Понимание религии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Проблемы религии всегда волновали человечество. На сегодняшний день в связи с изменениями в экономической, политической и духовной сферах жизни, интерес к религии резко возрос.
В Советском Союзе определение религии было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие религии 5
1.1 Классификация религий 6
1.2 Основные функции религии 9
Глава 2. Философия религии 11
Глава 3. Религия в современном мире 14
Заключение 20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 50.23 Кб (Скачать файл)

Философия религии была детищем эпохи, когда философская мысль стремится критически объяснить религию с позиции рационализма и тем самым обрести общезначимый фундамент культуры: если вера разъединяет людей по конфессиям, то разум, напротив, — их общее достояние. Мера радикальности такой критики была различной: религия должна либо быть очищена от «бессмысленных догм и суеверий», либо отброшена вообще как плод обмана и невежества (французский материализм 18 в.). Поверхностность такого понимания религии была показана немецкими философами, начиная от Канта и кончая Л. Фейербахом, выдвинувшими концепцию «отчуждения», материалистический вариант которой впоследствии был блестяще разработан К. Марксом.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Религия в современном мире.

По статистическим данным середины 80-х годов, большую часть  почти пятимиллиардного населения  Земли составляли верующие: христиане - 1 млрд. 400 млн., из них католики - около 800 млн., протестанты - 400 млн., православные - около 200 млн.; буддисты-около 300 млн.; индуисты - около 600 млн.; мусульмане - около 800 млн.; приверженцы конфуцианства - около 300 млн. Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них "религиозный рынок" предлагает сегодня сотни культов и религий.

Если судить о состоянии  религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина  получается впечатляющая. Проведенные  в 80-х годах в США опросы показали, что только 6% отрицают существование  Бога, а более 80% верят в Бога, "как  они его понимают". Но при этом оказалось, что большая часть  из них представляют себе Бога не так, как учит церковь, - не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое  добро, гуманность, разум. Вселенную  и т. д. Те, кто верит в такое  абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными. Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки  и образования доля верующих в  Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г., примерно на одну треть.

Положение религии в современном  обществе достаточно противоречиво, и  оценить ее роль, возможности и  перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Но весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии  в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные  силы современности - наука и политика. Оказалось, что и научно-техническое  развитие, и социальная динамика в  современном обществе ведут к  неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее  и новые возможности. Вопрос о  том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа.

В XX в. - развернувшаяся борьба между христианством и марксизмом, сыгравшая важную роль в "холодной войне", противоборстве двух систем в послевоенном мире. Хотя политические позиции религиозных организаций, различных церквей были неоднозначны, христианская вера воспринималась как альтернатива "атеистическому коммунизму".

В XX в. за "возрождение религии" выступает часть интеллигенции, в том числе некоторые видные писатели, деятели европейской культуры. К возрождению средневековых ценностей, христианских идеалов призывали Г. Честертон, Грэм Грин, А. Моруа.

В России в начале века получает развитие "религиозная философия" (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и  др.), богоискательские настроения отражаются в поэзии, литературе, живописи. Свойственные интеллигенции начала века радикальный атеизм и враждебность к религии начинают уступать место в научных кругах если не принятию религии, то по крайней мере заинтересованному и терпимому отношению к ней.

Религия сумела упрочить свои позиции в послевоенном мире, включившись  в движение за национальное возрождение освобождение в разных регионах. Важную роль в послевоенном устройстве Европы сыграли христианско-демократические партии. Христианские церкви стали все более активно включаться в разрешение самых насущных проблем современности -экономических, политических, социальных, духовных. Индуизм способствовал рождению новой Индии. Активную роль в национальных движениях играли ислам, буддизм, а в африканских странах - местные религии.

Римско-католическая церковь  как наиболее организованная религиозная  сила мира была в авангарде антикоммунизма. Пий XII осудил в 50-е годы коммунизм  как атеизм и отлучил от церкви всех членов коммунистической партии. Иоанн XXIII и Второй Ватиканский собор (1962-1965 гг.) заняли более гибкую позицию, порвав с традициями "холодной войны": церковь должна служить интересам человека, а не той или иной системы, но она не может идти на компромисс с коммунистическим мировоззрением. Хотя диалог с марксистами, поиск путей к сотрудничеству в решении стоящих перед человечеством проблем признавался необходимым.

После окончания второй мировой  войны религии более активно, чем когда-либо, вступают в диалог с "миром". Они ищут возможности  внести вклад в решение проблем, вставших перед обществом, и ищут в сотрудничестве с "миром", а  не в изоляции от него. Второй Ватиканский собор отразил весьма наглядно эту тенденцию, поставив задачу "повернуть церковь лицом к современному миру", к его заботам и нуждам. Религиозные организации на разных уровнях обращаются к вопросам экономической жизни, политики, демографии, но в первую очередь к проблеме предотвращения ядерной войны. Впервые в истории люди ощутили реальную возможность гибели цивилизации в ядерной катастрофе.

Так какова же роль религии в современном обществе?

По данным американского  института Гэллапа,  в 2000  г.  верили в Бога и

"высшее  существо" 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% -  Азии, 88% - Западной  Европы, 84%  -  Восточной Европы, 42,9% -России. Эти данные свидетельствуют о широком распространении религии.

