В XX веке проблема человека
становится центральной для большинства
философских систем, школ, направлений.
Они могут быть обобщенно представлены
как единство двух подходов: объективистского и субъективистского. Первый подход объясняет человека и его
деятельность как продукт некоей объективно
существующей и фаталистически проявляющейся
зависимости: от космоса, от Божественного
провидения, от объективного духа, от фаталистически
понимаемой исторической необходимости.
Субъективистский подход ищет начала человеческой сущности
и социальной деятельности во внутренней
природе человека, в глубинных сферах
внутренней индивидуальной жизни человека,
в его разумной деятельности, либо в подсознательно-иррациональных
силах, либо в волевых импульсах и стремлениях.
К преодолению крайностей
субъективистского и объективистского
подходов стремится «философская
антропология». Нередко подобное название носит раздел
любой философской теории, рассматривающей
проблемы человека. Вместе с тем это специальное
название конкретной философской школы,
основоположниками которой были немецкие
философы М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер, Э. Ротаккер и
другие.
Эта философская школа
выдвинула задачу комплексного изучения
человека на основе онтологического, естественнонаучного,
гуманитарного знания. Объединяющим должно
стать философское постижение человека.
Основатель школы М. Шелер (1874
- 1928) определил философскую антропологию
как базисную науку «о сущности и сущностном
строении человека; о его отношении к различным
сферам природы и основы всех вещей; о
его сущностном происхождении и его физическом,
психическом и духовном начале в мире,
о силах, которые движут им и которые движет
он; об основных направлениях его биологического,
психического, духовно-исторического
и социального развития, а также о сущностных
возможностях этого развития и о действительности
этих возможностей».
С точки зрения М. Шелера сущностной
идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Этот дуализм выясняется через соотнесение
человека с другими формами органического
мира. М. Шелер считает, что человек как органическое
существо «был, есть и всегда останется
животным». Однако у человека есть существенное
отличие от остального животного мира.
Это - наличие духа. Наиболее важной характеристикой
человеческого духа Шелер считает
его «открытость окружающему миру». Животные
ограничены средой обитания, человеческий
дух преодолевает ограничения среды. Он
смело выходит в открытый мир, благодаря
осознанию этого мира.
Сущностная особенность
человека связывается Шелером также с человеческой свободой. В силу этой свободы дух постигает объективное
бытие предметов окружающего мира, выявляет
их качественные особенности. Поскольку
человеческий дух в состоянии постигать объективные предметы, Шелер наделяет дух характеристикой объективности. Он выделяет также в качестве составляющих
человеческого духа способность к интеллектуальному
познанию («априорное видение») и эмоционально-чувственное
отношение к миру (любовь).
Единственной реальной
формой существования духа Шелер считает
личность. Дух поэтому неизбежно носит
личностный характер. В концепции Шелера человек
благодаря своей дуалистической природе
выступает как целостный микрокосм, в
определенном отношении взаимодействующий
с «макрокосмом - запредельным миром».
Вместе с тем с точки зрения Шелера,
другие люди и человечество в целом не
играют существенной роли в детерминации
человека как личности.
А. Гелен (1904-1976) специфику человека определяет,
лишь исходя из его сравнения с животным.
Однако его подходы оказываются небезынтересными.
В частности, им выделяется существенная
характеристика человека: «Человек - это
существо, открытое миру». Эта открытость определяется тем, что человек есть биологически
«недостаточное», «неготовое», «не установившееся»
существо. Он вынужден деятельностью восполнять
недостатки своей биологической организации:
защищаться от непогоды, от хищников, искать
пищу и т.д. Результатом компенсации биологических
недостатков человека его деятельностью
является «вторая природа» - культура.
Именно она восполняет отсутствие готовых
средств и физических ресурсов человека.
Поэтому культура является, по Гелену,
определяющей сущностью человека. В основе
же культуры лежит духовное начало.
Другой основоположник
рассматриваемой философии - Х. Плеснер (1892
- 1985), который понимал, что сущность человека
нельзя объяснить лишь его биологической
структурой, надо выйти за рамки биологии,
однако такой выход Плеснер осуществил
лишь в пределы психики человека, отвлекаясь
от его общественной природы.
Заключение.
Нетрудно видеть, что в
каждой из развитых в истории философии
концепций человека выявляются реально
существующие проблемы, решение которых
остается актуальным и для нашего времени.
На обобщении и развитии
этих представлений основано философское
решение основных проблем теоретической
антропологии.
Что такое человек? Вопрос, на
который не так просто ответить, как это
кажется на первый взгляд. Известный русский
философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя
"человек" - это вовсе не загадка,
не "проклятый вопрос", а просто живой
факт его обывательского опыта: "человек"
- это он сам и другие обыватели, и все,
кто обладает достаточным сходством с
ними... Для философа-метафизика "человек"
- великая загадка... - это существо, одаренное
разумом, "нравственною свободою",
"стремлением к абсолютному" и тому
подобными возвышенными свойствами...".
Философское осмысление
человека связано с определенными трудностями.
