Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:26, реферат
В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать
понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как
на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов
духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы
духовных ценностей общества не современном этапе.
Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и
объяснения
1. Понимание и объяснения как философские понятия.
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация
2. Герменевтика как учение о понимании
2.1. Вклад философов всех времен в формирование
герменевтики
2.2. Проблемы герменевтики в Западной философии
XX века
Заключение
Литература
Министерство общего и профессионального образования РФ
Ульяновский Государственный
Кафедра Философии
Понимание и объяснение
Новиков Д.А.
Проверил: Гильмутдинова Н.А.
Ульяновск 2004 г.
План
Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и
объяснения
1. Понимание и объяснения как философские понятия.
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация
2. Герменевтика как учение о понимании
2.1. Вклад
философов всех времен в
герменевтики
2.2. Проблемы
герменевтики в Западной
XX века
Заключение
Литература
Возросший интерес к проблемам понимания
О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много
писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории
познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой
проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе,
культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков
и социалистов.
Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда
возникает необходимость в понимании.
Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество и
изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать
на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания,
преодоление которых требует тщательного анализа.
По мнению
современного российского
“в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее,
обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются
внутри культурные связки между основными, “предельными” для каждой эпохи
понятиями, которые в совокупности своей определяют “фоновые ”,
“контекстные” знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и
составляют основу мировоззренческих схем, канонов смыслообразования,
характеризующих ту или иную эпоху” (7, стр.5)
Есть основания полагать, что пониманию свойственны три основные
функции:
. когнитивная, или собственно познавательная;
. регуляторная;
. идеологическая.
Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей,
соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее
разрозненное в систему.
Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ
освоения и познания человеческой реальности – внутреннего мира человека,
мира его культуры, продуктов его практической деятельности.
Большую роль сыграл в расширении интереса к проблемам понимания
“круглый стол”, проведенный в 1991г. в издательстве политической литературы
под девизом “Над чем работают, о чем спорят философы?” Со своими научными
разработками выступали 12 ученых, все последующие годы к материалам данной
дискуссии постоянно обращаются,
высказывают собственные
фактический материал для научного обобщения.
В реферате
по проблемам понимания и
понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как
на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов
духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы
духовных ценностей общества не современном этапе.
Понимание
и непонимание, стремление
понять – обычные явления в нашей повседневной жизни и профессиональной
деятельности. Как повсеместные факты межличностного общения понимание и
непонимание существовали всегда. Сегодня мы наблюдаем другую картину:
понимание оценивается многими учеными как чрезвычайно актуальная проблема.
В настоящее время для человека чрезвычайно важно использовать накопленный
потенциал научного знания на благо всех живущих на земле, так как сегодня
особенно ясно, что наука и технология опираются на весь объем человеческой
культуры, заложенных в традициях, языке, восприятиях реальности,
нравственных нормах и мировоззренческих идеалах.
1.Понимание и объяснение как философские понятия
1.1.Общая характеристика
Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия
“понимание” следующее: “Понимание – универсальная форма освоения
действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений
исторической, социально-культурной, а также природной реальности” (10,
стр.493)
Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики,
нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с
его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого
общения.
Исходные, донаучные виды понимания:
. освоение и понимание языка;
. понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;
. понимание социальных знаков, норм;
. понимание в
субъективной интерпретации
Основные виды научного понимания:
. понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое
понимание);
. интерпретация инокультурных символов и метафор;
. перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
. понимание иных форм жизни;
. понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-
антропологических исследованиях);
. понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных
теорий (понимание в естествознании).
Соотношение субъективного и объективного, психологического и
логического, интуитивного
и рационального по-разному
уровнях и типах понимания.
“К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в
процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба
собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических
значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.
Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой,
например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более
сложным процессом интерпретации.
В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла,
выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка.
Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста,
сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.
Третий тип понимания – относится к интерпретации произведений
художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее
эстетическое значение.” (6, стр. 76-77)
Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и
достигнутый благодаря этому реальности; это состояние вызванное внешними
или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом
как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания
воздействия.
“Впервые
как обозначение особого
был применен Дройзером (1868г.)” (9, стр.355)
Позднее
понимание было
качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу
“объяснение”.
Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в большинстве
своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения
смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед
индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и
государственной морали, так как только они обеспечивают целостность
человеческой натуры и характера.
Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве
важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного
исследования.
Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта.
В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем
показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам.
Объяснение может быть:
. атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без
которого предмет не может существовать;
. субстанциальным,
когда объективная
внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия
явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому
подобная
форма объяснения
научного познания, теоретического обобщения конкретного;
. генетическим, когда используется способ исследования природных и
социальных
явлений, основанный на
. контрагенетическим;
. структурным – при данной форме объяснения в научной теории
осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних
структурных уровней к другим, более глубоким.
По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через
собственный закон и объяснения с помощью моделирования.
Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного исследования,
состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью
определенных систем, принятых в науке.
Современный финский философ Вригт Г.Х. считает, что объяснение имеет
ряд форм, среди которых одна из основных – каузальное объяснение, т.е.
причинное, которое бывает двух видов:
. предсказание;
. ретросказание.
Обосновывая это свое деление Вригт отмечает, что объяснения,
обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в
экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных событий и
процессов.
Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр отделенного прошлого в
свете более поздних событий, - они характерны для исторической науки.
Важно, применяя ретросказательное объяснение, следует избегать
переоценки прошлого.
1.2.Понимание как
В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию
тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово “понять”
означает “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Это же слово
употребляется еще в значении “осмыслить”, “истолковать”, таким образом,
понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как
правило, допускает множество интерпретаций.
Вся наша коммуникативная и познавательная деятельность теснейшим
образом связана с истолкованием тех или иных знаков, символов, слов,
произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории, логик