибо сводит, с необходимостью, все многообразие действительности к одному началу, общему знаменателю. Человек не может быть свободен в смысле возможности и способности действовать по своему усмотрению, потому что жизнь его ограничена рамками необходимости. «Свобода есть познанная необходимость» – это спинозовское определение перенял Гегель, через которого оно вошло в марксизм.
Иную, более демократичную, трактовку соотношения единого и многого предложил немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646–1716 гг.). Он известен не только как великий философ, создавший систему «монадологии», но и как талантливый математик, физик, лингвист. Основные работы Лейбница: «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».
Лейбниц внес значительный вклад в развитие рационалистического метода, следуя декартовской традиции. Метод является дедуктивным и включает ряд принципов: всеобщих различий, тождественности неразличимых явлений, всеобщей непрерывности, дискретности субстанций, полноты и совершенства, достаточного основания, всеобщей связи. Но приведение принципов метода в систему у Лейбница не решено.
Для объяснения границ человеческой свободы воли Лейбниц вводит три вида необходимости: метафизическую, моральную, физическую. Человек не свободен только по отношению к метафизической необходимости. В двух других случаях он имеет право на выбор.
Итак,
как мы могли убедиться, наиболее
уязвимая сторона рационалистических
воззрений заключается в
В противоположность рационализму
в эмпиризме рационально-
Здесь эмпиризмы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиризмы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиризмов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное, познание – это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении. Обобщить знания о предмете и его свойствах, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания. Рациональное познание, или абстрактное мышление – опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее существенное в предметах. Чувственное и рациональное познание составляют стороны момента единого процесса познания. Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.
Из
понимания процесса познания как
диалектического единства чувственного
и рационального следует, что
сенсуализм и рационализм являются
односторонними гносеологическими
течениями абсолютизирующими
Заключение.
Рационалистический
метод Декарта, концентрируя внимание
на деятельности самого человеческого
ума в процессе достижения истины,
представляется прямой противоположностью
методу эмпиризма Бэкона, основанному
на чисто опытном выведении аксиом
знания, лишенных математического осмысления.
Однако картезианский аналитический
и одновременно дедуктивно-синтетический
метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт
его чисто интеллектуальные свойства,
утратил бы свою эффективность, если
бы он совершенно игнорировал опытный
фактор. Декарт был далек от такого
пренебрежения. Уже в «Правилах
для руководства ума» он осудил тех
высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая
опытом, высокомерно воображают, что
истина появится из их головы, как Минерва
из головы Юпитера. В «Рассуждении о
методе» автор еще более
С этой точки зрения для юриста-правоведа знание основных положений рационализма необходимо. Только на основе этого знания можно понять тенденции развития европейской культуры и науки, понять закономерности формирования и развития европейского правосознания и правоведения, базирующихся на идеях рационализма.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие, признаки и принцы эмпиризма и рационализма философии нового
времени .
2.Становление и источники
3. Основные направления.
4. Заключение
Список литературы
Информация о работе Полемика эмпиризма и рационализма в философии Нового времени