    

Значительно возросло влияние  религии в нашей  стране. По телевидению  мы

нередко  видим  богослужения,  происходящие  в  церквах,  освящение  зданий, кораблей,  предприятий. По  радио  и  в  концертных залах  звучит  церковная музыка.  Восстанавливаются  многие ранее  разрушенные  церкви  и  монастыри. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились  газеты  и  журналы, являющиеся  официальными  печатными органами  церквей.  В  некоторых  негосударственных  школах  появился  новый предмет- Закон Божий.  Работают   учебные заведения,   где   готовят священнослужителей.

В наши дни религиозная деятельность обрела новый  размах и новые формы.  Почему?  Начнем с  характеристики  воздействия религии  на   духовную  жизнь  человека,  прежде  всего  на  нравственность. Проповедь  абсолютных  (вечных и  неизменных)  нравственных  ценностей  была характерна для всех религий мира и осталась актуальной  в наш  полный зла  и насилия  век. В  Коране записано:  "Что  вы  издерживаете из  блага,  то - родителям,  близким, сиротам, бедным путникам. Ведь что  бы  вы ни делали из Добра- поистине  Аллах про  то  знает". Поражает  мудрость  заповедей  в Нагорной  проповеди  Христа:  "Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду", "Когда творите милостыню, не трубите об этом".

Приведенные нравственные правила  не только не утратили своего значения,

но  и  приобрели  новый  глубокий  смысл, так  как обращены  к внутреннему, духовному  миру  человека.  С  их   помощью  люди,  уставшие  от  социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа  способствуют тому, чтобы  человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом  и  делом. Они  часто  обращаются  со словами утешения даже к  самым "потерянным" слоям общества- преступникам.

Во все времена одним  из главных факторов, поддерживавших религиозность,

был  страх,  растерянность  человека  перед  лицом   смертельной  опасности,

неразрешимых проблем.

Часто  неизлечимо больные, одинокие,  отчаявшиеся люди  ищут утешения в Боге, начинают верить в  чудеса. Церковь не оставляет своим вниманием и этих людей. Она проявляет истинное милосердие. Так, в одной из московских больниц работают прихожане и священнослужители Богоявленского кафедрального  собора, они ухаживают за тяжелобольными.

Религия  издревле  была  носительницей  культурных ценностей, она  сама

является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски  выполненные фрески   и   иконы,   прекрасные   литературные   и   религиозно-философские произведения, церковные обряды,  нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный  фонд человечества.  Среди  них- соборы Василия Блаженного  и Парижской Богоматери, фрески Симона Ушакова, труды В. С. Соловьева,  Н.  А. Бердяева, П.  А.  Флоренского,  Библия  и  Коран,  обряды крещения и венчания и т. д.

Несмотря  на отделение церкви  от  государства,  во многих странах  сохраняются позиции  религии  в политической практике, например, присяга  на Библии в суде и при  вступлении на  некоторые  должности  (на  должность  президента  США).  В  американских вооруженных силах имеются  военнослужащие-капелланы (священники католической церкви).

Подчас церковь  вмешивается  в  государственные  дела,  желая  укрепить

консервативные  традиции.  Так,  в избирательной  кампании  1988  г.  в  США активное  участие  принимали  религиозные  фундаменталисты,   ратовавшие  за введение   обязательных  молитв  в   школах,   запрет  абортов,  ограничение политической активности женщин.

Воздействие  религии  на  личность противоречиво: с  одной  стороны, она

призывает человека к  соблюдению  высоких  нравственных  норм,  приобщает  к культуре,  а с другой - проповедует (по  крайней мере, это делают многие религиозные общины) покорность и  смирение,  отказ от активных  действий.  В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она  способствует агрессивности верующих, их  разъединению и даже  противоборству. Но здесь дело, видимо, не столько в религиозных положениях, сколько в том, как они поняты людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
Таким образом, делая выводы, религия  является неотъемлемой частью в современном  мире. Каждый человек в той или иной степени религиозен, независимо от того, является ли он членом какой-либо церкви или нет. Дело вовсе не в этом. Степень религиозности определяется отношением человека к окружающей его среде.

Также религия это опиум для  народа. Я так думаю что это  религии необходимо общество, но никак  не наоборот. Кто-то считает, что какая-либо религия истинная, а другие нет? Любая  религия есть способ контролировать массу с помощью вероучений. Причём, в настоящее время,  вероучение подаётся в искажённом варианте. 

Кроме того я уверена, что в наше время существует много людей, которые, не являясь членами церкви, религиозны и наоборот, есть люди, которые при своей принадлежности к церкви, религии не имеют.

Также на сегодняшний день много людей отрицают существование Бога. И это не удивительно, так как представление о религии, которое преподносят нам религиозные институты, поистине не соответствуют церковным законам и порядкам.

Подводя итог, я считаю, что я  вполне ответила на все поставленные вопросы. В ходе работы я выяснила, какую роль играет религия в современном  обществе.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Яблокова И.Н. «Основы религиоведения»
  2. Мангейм К.  «Религия в современном мире»
  3. Гараджа В.И.  «Религиоведение»
  4. Эикен Р.  «Основные проблемы современной философии религии»
  5. http://ariom.ru/wiki/FilosofijaReligii
  6. http://ariom.ru/wiki/FilosofijaReligii/print
  7. http://www.i-u.ru/biblio/archive/garadzha_religion/ec6.aspx
  8. http://iph.ras.ru/elib/3223.html

 


Информация о работе Понимание религии в современном мире