Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:57, реферат
Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. В самом общем виде можно представить политическое сознание как специфическое отражение политики социальными общностями и индивидами.
1.Введение --- стр.3
2.Понятие и сущность политического сознания . --- стр.4
3.Типы политического сознания . --- стр.8
4.Уровни политического сознания . --- стр. 11
5.Заключение . --- стр.15
6.Список литературы . --- стр. 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Факультет Высшая школа
Контрольная работа
По ФИЛОСОФИИ
На тему : «Политическое сознание»
Политическое сознание выступает
как существенный фактор политики,
в значительной степени определяющий
функционирование политической системы
общества, направленность политических
процессов, характер политической деятельности
и поведения людей. Оно составляет
субъективную основу функционирования
политической системы и выражает
рациональную сторону поведения
каждого отдельного человека, тесно
связано с политической культурой
и во многом определяет ее, в обобщенной
форме выражает степень знакомства
личности с политикой. В самом
общем виде можно представить
политическое сознание как специфическое
отражение политики социальными
общностями и индивидами. Эта констатация,
однако, нуждается в развернутом
обосновании, в рассмотрении структуры
и функций изучаемого феномена.
Целью данной работы является рассмотрение
политологической категории “политическое
сознание”.
Понятие и сущность политического сознания.
Прежде всего, следует отметить,
что политическое сознание наряду с
правосознанием, моралью, наукой, религией,
искусством представляет собой особую
форму общественного сознания; она
возникает вместе с появлением государственности,
политической власти. Это наиболее
общая категория, характеризующая
субъективную сторону политики. По
своему содержанию она охватывает чувственные
и теоретические, ценностные и нормативные
представления граждан, опосредствующие
их связи
с институтами власти. Следовательно,
политическое сознание выступает как
совокупность представлений и чувств,
взглядов и эмоций, оценок и установок,
выражающих отношение людей к
осуществляемой и желаемой политике,
определяющих способность человека
к участию в управлении делами
общества и государства.
Одновременно политическое сознание является
атрибутом политического действия, его
непременным составляющим элементом.
Политика – это целесообразная деятельность,
она предполагает наличие у действующего
субъекта определенных представлений
о политической действительности, осознание
своих устремлений, формулирование цели,
выбор средств и способов ее достижения.
Как мы видим, главным вопросом отношений
людей в политической сфере является вопрос
о государственной власти. Соответственно
этот вопрос занимает главное место и
в структуре политического сознания. Без
его уяснения не может быть и речи о сознательном
участии в политике.
Не менее важное место в политическом
сознании занимает проблема политических
интересов людей, которые выступают в
качестве побудительных мотивов политического
действия.
Вместе с тем, политическое сознание отражает
гораздо более широкий круг социальных
явлений. Это вытекает из самой природы
политики. Поскольку она имеет в качестве
объекта своей деятельности все сферы
общественной жизни, то политическое сознание,
так или иначе, включает в себя все отраженное
социальное бытие.
Таким образом, политическое сознание
является отражением производственно-экономических
и иных общественных отношений индивидов,
социальных групп, классов, наций, общества
в их совокупном отношении к государственной
власти. По своему содержанию оно охватывает
все представления людей, опосредующие
их объективные связи, как с институтами
власти, так и между собой по поводу участия
в управлении делами государства и общества.
Однако определение политического сознания
через категорию “отражение” отнюдь
не означает, что оно есть пассивный элемент
политического процесса. Наоборот, будучи
имманентным свойством всякого социального
субъекта, оно выступает в качестве активного
начала в политике.
Политическое сознание способно опережать
общественную практику, прогнозировать
развитие политических процессов, определять
природу деятельности в сфере власти,
как отдельных людей, так и их общественных
объединений. Поэтому от политического
сознания напрямую зависит содержание
и характер политического процесса, цели
и средства режима правления.
Вместе с тем, политическое сознание, если
оно в искаженном виде отражает социальную
действительность, может приводить к волюнтаризму
в политике, когда действующий субъект
не считается с объективными законами
общественной жизни, руководствуется
субъективными желаниями и произвольными
решениями.
Сущность политического сознания заключается
в том, что это результат и одновременно
процесс отражения и освоения политической
реальности с учетом интересов людей.
