Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:57, реферат
Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. В самом общем виде можно представить политическое сознание как специфическое отражение политики социальными общностями и индивидами.
1.Введение --- стр.3
2.Понятие и сущность политического сознания . --- стр.4
3.Типы политического сознания . --- стр.8
4.Уровни политического сознания . --- стр. 11
5.Заключение . --- стр.15
6.Список литературы . --- стр. 16
Средства массового сознания и массовые коммуникации воздействуют на человека не прямо, а через механизмы общественного сознания. Последнее представляет собой состояние массового сознания, заключает в себе выражение членов общества к событиям и явлениям общественно-значимого характера.
По своему
содержанию общественное мнение многосмысловое:
оно может оценивать события,
фиксировать определенную информацию
о деятельности общественно-политических
институтов, выражать нормативные суждения,
интегрировать обращение какой-
Многие годы
институты общественного мнения
в нашей стране фактически не функционировали.
В последнее переломное для общества
время положение коренным образом
изменилось. Они превратились в мощнейший
политический фактор. Более того, общественное
мнение превратилось в действенный
политический институт, чем оно уже
давно является в действенных
политических системах. Институты общественного
мнения теперь вмешиваются в политическую
жизнь на всех ее уровнях: они проводят
конфиденциальные опросы действующих
политических групп и группировок.
Пресса заказывает проведение опросов
по актуальным политическим проблемам.
Утверждение институтов общественного
мнения как действенного фактора
политического процесса свидетельствует
о превращении массового
Уровни политического сознания.
Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни.
1. Государственный уровень,
на котором осуществляются вы
работка и обоснование
2. Теоретический уровень
представлен различного рода
концепциями, идеями, воззрениями,
имеющими политический
а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);
б) определять средства и методы их достижения;
в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;
г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;
д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.
3. Эмпирический уровень
базируется на
4. Обыденный уровень тесно
связан с эмпирическим уровнем,
Специализированное
Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.
С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации функции и роль политического сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние предшествующие традиции общественного участия, характер социализации, формы образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в древности с появлением первых философских школ возникает явление, которое К. Поппер назвал «исторической идеологией».
Суть этого явления
заключается в претензиях философов
и идеологов, прибегающих к историческим
пророчествам, на открытие всеобщих законов
истории и политики, в соответствии
с которыми должно развиваться общество.
Отсюда возникло убеждение в том,
что системы политической философии
оказывают решающего
Такого рода модели политического сознания, которые можно oтнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают , что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 1917г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.
Влияние этих идей действительно было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающий что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период предшествовавший войне за независимость, образованию США. И принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий земной власти в сочетании с принципами «естественного права Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.
Точно так же революция в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического сознания в «пролетарскую массу», как полагал Ленин а, вследствие острейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой революции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только «верхним пластом», с помощью которого оформлялась официальная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социализма.
И картины мира, разработанные философами, и уже сложившиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными комплексами и когнитивными механизмами человеческой психики, создают в сознании политические образы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического сознания действительным отношениям, конечно зависит от типа личности, степени «открытости» самого сознания, способности объективно оценивать социальные процессы, создавать различные рациональные проекты и концептуальные модели политики или, наоборот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии «свой - чужой», «друг - враг» и т.д.
Политическое сознание является отражением
производственно-экономических и иных
общественных отношений индивидов, социальных
групп, классов, наций, общества в их совокупном
отношении к государственной власти. По
своему содержанию оно охватывает все
представления людей, опосредующие их
объективные связи, как с институтами
власти, так и между собой по поводу участия
в управлении делами государства и общества.
Социальными носителями политического
сознания являются индивиды, социальные
группы, классы, нации, общество в целом.
Соответственно различают политическое
сознание индивида, социальной группы,
класса, нации, общества.
Политическое сознание отдельного индивида,
социальной группы и общества не тождественны
друг другу. Каждая социальная группа,
как и каждое общество, будучи самостоятельными
субъектами политики, вырабатывают свои
собственные политические представления.
Совокупность политических идей, носителями
которых выступают социальные группы
и общество в целом, является основой формирования
индивидуального политического сознания.
В свою очередь личностные особенности
политических взглядов и убеждений благодаря
творческой активности их носителей могут
приобретать характер групповой или общественной
ценности.
Политическое сознание представляет собой
систему и обладает многоуровневой структурой.
Уровень политического сознания представляет
собой определенную ступень, достигнутую
социальным субъектом в познании процессов
и явлений, имеющих место в сфере политических
отношений. Ученые в структуре политического
сознания выделяют обыденный, эмпирический
и теоретический уровни.
1. Соловьев А.И. Политология :политическая теория. Политические технологии. Учебник.М.2001 г.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград 1995 г.
3. Власть. Очерки современной
политической философии Запада.
- М., 1980.
Диалог. 1991. № 8. С.91.
4. Спиркин А.Г. Основы Философии. Учебное пособие М. 1988г.
5. Социальная философия под редакцией Лакринского В.Н. 1995г.
6. Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 1986.
7. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. - М., 1996.
8. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.
9. Очерки социальной философии. Учебное пособие для вузов 1994 г.