Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 13:46, контрольная работа
Основу философского анализа человека и его бытия положила древнейшая религиозно-философская мысль. Уже древнеиндийская философия обращалась к первоосновам человеческого бытия, к проблемам жизни и смерти человека. При этом в индуизме и буддизме человек еще не выступает как самоценность. Высший смысл его жизни - неуклонное следование закону «космического колеса», предустановленному свыше - множественным циклам рождений и смертей человека. Древнекитайская философия представляла человека и окружающий его мир как неразрывное целое, а назначение человека усматривала в стремлении к внутреннему совершенству, к гармонии в соответствии с законом дао.
Понимание сущности человека в древней философии…………………………3
Христианская концепция человека………………………………………………4
Проблемы человека в европейской философии…………………………………5
Марксистская концепция человека………………………………………………7
Проблема человека в современной философии…………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………..10
Список литературы.
В более поздней христианской традиции человек стал рассматриваться как творение Бога и - в продолжение античной традиции - как микрокосм. Смыкаясь с миром природы, человек через этот мир смыкается с самим Творцом. Цель человеческой жизни - приуготовление к приходу вечного Царства Божия, путь к которому лежит через нравственное усовершенствование человека. В христианстве сформулированы многие позднейшие проблемы человека, в частности, проблема его прав. Права на жизнь, собственность и свободное распоряжение ею стали рассматриваться как естественные, Богом данные права.
Виднейший теолог Аврелий Августин Блаженный (354 - 430) считал, что своей духовной ограниченностью человек вносит в мир беспорядок и зло. Будучи созданным из «праха земного», человек без Божественного руководства обращается в ничтожество. Предпочтительной этической ценностью он считал покорность Богу и почитание церкви. Фома Аквинский рассматривает человека как нерасторжимое единство души и тела, представляет его политическим существом, а важнейшим предназначением государственных властей считает обязанность заботиться об общем благе, добре и справедливости.
Христианство рассматривает человека как храм, как вместилище богатейших чувств. Человек выступает как самоценность, ибо несет на себе отпечаток абсолютной сущности Бога и рассматривается как центр и высшая цель мироздания.
Следует отметить, однако, что средневековая теологическая философия главное внимание уделяла исследованию души человека, в частности, трех ее способностей: памяти, разума и воли. Тело же человека рассматривалось лишь как вместилище души и даже как ее темница. Поэтому святые в эпоху Средневековья изображались без всяких признаков телесности. В дальнейшем светская философия, прежде всего в эпоху Возрождения, резко возражала против такого разделения души и тела, однако спор теологов и христианских философов продолжался вплоть до Иоанна Павла II, папы Римского. Он провозгласил, что тело человека есть такой же Божий дар, как и его душа, поэтому греховно запрещать то, что нужно плоти человеческой, ибо эта плоть суть подарок от Отца Небесного.
3.Проблемы человека в европейской философии.
Рационалистическая философия Нового времени оказала сильное влияние на становление европейской педагогики. При этом главной задачей школы считалось сообщение ученикам широкого круга знаний - их просвещение (недаром соответствующий исторический период развития европейской культуры называют «Просвещение»). Однако философы этого направления, абсолютизируя значение интеллектуального потенциала человека, пренебрегали другими сторонами человеческого сознания. Тем самым они, между прочим, обедняли и систему методов познавательной деятельности.
Важную роль в развитии взглядов на человека сыграли концепция «естественного человека» и идея «естественного порядка», предложенные Ж.-Ж. Руссо. Из них вытекала необходимость переустройства общества в интересах человека, его воспитания. Анри-Поль Гольбах рассматривал человека как произведение природы, целиком подчиненное ее законам. Высоко оценивал природные задатки человека Дени Дидро. Вместе с тем он считал, что при помощи воспитания у любого человека эти задатки могут быть развиты и усовершенствованы. Философы-просветители предлагали так устроить общество, чтобы все его члены могли свободно развивать свой ум и добродетели.
Б. Паскаль остро поставил вопрос о границах научного познания человека, подчеркивая, что обычно «доводы сердца» отличны от «доводов разума». В центре этики Б. Спинозы находится «свободный человек», который в своей жизни руководствуется разумом и побеждает свои страсти. Поскольку большинство людей живет страстями, для них, по Спинозе, необходима Библия, удерживающая людей от пагубных деяний. Спиноза считал также, что человек по природе своей стремится стать общественным человеком, жить в гражданском обществе.