Подходы к рассмотрению политического
сознания.
Важно отметить, что различные философские
направления по-разному рассматривают
природу сознания. Идеализм исходит из
того, что сознание развивается спонтанно
и может быть понято исключительно из
самого себя.
Диалектико-материалистическое учение
исходит из того, что невозможно анализировать
сознание изолированно от явлений общественной
жизни. Оно представляет собой свойство
высокоорганизованной материи – мозга
– и выступает как осознанное бытие, субъективный
образ объективного мира.
С социологической точки зрения, сознание
выступает, прежде всего, как отображение
в духовной жизни людей в первую очередь
их политического бытия – всего разнообразия
политической жизни, политических процессов
и явлений.
В науке сложились две точки зрения на
сущность политического сознания. Так
сторонники бихевиорального подхода рассматривают
политическое сознание как форму рационального
мышления человека, всю ту совокупность
его воззрений и представлений, которую
он использует при осуществлении своих
ролей и функций в сфере власти. Иными
словами, с этой точки зрения политическое
сознание предстает как развернутое и
как бы наложенное на политику мышления
человека. При таком подходе отсутствуют
какие-либо специальные требования к выработке
человеком своих позиций, оценок политических
событий. А, следовательно, снимается и
проблема формирования политического
сознания.
Второй, аксиологический, подход относится
к политическому сознанию как к определенному
уровню социального мышления. С этой точки
зрения в него входят также различные
обыденные, общечеловеческие воззрения
и ценности человека, но суть политического
сознания людей определяется его способностью
и умением вычленять их групповые интересы,
сопоставлять их с другими групповыми
потребностями, а также видеть пути и способы
использования государства для решения
задач по их реализации. В рамках такого
подхода появляется возможность выделить,
опираясь на те представления, которыми
пользуется человек в сфере власти, две
разновидности форм сознания – политическое
и предполитическое (потестарное, от лат.
potestas – власть), ориентирующееся на различные
принципы и критерии отражения действительности.
Политические формы сознания предполагают
способность человека вычленять в социальной
жизни динамику межгрупповой борьбы за
власть, умение вырабатывать оценку политических
отношений с учетом целей соперников,
средств и степени их достижения в рамках
краткосрочной и долгосрочной перспективы
развития, навыки прогнозирования условий
проигрыша (выигрыша) и других параметров
этого взаимодействия. Такого рода воззрения,
дополняясь этическими суждениями, позволяют
людям осознавать ограничения политических
методов борьбы, относить себя к сторонникам
левых и правых политических движений.
В противоположность этому предполитические
формы сознания базируются на исключительно
моралистских критериях оценки политических
изменений, которые улавливают только
внешние социальные взаимосвязи и потому
трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных
предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо.
В силу такого восприятия политической
реальности на этой основе постоянно развиваются
идеализация политической жизни, рождаются
болезненные этнофобии,
агрессивность, апатия, бунтарство.
Черты политического сознания и его
политические носители.
Как и сознание в целом, политическое сознание
может принадлежать только определенным
субъектам, а именно: субъектам политических
отношений.
Как известно, субъектами политики выступают
индивиды, социальные группы, классы, нации,
общество в целом. Они и являются социальными
носителями политического сознания.
Соответственно различают политическое
сознание индивида, социальной группы,
класса, нации, общества.
Политическое сознание отдельного индивида,
социальной группы и общества не тождественны
друг другу. Политическое сознание группы
и общества не есть простая сумма политических
представлений составляющих их индивидов.
Каждая социальная группа, как и каждое
общество, будучи самостоятельными субъектами
политики, вырабатывают свои собственные
политические представления. В то же время
между индивидуальным, групповым и массовым,
т. е. присущим народу, обществу, видами
политического сознания существует диалектическая
взаимосвязь.
Совокупность политических идей, носителями
которых выступают социальные группы
и общество в целом, является основой формирования
индивидуального политического сознания.
В свою очередь личностные особенности
политических взглядов и убеждений благодаря
творческой активности их носителей могут
приобретать характер групповой или общественной
ценности.
