Понимание религии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Проблемы религии всегда волновали человечество. На сегодняшний день в связи с изменениями в экономической, политической и духовной сферах жизни, интерес к религии резко возрос.
В Советском Союзе определение религии было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие религии 5
1.1 Классификация религий 6
1.2 Основные функции религии 9
Глава 2. Философия религии 11
Глава 3. Религия в современном мире 14
Заключение 20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 50.23 Кб (Скачать файл)

Нижний Новгород

2011

 

 

Содержание

Введение                                                                                            3

Глава 1. Понятие религии                                                                5

1.1 Классификация религий                                                  6

1.2 Основные функции религии                                            9

Глава 2. Философия религии                                                           11

Глава 3. Религия в современном мире                                           14

Заключение                                                                                        20

Список используемой литературы                                                   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Два мира есть у  человека:

Один, который  нас творил,

Другой – который мы от века

творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий, «На закате»

Проблемы религии всегда волновали человечество. На сегодняшний день в связи с изменениями в экономической, политической и духовной сферах жизни, интерес к религии резко возрос.

В Советском Союзе определение религии было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…» (Ф. Энгельс).

Несомненно, религия является неотъемлемой частью современного общества, и выполняет свои функции. Но в современном мире Религия получила новый, свежий приток, и практически официальный статус. Она стала модной, присущей всем уважающим себя публичным людям. Выступая с экранов телевизоров, или раздаваясь голосом из радиоэфира, известные мира сего призывают чтить традиции церкви  и жить согласно заповедям, независимо от вероисповедания. Нельзя не заметить, что религия в течение своей истории в разные периоды развития постоянно влияло на процессы формирования и развития как и общества, так и различных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных

форм социальной активности.

 

Я считаю, что выбранная  мною тема актуальна, так как в  последние годы процессы, происходящие в природе и обществе таковы, что заставляют серьезно задуматься над тем, что происходит вокруг: природные катаклизмы, мировые конфликты, войны, высокий уровень преступности, дети - сироты при живых родителях, ранние браки и разводы, более 20% детей воспитываются в неполных семьях и т.д. В связи с этим роль религии все больше возрастает, но, к сожалению, религия в наше время – это средство наживы для одних и дань моде для других.

 

Цель моей работы: выяснить какую роль играет религия в современном мире, и в  чем именно заключается ценность  религии для человечества и каковы   ее социальные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие религии.

Религия- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Наиболее ранние проявления религии - магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и т. п. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Причина возникновения религии - бессилие первобытного человека в борьбе с природой, а в дальнейшем, после возникновения классово-антагонистического общества, - бессилие перед стихийными социальными силами, господствующими над людьми.

«Религия (religio)… то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам, имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние. … Не только философы, но и предки наши делали различие между религией и суеверием. …так же как следует распространять и поддерживать религию, которая сочетается с познанием природы, так суеверие следует вырывать со всеми его корнями». (Цицерон)

Возникновение Религии связано  с таким уровнем развития человеческого  интеллекта, когда появляются зачатки  теоретического мышления и возможность  отрыва мысли от действительности (гносеологические корни религии): общее понятие  отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое "существо", так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём  могут появиться представления  о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений. Религия есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром на первоначальных стадиях человеческой истории.

Структура религии:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации

1.1 Классификация религий.

 

Выделяют 6 подходов классификации  религии: 1) Эволюционный; 2) Морфологический; 3) По характеру происхождения, распространения и влияния; 4) По характеру отношения; 5) Статистический; 6) Генеалогический.

1.Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Действительно, как мы увидим при изучении структуры религии, в разные этапы ее развития доминируют определенные ее функции, соответствующие периоду религиозного подъема или распада. С XIX века существует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Этот подход, если его применять ко всему мировому процессу имеет много изъянов. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем.

Эволюционная  классификация Ф.Гегеля:

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия  (колдовство).

2. Раскол сознания в  себе. Религии субстанции.

    • Религия меры (Китай).
    • Религия фантазии (брахманизм).
    • Религия “в-себе-бытия” (буддизм).

3. Естественная религия  в переходе к религии свободы.  Борьба субъективности.

    • Религия добра или света (Персия).
    • Религия страдания (Сирия).
    • Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности  или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Эволюционная классификация  применима к отдельно взятым религиям, т.к. можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале времени, однако применение этой классификации  по отношению ко всем религиям несет  опасность упрощения мирового развития.

