Понимание и объяснение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:26, реферат

Описание работы

В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать
понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как
на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов
духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы
духовных ценностей общества не современном этапе.

Содержание работы

Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и
объяснения
1. Понимание и объяснения как философские понятия.
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация
2. Герменевтика как учение о понимании
2.1. Вклад философов всех времен в формирование
герменевтики
2.2. Проблемы герменевтики в Западной философии
XX века
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и  профессионального образования  РФ

 

             Ульяновский Государственный Технический  Университет

 

                              Кафедра Философии

 

 

 

                                   Реферат

                           Понимание и объяснение

 

 

 

                                              Выполнил:  студент гр. ЭВМд-22

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Новиков Д.А.

 

 Проверил:  Гильмутдинова Н.А.

 

 

 

                              Ульяновск 2004 г.

                                    
 
 
 
 
 
 
 
План

 

 

Введение.  Возросший интерес  к проблемам понимания и

                     объяснения

 

1.        Понимание  и объяснения как философские  понятия.

1.1.     Общая характеристика  понятия и объяснения

1.2.     Понимание  как интерпретация

 

2.         Герменевтика как учение о  понимании

2.1.      Вклад  философов всех времен в формирование

              герменевтики

2.2.      Проблемы  герменевтики в Западной философии

              XX века

 

Заключение

Литература

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Введение.

                   Возросший интерес к проблемам  понимания

                                и объяснения

 

 

      О проблемах  понимания и  объяснения  в   последнее  время  стали   много

писать и дискутировать,  эта  тематика  привлекает  специалистов  по  теории

познания, логики  и  методологии  различных  наук,  растет  интерес  к  этой

проблеме  в  широких  кругах  представителей  наук  о  человеке,   обществе,

культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов,  историков

и социалистов.

       Современная   культура  все  чаще  имеет   дело  с  ситуациями,   когда

возникает необходимость  в понимании.

      Как следствие  усложнения социальных  отношений   выросло  количество  и

изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций,  следует  указать

на то, что в современных  условиях часто  возникают  барьеры  для  понимания,

преодоление которых требует  тщательного анализа.

      По мнению  современного российского ученого-философа  Н.С.  Автономовой,

“в  философском   плане   проблема   понимания   возникает   (или,   точнее,

обостряется) в  переломные  моменты  развития  культуры,  когда  распадаются

внутри культурные связки между основными,  “предельными”  для  каждой  эпохи

понятиями,   которые   в   совокупности   своей   определяют   “фоновые   ”,

“контекстные” знания во всех его  многоликих  и  трудно  уловимых  формах  и

составляют  основу  мировоззренческих   схем,   канонов   смыслообразования,

характеризующих ту или иную эпоху” (7, стр.5)

      Есть  основания   полагать,  что  пониманию   свойственны  три  основные

функции:

    . когнитивная,  или собственно познавательная;

    . регуляторная;

    . идеологическая.

      Понять  – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей,

соединяет  нечто  ранее  неизвестное  с  уже  известным,  превращает   ранее

разрозненное в систему.

      Под пониманием  большинство философов имеют  в виду специфический способ

освоения и познания человеческой реальности  –  внутреннего  мира  человека,

мира его культуры, продуктов  его практической деятельности.

      Большую  роль  сыграл  в  расширении  интереса  к  проблемам  понимания

“круглый стол”, проведенный  в 1991г. в издательстве политической  литературы

под девизом “Над чем  работают, о чем спорят философы?”  Со  своими  научными

разработками выступали 12 ученых, все последующие годы к  материалам  данной

дискуссии постоянно обращаются, высказывают собственные суждения,  исследуют

фактический материал для  научного обобщения.

      В реферате  по проблемам понимания и объяснения  важна  задача  показать

понимание как комплексную  проблема теории познания, взгляд на понимание  как

на  процесс,  связанный  с  раскрытием  более  глубокого  смысла   продуктов

духовной  деятельности  человека,  помогает   выявить   философские   основы

духовных ценностей общества не современном этапе.

      Понимание  и непонимание, стремление понять  или,  наоборот,  нежелание

понять – обычные явления  в  нашей  повседневной  жизни  и  профессиональной

деятельности. Как повсеместные  факты  межличностного  общения  понимание  и

непонимание  существовали  всегда.  Сегодня  мы  наблюдаем  другую  картину:

понимание оценивается многими  учеными как чрезвычайно  актуальная  проблема.

В настоящее время для  человека чрезвычайно  важно  использовать  накопленный

потенциал научного знания на благо всех живущих на земле,  так  как  сегодня

особенно ясно, что наука  и технология опираются на весь  объем  человеческой

культуры,   заложенных   в   традициях,   языке,   восприятиях   реальности,

нравственных нормах и  мировоззренческих идеалах.

 

 

 

              1.Понимание и объяснение как  философские понятия

 

               1.1.Общая характеристика понимания  и объяснения

 

 

      Общепринятое  долгие годы  представление   философского  смысла  понятия

“понимание”   следующее:   “Понимание   –   универсальная   форма   освоения

действительности, постижение и реконструкция смыслового  содержания  явлений

исторической,  социально-культурной,  а  также  природной  реальности”  (10,

стр.493)

      Понимание  – личностный процесс,  связанный   с  особенностями  психики,

нервной системы, духовного  развития и т.п.,   одновременно  оно  связанно  с

его  включенностью  в  различные   коммуникативные   системы   человеческого

общения.

 

      Исходные, донаучные виды понимания:

 

    . освоение и  понимание языка;

    . понимание других  людей, - в сопереживании, диалоге;

    . понимание социальных  знаков, норм;

    . понимание в  субъективной интерпретации знаний  и опыта.