Важно также отметить, что политика есть
область отношений всех классов и слоев
к государству и правительству, сфера
взаимоотношений между социальными группами,
классами, нациями и народами. В силу этого
политическое сознание не в последнюю
очередь выступает и как специфическая
форма выражения политических интересов
социальных классов и групп. Оценка социально-политической
действительности зависит от того конкретного
положения, которое занимает носитель
этой оценки – личность, социальная группа,
класс – в данной системе общественных
отношений. Поэтому политическому сознанию
указанных социальных субъектов объективно
присущи социально-классовые черты.
Такие черты в значительной мере присущи
и политическому сознанию общества в целом.
Каждая социальная группа стремится представить
свои политические интересы как отвечающие
общим интересам.
Однако наиболее существенное влияние
на характер политического сознания общества
оказывают экономически доминирующие
социальные силы, которые располагают
максимальными возможностями для духовного
производства и соответственно для своего
влияния на всех членов общества.
Вместе с тем, политическое сознание, отражая
объективный интерес нации, народа в целом,
характеризуется и общенациональными
чертами, которые присущи всем социальным
группам и индивидам.
Между социально-классовыми и национальными
элементами политического сознания происходят
сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния.
Обе эти стороны постоянно в той или иной
мере присущи сознанию любого субъекта
политики, однако в различные периоды
общественного развития доминируют или
одни, или другие. Несомненно, например,
что в периоды внешней угрозы безопасности
страны на первый план в политическом
сознании всех общественных сил выходят
общенациональные интересы.
В конце XX века перед лицом глобальных
проблем человечества в политическом
сознании народов все большее место занимают
общечеловеческие ценности и интересы.
Типы политического сознания
В литературе отмечаются три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание.
Политическая теория рассматривается в данном аспекте не с точки зрения ее роли как инструмента дальнейшего познания, а в качестве средства обоснования политики и регулятива деятельности.
Для политического
субъекта значима не сама по себе теория
как система знания, а разработка
основ концепции политики, методологии
политического анализа и
Теоретическая концепция политики реализуется в программах, проектах и лозунгах партий и государственных учреждений.
Тем самым
политическая теория обретает уже новую
модификацию государственно-
Третьим видом
политического сознания является массовое
политическое сознание. Массовое политическое
сознание детерминируется главным
образом особенностями своего носителя.
В отличие от других групповых
форм классового, национального, этнического,
профессионального носителями массового
политического сознания выступают
"особые совокупности индивидов, именуемые
массами". В их числе участники
политических движений, аудитории средств
массовой информации, субъекты массовых
политических кампаний, например, электорат
и другие. Существенная черта такого
рода людских совокупностей - их межгрупповой
характер, разрушающий границы между
существующими социальными
Массовое политическое сознание включает в себя фрагменты политических систем, государственно-партийного сознания, политической психологии и обыденного сознания. В нем переплетаются все элементы этих духовных образований и функционируют в виде конгломерата.
В массовом политическом сознании присутствует широкий спектр разнообразных политических представлений и взглядов: от элементов объективного знания до ложного или даже извращенного отражения действительности, от чувственных образов до абстракции, от эмпирических сведений до фрагментов теоретических концепций, от рационального до иррационального отражения, от радикалистского видения политической реальности до консервативного. Разнородность, противоречивость, бессистемность, стереотипизация суждений, формирование во многом эмоционально-психологических мотивов - таковы некоторые особенности массового политического сознания. И вот этот-то массив сознания непосредственно вплетается в политическое поведение людей и выступает в качестве его регулятора. Массовое сознание специфично для каждой страны, социальной общности и, конечно же, для конкретных результатов и этапов их развития.
В этой связи возникает закономерный вопрос, в каких формах функционирует массовое политическое сознание и при помощи каких механизмов оно реализует непосредственную свою регулятивную функцию? Таковыми являются средства массовой коммуникации и механизмы общественного мнения. Из всех средств массовой коммуникации особая роль принадлежит радио и телевидению. Их специфика заключается во всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, а также прорыве в мир бессознательного. Некоторые авторы рассматривают даже кинематограф как разоблачитель. "Не протестуя открыто, он выявляет основополагающие аспекты реальности, которые не всегда можно обнаружить средствами научного исследования". Не следует, однако считать, что возможности средств, открытых человеческим гением далеко безграничны и реализуются всегда на благо прогресса. Не менее часто их возможности использовались и во зло человеку.