Политическая философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

Платон (427—347 гᴦ. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа͵ знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1.Политическая философия Платона
1.1. Диалог «Государство»…………………………………………………4
1.2. Типы государства………………………………………………………7
1.3. Диалог «Законы»……………………………………………………….9
1.4. Диалог «Политик»…………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………..15

Файлы: 1 файл

иппу.docx

— 61.03 Кб (Скачать файл)

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Теории Государства и Права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО дисциплине

история политических и правовых учений

        Тема: Политическая философия Платона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИТА 2015

 

 

 

 

                                                            Содержание:

Введение ……………………………………………………………………3

1.Политическая философия Платона

1.1. Диалог «Государство»…………………………………………………4

1.2. Типы государства………………………………………………………7

1.3. Диалог «Законы»……………………………………………………….9

1.4. Диалог «Политик»…………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………13

Список использованных источников……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Введениесемья политический

               Платон (427—347 гᴦ. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа͵    знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. В центре внимания философской проблематики Платона были не абстрактные натурфилософские положения о первоначалах природы, а проблемы человека. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных своих произведения: «Государство» и «Законы». В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство (идеальный образец) и его многократные повторения-искажения в реальном мире вещей.

 

 

                   1. Политическая философия Платона                                        

                                             1.1. Государство

Рис. 1 Логико-смысловая модель «Идеальное государство Платона»

           В диалоге ʼʼГосударствоʼʼ идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. ʼʼЗаниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - ϶ᴛᴏ и есть справедливостьʼʼ.

             Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота͵ в души их помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников – железа и меди. В случае если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

          Во главе государства, утверждал Платон, крайне важно поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. ʼʼПока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари, и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государствам не избавиться от золʼʼ. В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов «аристократии крови» и заменяет ее «аристократией духа». Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты – интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.

         Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге «Государство» особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно должна быть либо монархией, в случае если править будет один философ, либо аристократией, в случае если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан.

           Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. ʼʼПрежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, в случае если в том нет крайней крайне важности. Далее ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающийʼʼ. Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

               Образ жизни низшего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Крестьянам и ремесленникам разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Отметив значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно -замкнутого, самодостаточного государства. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения – важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних ʼʼзаключены два враждующих между собой государства˸ одно – бедняков, другое – богачейʼʼ.

         Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта͵ точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения – организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др.

 

 

 

                             1.2. Типы государства по Платону         

          Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

       Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия (от ʼʼТимеʼʼ – честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

                 Следующий вид государственного устройства – олигархия – появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

             Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа. Общественные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и безначалие.

              Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй - ϶ᴛᴏ самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.

Нарисованная философом картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Идеологически она была направлена против демократических учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от стародавних порядков, проводил идею циклического развития истории.

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         1.3. Диалог «Законы» 

              Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога «Законы» от диалога «Государство» таковы:

        1.Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограниченны. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан – 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.

       2. Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают исходя из размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

       3.Производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счёт рабского труда (в диалоге «Государство» рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во втором по достоинству государстве  земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.

             4.Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

            Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся˸ демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве.

           Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из ночного собрания, то они причастны к божественной истине и в данном смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную жизнь крайне важно урегулировать нормами писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью.       Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей используются при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о крайне важности утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон писал˸ ʼʼЯ вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам богиʼʼ. При этом такие высказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под законом здесь принято понимать не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам.

Информация о работе Политическая философия Платона