 

      Основные  виды научного понимания:

 

    .  понимание   жизненного  опыта  людей   прошедших   эпох   (историческое

      понимание);

    . интерпретация  инокультурных символов и метафор;

    . перевод и  истолкование древних текстов  (филологическое понимание);

    . понимание иных  форм жизни;

    .  понимание   культурных  норм  и  ценностей  (понимание  в   социально-

      антропологических  исследованиях);

    . понимание   природных  объектов  и  интерпретация   формализмов  научных

      теорий (понимание  в естествознании).

 

      Соотношение   субъективного   и   объективного,   психологического   и

логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на  разных

уровнях и типах понимания.

      “К первому  типу  понимания  можно  отнести   то,  которое  возникает   в

процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог  –  поскольку  оба

собеседника располагают  приблизительно одним и тем  же  полем  семантических

значений слов, постольку  в целом они понимают друг друга.

      Второй  тип понимания – связан с  переводом с одного  языка   на  другой,

например, с иностранного на  родной  язык,  когда  мы  встречаемся  с  более

сложным процессом интерпретации.

      В этом  случае приходится иметь дело  с передачей и сохранением   смысла,

выраженного на чужом языке, с помощью  слов  и  предложений  родного  языка.

Трудность заключается  не  столько  в  том,  чтобы  раскрыть  смысл  текста,

сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

      Третий  тип  понимания  –  относится   к   интерпретации   произведений

художественной  литературы  и  искусства,  особенно   имеющих   непреходящее

эстетическое значение.” (6, стр. 76-77)

      Таким образом,  понимание – это способность  постичь смысл  чего-либо  и

достигнутый благодаря этому  реальности;  это  состояние  вызванное  внешними

или внутренними воздействиями  на сознание  человека,  фиксируемое  индивидом

как уверенность  в  адекватности  воссозданных  представлений  и  содержания

воздействия.

      “Впервые  как обозначение особого научного  метода  термин  “понимание”

был применен Дройзером (1868г.)” (9, стр.355)

      Позднее  понимание было противопоставлено  (в  частности,  Дильтеем)  в

качестве основополагающего  метода наук  о  духе  естественнонаучному  методу

“объяснение”.

      Немецкий  ученый Шпрангер (1882-1963), ученик  Дильтея,  в большинстве

своих  работ  рассматривал  сущность   понимания   как   способ   постижения

смыслового содержания явлений  объективного мира. Он настойчиво ставил  перед

индивидом  задачу  самоформирования  с   учетом   культурных   ценностей   и

государственной  морали,  так  как  только  они   обеспечивают   целостность

человеческой натуры и  характера.

       Объяснение  как  философское  понятие   рассматривается   в   качестве

важнейшей  функции  человеческого  познания,  особенно   в   ходе   научного

исследования.

      Объяснение  предназначено для раскрытия  сущности изучаемого объекта.

      В реальной  практике  исследователя  объяснение  осуществляется  путем

показа того, что объясняемый  объект подчиняется определенным законам.

 

      Объяснение  может быть:

 

    . атрибутивным, когда  объясняется неотъемлемое  свойство  предмета,  без

      которого  предмет не может существовать;

    . субстанциальным,  когда  объективная  реальность  выступает  в  аспекте

      внутреннего  единства всех форм  ее  саморазвития,  всего  многообразия

      явлений  природы и истории, включая  человека и  его  сознания,  поэтому

      подобная  форма объяснения воспринимается  как фундаментальная категория

      научного  познания, теоретического обобщения  конкретного;

    . генетическим,  когда  используется  способ  исследования  природных  и

      социальных  явлений, основанный на анализе  их развития;

    . контрагенетическим;

    .  структурным   –  при  данной  форме   объяснения   в   научной   теории

      осуществляется  переход от описания  к  объяснению,  переход  от  одних

      структурных  уровней к другим, более глубоким.

 

      По  своему  механизму,  объяснения,  делятся   на   объяснения   через

собственный закон и объяснения с помощью моделирования.

      Объяснение  тесно связанно с описанием  – этапом научного  исследования,

состоящего в фиксировании  данных  эксперимента  или  наблюдения  в  помощью

определенных систем, принятых в науке.

      Современный  финский философ Вригт Г.Х. считает, что объяснение  имеет

ряд форм, среди которых  одна  из  основных  –  каузальное  объяснение,  т.е.

причинное, которое бывает двух видов:

    . предсказание;

    . ретросказание.

 

      Обосновывая   это  свое  деление  Вригт   отмечает,   что   объяснения,

обладающие  силой  предсказания,  играют   исключительно   важную   роль   в

экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных  событий  и

процессов.

      Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр отделенного прошлого  в

свете более поздних  событий, - они характерны для исторической науки.

      Важно,  применяя  ретросказательное   объяснение,   следует   избегать

переоценки прошлого.

 

 

 

                       1.2.Понимание как интерпретация

 

 

          В  процессе  понимания  человек   дает  субъективную  интерпретацию

тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном  языке  слово  “понять”

означает  “усвоить   смысл”,   “постигнуть   содержание”.   Это   же   слово

употребляется еще в  значении  “осмыслить”,  “истолковать”,  таким  образом,

понимание  осуществляется  гипотетико-дедуктивным  способом.  Материал,  как

правило, допускает множество  интерпретаций.

          Вся наша коммуникативная и  познавательная  деятельность  теснейшим

образом связана  с  истолкованием  тех  или  иных  знаков,  символов,  слов,

произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории,  логик

Информация о работе Понимание и объяснение