Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:19, реферат
«Политическая харизма» относится к числу наиболее дискуссионных и неоднозначных понятий социологии. Причин этому несколько не только «ускользающая», «мистическая», трудно поддающаяся научному исследованию природа феномена харизмы; неоднозначность, непрозрачность классической концепции харизмы М. Вебера.
© Н.В. Фреик
Политическая харизма: версии и проблемы
«Политическая харизма» относится
к числу наиболее дискуссионных
и неоднозначных понятий
Большая часть объяснительных
моделей феномена харизмы так
или иначе основывается на подходе
М. Вебера. В его трактовке понятие
харизмы тесно соотносится с
проблемой создания новых социальных
образований, а также проблемой
свободы, творчества, человеческой ответственности.
Эта тема обсуждается им во многих
работах (в частности, в ряде глав
фундаментального труда «Хозяйство
и общество», «Политика как призвание
и профессия», «Социология религии»,
«Хозяйственная этика мировых религий»,
«Древний иудаизм» и др.), поэтому
в зависимости от контекста несколько
различаются и трактовки
Принципиально важно то, что как бы внеобыденна она ни была, для признания и сохранения своей харизмы вождь должен постоянно представлять доказательства харизматической легитимности знаки «благодатности», реальные «успехи» правления и т.п. Это обстоятельство объясняет ее нестабильность и подводит нас к выводу о принципиальном значении «организационного», «бюрократического» аспекта проблемы политической харизмы. Массовый энтузиазм, связанный с этим феноменом, предполагает использование различных формально-рациональных процедур, необходимость привлечения и управления большим числом людей и структур для формирования подобного эффекта. Иными словами, политическая харизма зависит от деятельности огромной бюрократической «машины». Далее, любой энтузиазм, особенно массовый, непостоянен, никогда полностью не предсказуем и не контролируем, но при этом требует все новых и новых стимулов. Наличие «массового движения», выражающего поддержку курса лидера, уже предполагает, что это движение кто-то и как-то организовал. Более того, чтобы удерживать в состоянии мобилизации население большой страны, недостаточно одного лишь массового энтузиазма и возбуждения, необходимо также постоянно демонстрировать успешность действий властей. Таким образом, в современном мире для установления и поддержания господства одной лишь «благодатной» харизмы явно недостаточно.
Данное обстоятельство актуализирует
комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений
харизматического вождя и управленческого
аппарата, их слаженных, солидарных действий
или конфликта их интересов. Первоначальным
базисом рекрутирования «свиты»
вождя является личная харизма. Однако
члены штаба заинтересованы в
сохранении и укреплении позиции
вождя, поскольку все, что угрожает
легитимности главы, в той же мере
угрожает легитимности их форм дохода,
властных позиций и престижа, что
сопровождает членство в штабе. Сохранение
позиций штаба зависит также
от укрепления сообщества в целом
и установления такого социального
порядка, при котором собственная
позиция членов штаба получила бы
стабильную повседневную основу. По Веберу,
власть конфликтна по своей сути. Существует
постоянный, по большей части латентный,
конфликт между вождями и их управленческими
штабами за то, чтобы владеть инициативой
в борьбе за власть, экономические
преимущества и социальный статус.
При явном отсутствии успеха лидера,
неудовлетворенности интересов
штаба, наличии альтернативного
харизматического лидера и множестве
других причин весьма вероятна борьба
управленческого штаба против наличного
вождя во имя нового. По Веберу, любое
политическое действие (а соответственно,
и харизматическое) предполагает трех
участников, от мотивации и поведения
которых зависит его характер.
Это «массы», вождь и его управленческий
аппарат. В концепции Вебера основное
внимание уделено анализу отношений
между профессиональными
Профессионализация и
рационализация политического пространства,
превращение его в «
Таким образом, по Веберу, несмотря
на рационализацию, характерную для
современного мира, отношение масс
к вождю и к политике в целом
по-прежнему остается преимущественно
эмоциональным и
Пассивность, эмоциональность
и иррациональность масс дают повод
к обсуждению ряда дилемм современной
демократической политики, развивающейся
в направлении легального типа господства.
Во-первых, формальная рациональность,
как и соответствующий ей чистый
тип целерационального
Во-вторых, с точки зрения Вебера, легальность сама по себе не может служить мобилизующим моментом, т.е. давать дополнительный импульс поведению индивидов. В современном (демократическом западном) обществе массы верят в рациональную обоснованность политического порядка. Однако конкретный выбор требует эмоций, он совершается отнюдь не по идеальному типу целевой рациональности. Реальное функционирование политики как предприятия предполагает эмоциональную мобилизацию масс на поддержку харизматического вождя. В последнем случае можно говорить об аффективном политическом действовании, прерывающем течение повседневности [4]. Харизма позволяет, хотя бы на относительно короткое время, мобилизовать людей для совершения политических действий, выходящих за рамки их рутинных занятий (выборы, референдумы и т.п.), но и требующих более сильного импульса, чем его могут дать привычка, традиция или рациональное убеждение.
В социологии нет общей
позиции как в отношении
В «религиозном» подходе
к харизме (К. Фридрих, Д. Эммет) критикуется,
с одной стороны, расширение, выведение
изначально теологического понятия
за пределы сферы религии, с другой
безразличие к вопросам духовности
и моральности лидерства. В итоге
либо аргументируется тезис об абсолютной
несовместимости сфер религии и
политики и, соответственно, утверждается
невозможность политической харизмы,
либо использование категории
Принимая основные положения
веберовской концепции харизмы,
ряд исследователей обращает внимание
на необходимость ее модификации
в связи с принципиальными
изменениями современного политического
пространства и современного мира в
целом. Так, К. Лёвенштейн [5] полагает, что
харизматическое лидерство
Существует и другая линия рассуждения, в которой краеугольным камнем аргументации выступает несовместимость «истинной» харизмы с сущностью современного общества. При этом акцентируются три черты харизмы: ее иррациональность, революционность и личностная природа. Предполагается, что изменения в социальных и политических структурах обусловили минимальные шансы или даже практическую невозможность появления истинной формы харизмы в современном обществе (рациональном, безличном, бюрократическом, массовом и т.п.). Преобладающей тенденцией становится создание бюрократическими структурами харизматического лидера, изначально лишенного качеств харизматика. Р. Глассман пишет о «сфабрикованной харизме» [6], а Й. Бенсман и М. Гайвант предлагают ввести понятие «псевдохаризма» [7]. На развитие проблематики псевдохаризмы в связи с реалиями массового общества значительное влияние оказали работы представителей франкфуртской школы неомарксизма. В частности, интерес представляет обсуждение темы «позднего капитализма», для которого характерна тотальная формализация всех сфер жизнедеятельности, подвергающая постоянному давлению истинную харизму (иррациональную, радикальную, личностную). Всемогуществу бюрократических структур невыгодно появление или усиление неподконтрольных им личностей и процессов, а значит, и подлинного (революционного) харизматического лидера. Однако харизма, говорят те же авторы, необходима для функционирования политики, а следовательно, выражена потребность в ее «управляемой», искусственной замене псевдохаризме. Иными словами, социальный кризис, как показывает практика, можно создать и при этом единственным выходом из него изобразить избрание того или иного политического деятеля, представляемого фигурой с экстраординарными качествами. Согласно подобным критическим теориям, харизма выступает ширмой для затемнения других, скрытых идеологических или материальных целей определенных заинтересованных групп. Отсюда выдвигается вопрос о рассмотрении природы интересов, скрытого содержания псевдохаризматического послания.