2.Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на: монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие),  генотеизм (“однобожие”, т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом),  атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология),  супратеизм или “надбожие” (монизм Шанкары, эллинистический космизм);

Несомненно, что и эта  классификация имеет погрешности. Иудаизм, традиционно относимы к единобожию, И.А.Крывелев считает монолатрией и это верно в каком-то смысле, т.к. в раннем иудаизме фигура Яхве не выделялась как запредельный надмирный бог.

Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буддизме индивид индифферентен  к существованию бога. Сатанизм в  разных своих проявлениях может  либо отрицать наличие самого благого  бога, либо отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую  форму богоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать “богом”, в целом же роль бога в управлении миром и индивидом там не акцентируется.

3. По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

4. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (сотериологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания).

5. Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.

6. Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Несомненно, и эта классификация не идеальна. Между тем она позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство.

1.2 Основные функции религии.

 

Функции религии:

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.
  • Психотерапевтическая — религия может быть использована как средство психотерапии.

По мнению Курцвейл Рэймон, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления»

 

Глава 2. Философия  религии.

«Философия и религия… - одно и то же проявление Мирового Духа в объективной и субъективной формах, обе они - “служение Богу”, различающееся только своими методами, но не предметом осмысления. Конкретные определенные религии, правда, не составляют нашей религии, но в качестве существенных, хотя и подчиненных моментов…  они содержатся и в нашей религии. Следовательно, мы видим в них  не чужое, а наше, и понимание этого  заключает в себе примирение истинной религии с ложной». (Г.В.Ф.Гегель)

Философия религии представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более  чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть оценены лишь в контексте духовной жизни конкретной эпохи. В западноевропейской культуре 18 в. утверждается понятие Философия религии в более узком смысле, а именно: как самостоятельная филос. дисциплина, посвященная изучению религии как специфической формы культуры.  
Философские размышления о религии могут преследовать две цели. Во-первых, философскими средствами решить те вопросы, которые относятся к компетенции религии. Философия в этом качестве выступает как философская  теология. У Аристотеля, например, теология представляет собой раздел его метафизики, тогда как у Фомы Аквинского «естественная теология» — это часть богословской системы, в которой человеческий разум собственными усилиями познает Бога и стремится выработать доказательства его бытия. Античность и Средние века знали Философию религии преимущественно в этом виде. В зависимости от решения проблемы соотношения веры и разума, философия выступала в роли либо «служанки богословия», либо с независимых или даже критических по отношению к церковному учению позиций. Во-вторых, осуществить философский анализ феномена религии, т.е. найти ответ на вопрос, «что есть религия?», используя с этой целью собственный метод и категориальный аппарат. Религия выступает в данном случае как предмет философского осмысления. Современное понимание религии возникает в эпоху Просвещения. Философская мысль того времени демонстрирует различное отношение к религии, в конечном счете вырастающее из характерного для европейской культуры противостояния веры и знания.

Выдающуюся роль в становлении  Философии религии сыграли немецкие мыслители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер и Г.В.Ф. Гегель. Они предложили понимание религии, ориентированное на разные области сознания — волю (Кант), чувство (Шлейермахер) и разум (Гегель). Главные черты грядущей «эпохи Просвещения», по Канту, — повсеместное торжество свободного разума, мужество и умение пользоваться собственным умом. Религия, настаивает он, которая не задумываясь объявляет войну разуму, не сможет долго устоять против него. Кант вводит Бога как постулат практического разума («моральное доказательство»): «Все, что кроме доброго образа жизни, человек предполагает делать, чтобы быть угодным Богу, есть только религиозная иллюзия и лжеслужение Богу». Истинная религия — это моральная религия, т.е. «познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей», а Философия религии — учение, извлекающее рациональное содержание из мифов и религиозных представлений.  
Наследуя установки Канта, философы стремились постичь сущность религии, разработать ее общую «теорию». Для этого было необходимо выразить в философских категориях внутренний духовный опыт религиозно-творческих личностей. Классическим образцом осуществления такого замысла можно считать Философию религии Гегеля, в которой религиозные чувства и представления рассматриваются в качестве формы выражения абсолютной истины. Тождественные в своем содержании, философия и религия постигают Бога различными методами, первая — в понятиях, вторая — в представлениях. Религия в гегелевской системе занимает почетное место, но последнее слово принадлежит философии, как более высокой форме познания абсолютного духа. Высшей («абсолютной») религией является христианство, в котором произошло примирение Бога и человека, а религия достигла ступени самосознания. При этом, настаивает Гегель, не следует принимать на веру каждое слово Священного Писания или оправдывать любой христианский обряд. Философский взгляд на религию критичен, он основывается на принципах разума и в отличие от теологии не связан субъективно с верой и откровением, а объективно — с церковью как социальным институтом.

Информация о работе Понимание религии в современном мире