Особое значение для понимания человека имела концепция морали Иммануила Канта. Кант выдвинул идею об определении жизни человека нравственным законом. Его предшественники считали, что нормы морали для человека устанавливает общество, мораль воздействует на человека извне. Кант же утверждал, что нравственный закон является врожденным, заложен в человека с начала существования человеческого рода. Важнейший нравственный закон Кант называет категорическим императивом. Одна из его формулировок звучит так: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился к нему как к средству...» Иными словами, всякая личность выступает как самоцель и не должна рассматриваться лишь как средство или инструмент осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага (то, что в обыденном языке нередко выражается словами: «Меня использовали...»). Границами человеческой практики, по Канту, являются идеи Бога, свободы воли и категорический императив. Человек в своем личном самосовершенствовании должен стремиться к достижению этих пределов.
Активная роль человека в мире особенно обстоятельно в немецкой классической философии обосновывалась Г. Гегелем и Л. Фейербахом. По Гегелю, человек и его сознание завершают собой развитие абсолютной идеи, являются средством ее самопознания. Смысл развития человека он видит в развитии его «самости», однако эта самость вытекает не из индивидуального бытия человека, а через его включение в жизнь всего рода человеческого. Свободу человека Гегель видел не в освобождении воли индивида от всякого рода ограничений, а в проявлении им разумной деятельности, направленной на общую пользу. Гегель разработал концепцию диалектического развития субъекта: человек - индивид - личность.
Антропологический принцип философии Л. Фейербаха предполагает рассмотрение человека как части природы, поскольку природа, материя есть единственная субстанция, существовавшая до человека и породившая его. Основу единства природы и человека составляет его тело. Однако тело и дух человека нельзя разделять. От всей остальной природы человек отличается стремлением к счастью. В отличие от Гегеля Фейербах рассматривает человеческую индивидуальность как единство всех качеств личности, однако, взятую автономно, в известной изолированности от общества. Нравственные принципы Фейербах рассматривает как естественную склонность. Эгоизм выступает как непременное условие морали, поскольку в его основе - невольное себялюбие, находящее удовлетворение в любви к другим. Совесть - обвинительный приговор человека, который, обижая другого, обижает и самого себя. Стремясь к созданию всеобщей морали, Фейербах сформировал «всеобщую новую религию» - религию любви, базирующуюся на принципе «Человек человеку - Бог». Горячая вера Фейербаха в человека не только повлияла на формирование марксистской теории человека, но и обусловила как бы второе рождение его философии, пробудила интерес к работам Фейербаха у современного читателя.
4.Марксистская концепция человека.
Развитую теорию человека дал марксизм, хотя многие нынешние критики марксизма обвиняют эту теорию как раз в отсутствии внимания к человеку. Эта философия понятие «человек» употребляет для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Тем самым подчеркивается факт существования особой и исторически развивающейся общности - человеческого рода, человечества, которое отличается от других материальных систем, в том числе и систем живой природы, только ему присущим способом жизнедеятельности. Именно такой способ жизнедеятельности определяет способность человека на всех этапах исторического развития быть тождественным самому себе.
Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека, человек рассматривается как часть природы, как живое телесное существо. Природно-биологическая организация оказывает огромное влияние как на человечество в целом, так и на отдельного индивида. Однако сущность человека не сводится к его характеристике как природно-биологического существа. Специфика человеческого существования объясняется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека, его включенности в систему социальных отношений. В противовес идеалистическим, религиозно-мистическим концепциям натуралистическому антропологизму Маркс сформулировал ключевой для понимания сущности человека тезис: «...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Тем самым в марксистской философии утверждается двуединое понимание природы человека.
С одной стороны, человек выступает как телесное существо, как часть и продукт развития природы. С другой стороны, это природное существо особого рода, ибо представляет собой не просто высший продукт развития природы, но и выступает как носитель специфической формы движения материи - социального движения. Маркс подчеркивает, что индивид «является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой - условий, окружающих человека в течение всей жизни».
В ранних работах Маркса развито гегелевское учение об отчуждении применительно к человеку современного ему капиталистического общества. Отмечая, что рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя как человека, отчужден от природы и культуры, марксизм видел в социальной революции путь к преодолению этого отчуждения.
5.Проблема человека в современной философии.
Информация о работе Понимание сущности человека в древней философии