Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:26, реферат
В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать
понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как
на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов
духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы
духовных ценностей общества не современном этапе.
Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и
объяснения
1. Понимание и объяснения как философские понятия.
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация
2. Герменевтика как учение о понимании
2.1. Вклад философов всех времен в формирование
герменевтики
2.2. Проблемы герменевтики в Западной философии
XX века
Заключение
Литература
реноменологическому методу” (5, стр.214)
Для герменевтики важно уяснить пересечение мира текста и мира
интерпретатора. Но мир – это сплошное ожидание, в нем появляются новые
впечатления, противостоящие на личной культуре. “Понимание текста – это
внутренняя работа читателя. Эта работа со смыслом и временем. Одновременно
Рикёр уделяет внимание проблеме языка морали, на котором должна говорить
политика” (5, стр.215)
Разработкой герменевтических проблем занимается один из наиболее
ярких и оригинальных мыслителей второй половины XX века - Микгель Фуко. В
его последних работах “Герменевтика субъекта”, “Субъективность истины”,
“Этика заботы о себе как практика свободы” – он говорит о необходимости с
помощью герменевтики изучать и усваивать разные формы индивидуального
опыта, чтобы понимание прошлого, настоящего и будущего можно было объяснить
философски.
Анализ взглядов ряда философов на понимание о объяснение
свидетельствующий об изменении акцентов задач герменевтики. Понимание
событий прошлого действительно изменяется с ходом времени, их истолкование
становится иным, более верным и более глубоким.
Так герменевтик Гадамер вкладывает в подобные факты субъективистский
смысл: у него получается что каждый новый герменевтик создает совершенно
новое содержание истолковываемому тексту, факты текста, как и факты истории
рассматриваются при таком подходе как бесконечно пластичный и податливый
материал, в котором скрывается неисчерпаемый ресурс самых разных
интерпретаций.
Положение о герменевтической самостоятельности текста носит
методологический характер. Но центральным методологическим принципом
является герменевтический круг – это главное методологическое понятие
герменевтики. “Круг неформален по природе, он не субъективен и не
объективен, но он описывает понимание как игру между движением традиции и
движением интерпретатора” (2, стр.269). Одну из-за задач “круга” Гадамер
видит в характеристике тех операций, которые проводит субъект над текстом.
Герменевтический круг имеет ряд вариантов.
Впервые
идея круга в понимании
духа”. По форме это логический круг, но по содержания – проблема,
выраженная посредством противоречия и разрешаемая через реальное
гносеологическое движение. Данный круг заключается в следующем: для того,
чтобы успешно познавать, надо уже заранее знать, что такое познание и в чем
оно состоит, но знать – это значит уже заниматься познанием. “Если
“познание” заменить “пониманием”,
мы оказываемся в сфере
стр.304)
Намечая выход из создавшегося круга Гегель разъяснял, что путь к
науке уже есть наука и тем самым по своему содержанию – наука об опыте
познания, так что теория познания складывается в процессе самой практики
познавательной деятельности.
В герменевтическом круге понимание на лицо своеобразная диалектика
целого и части: слово может быть понято только в контексте фразы, фразы –
только в контексте абзаца или страницы, которая понятна в контексте
произведения в целом. Понимание произведения в целом невозможна без
понимания его частей. Но диалектика части и целого не была осмыслена
Шлейермехером как взаимодействие, получающее собственное диалектическое
разрешение; все же смысл замкнутого круга был понятен им как постоянная
смена направлений движения по кругу.
Иррационно-мистический характер приобретает герменевтический круг у
Хайдеггера и его последователей, преобразуясь затем в субъективно-
объективный круг понимания и объяснения. Сущность данного положения состоит
в том, что для того чтобы “понять” некоторое понятие, надо его объяснить
посредством дискурсивного мышления в суждениях, но это возможно только
через “понимание” понятий (терминов, слов). Поэтому Гадамер называет этот
вариант круга каноном актуальности понимания.
Среди философов – герменевтиков XX века второго поколения выделяются
исследования Карла-Отто Апеля. Он соединил герменевтику с психоанализом и
позитивизмом, в том числе с концепцией языка как “игры”.
