Политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:57, реферат

Описание работы

Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. В самом общем виде можно представить политическое сознание как специфическое отражение политики социальными общностями и индивидами.

Содержание работы

1.Введение --- стр.3
2.Понятие и сущность политического сознания . --- стр.4
3.Типы политического сознания . --- стр.8
4.Уровни политического сознания . --- стр. 11
5.Заключение . --- стр.15
6.Список литературы . --- стр. 16

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

Средства  массового сознания и массовые коммуникации воздействуют на человека не прямо, а  через механизмы общественного  сознания. Последнее представляет собой  состояние массового сознания, заключает  в себе выражение членов общества к событиям и явлениям общественно-значимого  характера.

По своему содержанию общественное мнение многосмысловое: оно может оценивать события, фиксировать определенную информацию о деятельности общественно-политических институтов, выражать нормативные суждения, интегрировать обращение какой-либо части общности или социальной группы ко всему политическому сообществу по поводу принятия тех или иных политических решений.

Многие годы институты общественного мнения в нашей стране фактически не функционировали. В последнее переломное для общества время положение коренным образом  изменилось. Они превратились в мощнейший  политический фактор. Более того, общественное мнение превратилось в действенный  политический институт, чем оно уже  давно является в действенных  политических системах. Институты общественного  мнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех ее уровнях: они проводят конфиденциальные опросы действующих  политических групп и группировок. Пресса заказывает проведение опросов  по актуальным политическим проблемам. Утверждение институтов общественного  мнения как действенного фактора  политического процесса свидетельствует  о превращении массового сознания в один из объектов политического  руководства и специализированной стратегии и тактики.

 

Уровни политического  сознания.

Политическое сознание - системное образование, имеющее  различные уровни.

1. Государственный уровень,  на котором осуществляются вы  работка и обоснование официальной  политики. «Государственное сознание  регулирует политические отношения  различными законопроектами, программами,  конституцией и т.д. На данном  уровне политического сознания  наиболее последовательно защищаются  существующие политические порядки  и принципы управления.

2. Теоретический уровень  представлен различного рода  концепциями, идеями, воззрениями,  имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом  уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие  политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и  методы их достижения;

в) определять направления  и пути организационно-политического  обеспечения решения назревших  проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений  и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень  базируется на непосредственной  практике, участии в политическом  процессе различных социальных  общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно  связан с эмпирическим уровнем,  но и то же время в сравнении  с ним имеет ряд отличий.  Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов . Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически  однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение  в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и  установок. Носители специализированного  сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень  и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие  множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации  функции и роль политического  сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот  очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат  сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние  предшествующие традиции общественного  участия, характер социализации, формы  образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в  древности с появлением первых философских  школ возникает явление, которое  К. Поппер назвал «исторической идеологией».

Суть этого явления  заключается в претензиях философов  и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов  истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии  оказывают решающего воздействие  на политическое сознание, определяя  характер политического поведения  и участия.

Такого рода модели политического  сознания, которые можно oтнести к  разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских  идей на системы убеждений, нравы  и институты. Сторонники этих моделей  утверждают , что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 1917г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.

Влияние этих идей действительно  было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам  Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающий что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период предшествовавший войне за независимость, образованию США. И принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий земной власти в сочетании с принципами «естественного права Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.

Точно так же революция  в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического сознания в «пролетарскую массу», как полагал Ленин а, вследствие острейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой революции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только «верхним пластом», с помощью которого оформлялась официальная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социализма.

И картины мира, разработанные философами, и уже сложившиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными комплексами и когнитивными механизмами человеческой психики, создают в сознании политические образы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического сознания действительным отношениям, конечно зависит от типа личности, степени «открытости» самого сознания, способности объективно оценивать социальные процессы, создавать различные рациональные проекты и концептуальные модели политики или, наоборот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии «свой - чужой», «друг - враг» и т.д.

 

 

                                         Заключение 
 
Политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи, как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.  
Социальными носителями политического сознания являются индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.  
Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления.  
Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.  
В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.  
Политическое сознание представляет собой систему и обладает многоуровневой структурой. Уровень политического сознания представляет собой определенную ступень, достигнутую социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Ученые в структуре политического сознания выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни.  
 
 

 

                                          

 

                                   Список литературы: 
 

1. Соловьев А.И. Политология :политическая теория. Политические технологии. Учебник.М.2001 г.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград 1995 г.

3. Власть. Очерки современной  политической философии Запада. - М., 1980. 
Диалог. 1991. № 8. С.91.

4. Спиркин А.Г. Основы Философии. Учебное пособие М. 1988г.

5. Социальная философия под редакцией Лакринского В.Н. 1995г.

6. Общественное сознание  и его формы. / Предисл. и общ.  ред. В.И.Толстых. - М., 1986.

7. Одайник В. Психология  политики. Политические и социальные  идеи Карла Густава Юнга. Пер.  с англ. - М., 1996.

8. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук.  авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.

9. Очерки социальной философии. Учебное пособие для вузов 1994 г.

 

 

 


Информация о работе Политическое сознание