Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 08:03, контрольная работа
Платон (427—347 гᴦ. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа͵ знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.
Введение ……………………………………………………………………3
1.Политическая философия Платона
1.1. Диалог «Государство»…………………………………………………4
1.2. Типы государства………………………………………………………7
1.3. Диалог «Законы»……………………………………………………….9
1.4. Диалог «Политик»…………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………..15
1.4. Диалог «Политик»
В диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. При этом все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, подлинного государства, где политик единолично осуществляет власть, руководствуясь знанием. Смысловое содержание учения Платона не совпадает с современными формулами правового государства.
Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах мыслителя социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.
Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.
Платон причиной возникновения государства считает наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.
Свобода личности подавляется государством: государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.
Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние – низшим.
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.
Женщины и мужчины уравнены в своих правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.
Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность – чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере – это величайшее благо». Устройство совершенного государства Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства мыслитель относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.
Большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.
Список использованных источников
Размещено на