В его трудах призывы сделать герменевтику более объективной. Апель обратил
особое внимание на идеологические аспекты языка. Он стремится создать
герменевтическую критику идеологии, чтобы вскрыть в глубинах языка
подспудные мотивы социального поведения людей. Не с живыми людьми, а с
текстами должен построить, по мнению Апеля, свой диалог исследователь-
историк и социолог, имея целью найти в ходе этого диалога с “текстуальными
партнерами” по коммуникации средства излечения современного общества. По
мнению редактора учебного пособия по философии академика В.Л. Калашникова,
“поскольку речь идет о существующей ныне на Западе философской
герменевтике, она с марксизмом не совместима ни по методу, ни по теории.
Существует предположение, что одна из главных причин распространения
философской герменевтики состоит в поисках средств защиты гуманитарного
образования перед натиском сциентизма как стиля мышления современной научно
технической революции. Одна из важных причин увлечения герменевтикой на
Западе в том, что современное мышление перестает видеть мир в его движении
и понимать смысл исторического движения.
Анализ текстов не приведет и не приблизит к истине, он лишь
раскрывает их смысл. На смену одним интерпретациям приходят другие, только
и всего. Релятивизм и мировоззренческий плюрализм – характерные черты
герменевтика.” (12, стр.316)
Заключение
Таким образом понимание и объяснение и в истории философии, и в
современных философских учениях остаются проблемными и мо многом
дискуссионными. В этом можно мыло убедиться, знакомясь со взглядами Дильтея
и Хайдеггера, Гадамера и Рикёра.
Однако общим для всех, кто исследовал понимание о объяснение,
остается ключевым понятие
“смысл” как сложное и
Процесс понимания тесно связан с процессом познания человеком
окружающего мира, но проблемы понимания существуют на основе диалектики и
предметно-практической деятельности – поэтому понимание не следует
отождествлять с познанием. Поэтому в качестве вывода по теме реферата можно
использовать положение: “понимание и объяснение как реальное движение в
смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую
конструктивную познавательную деятельность” (3, стр.434)
Краеугольным камнем герменевтики как учении о понимании является
принцип герменевтического круга, выражающий циклический характер понимания.
Этот принцип связывает объяснение о понимание – данная взаимосвязь
выражается как круг целого и части.
Понимание
есть постижение смысла того
или иного явления, его место
мире, его функции в системе целого. Оно помогает раскрыть бесконечные
смысловые глубины бытия.
На ряду
с пониманием существует
и такая важнейшая
функция как объяснение. Ее главная цель – выявление сущности изучаемого
предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий,
механизмов действия.
Понимание и объяснение тесно связаны – это две исследовательские
процедуры.
Философы
всех времен сформировали
познания, творчества и индивидуальности. Герменевтика как философское
знание – это анализ самого процесса понимания движения к истине.
Герменевтика – это не результат, а путь к знанию, сама практика получения
истины.
Диалог
рассматривается в
лиц, он интересен отношением между интерпретатором и текстом. Задача
толкователя – задавать интересующие его вопросы не автору, а литературным и
историческим составляющим текста.
Интерпретатор, исходя из объективных знаний слов, их исторических
вариаций и намерений автора должен понять текст и постараться внести в него
новые интерпретации.
Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир
человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет
язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие
культуры.
Литература
1. Автономова Н.С. Понимание и язык. М.,1991
2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1994
3. Загадка человеческого понимания. М.,1991
4. Истина и метод.
Основы философской
5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995
6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.,1999
7. Спиркин А.Г. Философия. М.,2002
8. Филатов В.П.
Объяснение и понимание в
9. Философский словарь. М.,1998
10. Философия под ред.
В.П. Кохановского
Дону. 2003
11. Философия под ред. В.Н. Лавриненко М.,1998
12. Философия. Курс лекций. Под ред. В.Л.Калашникова. М.,2001
13. Швырев В.С. Понимание в структуре научного познания. М.,1991
14. Энциклопедический словарь. М.,1994