Размышляя о человеке, исследователь ограничен
и уровнем естественно-научных знаний
своего времени, и условиями исторической
или житейской ситуации, и собственными
политическими пристрастиями. Все перечисленное
так или иначе влияет на философское толкование
человека. Поэтому современная социальная
философия, изучая проблемы человека,
интересуется не только собственно проблемами
человека, но и другой вечно актуальной
проблемой, которую В.С.Барулин назвал
"сопряженностью человека и философии".
Сопряженность
человека и философии - это выражение существа
философской культуры. Философская культура
является формой самопознания человека,
его мировоззренчески ценностной ориентации
в мире. Поэтому человек всегда находится
в основании философской ориентации, он
выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка
и столь же естественная цель, сверхзадача
философии. Иначе говоря, как уже отмечалось
выше, человек является и субъектом, и объектом философского
познания. Какими бы конкретными вопросами
ни занималась философия на том или ином
этапе своего развития, ее всегда пронизывает
реальная человеческая жизнь и устремленность
к решению насущных человеческих проблем.
Эта связь философии с человеком, его потребностями
и интересами постоянна и непреходяща.
Взаимосвязь философии и человека,
как и социально-философская проблема
в целом, исторически изменялась и развивалась.
При этом в истории философии можно выделить
два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания
проблемы человека в качестве методологически
исходного принципа философствования.
Иначе говоря, насколько философ осознает,
что именно человек - центр, критерий и
высшая цель всего философствования, насколько
этот принцип важен.
2) Степень философского
осмысления самого человека, его бытия,
его смысла существования, его интересов
и целей. Другими словами, насколько
человек превратился в отдельный и специальный
предмет философской рефлексии, с какой
теоретической глубиной, с какой степенью
привлечения всех средств философского
анализа он рассматривается.
Таким образом,
проблема человека всегда стояла в центре
философских исследований: какими бы проблемами
философия ни занималась, человек всегда
был для нее проблемой наиважнейшей.
Список литературы:
1. Барулин В.С. Философская антропология:
Общие начала социально-философской антропологии.
М., 1994.
2. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение
и призвание в современном мире. М., 1986.
3. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и
смысл бытия. М., 1990.
4. Серов Н.К. Личность и время. М., 1989.
5. Тейар де Шарден П. Феномен Человека.
М., 1987.
6. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
7. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
8. Шелер М. Положение человека
в космосе // Избранные произведения. М.,
1994.
Взаимосвязь философии
и человека, как и социально-философская
проблема в целом, исторически изменялась
и развивалась. При этом в истории философии
можно выделить два параметра эволюции
философии:
1) Степень понимания
проблемы человека в качестве методологически
исходного принципа философствования.
Иначе говоря, насколько философ осознает,
что именно человек - центр, критерий и
высшая цель всего философствования, насколько
этот принцип важен.
2) Степень философского
осмысления самого человека, его бытия,
его смысла существования, его интересов
и целей. Другими словами, насколько
человек превратился в отдельный и специальный
предмет философской рефлексии, с какой
теоретической глубиной, с какой степенью
привлечения всех средств философского
анализа он рассматривается.
Таким образом, проблема человека
всегда стояла в центре философских исследований:
какими бы проблемами философия ни занималась,
человек всегда был для нее проблемой
наиважнейшей.
Современный немецкий ученый
Э.Кассирер выделил в истории изучения
человека четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой
(античность).
2) изучение человека теологией
(средневековье),
3) изучение человека математикой
и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
Первые представления о человеке
возникают задолго до появления философии
- в мифологическом и религиозном сознании.
При этом в верованиях древних людей человек,
как специфический объект рассмотрения,
еще не выделяется из окружающего его
природного мира, а представляет собой
лишь "младшего родственника" природных
объектов. Это наиболее наглядно проявляется
в тотемизме - форме
первобытных верований, заключающейся
в поклонении растениям и животным, с которыми
якобы существует кровнородственная связь
и которые являются сверхъестественными
покровителями рода или племени.
Первыми философскими взглядами
на проблему человека можно считать выводы,
сложившиеся в древневосточной
философии
Древневосточное мировоззрение
пыталось отождествить и объединить человека
и природные процессы. Каждый человек
ценился не сам по себе, а лишь в силу того,
что он есть часть этого единства. Целью
и смыслом жизни выступало достижение
высшей мудрости, соединенное с истиной
Величайшего. "Как зеркало, очищенное
от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо),
узрев истинную (природу) атмана, становится
единым, достигает цели и избавляется
от печали" (Древнеиндийская философия.
М.,1972. С.250.).
Слияние с вечностью, в той или
иной форме характерное для всей древневосточой
философии, не предполагает активности
в реализации личностного начала. Уподобление
вечному и неизменному абсолюту предполагает
статичность, безоговорочное следование
традиции и ориентацию человека на почтительное
и бережное отношение к внешнему миру,
как природному, так и социальному. При
этом особо подчеркивалась необходимость
совершенствования внутреннего мира человека.
В глубокой древности появляется одна
из основ восточного образа жизни - требование
приспособления человека к обществу, государству,
старшему по чину или возрасту.
Античнаяая философия сформировала основные западно-
европейские подходы к выделению человека
в качестве отдельной и специальной философской
проблемы. Западная философия берет начало
в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в
ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.)
была предпринята первая попытка определить
место человека в мире. Алкмеон из Кротона
первым дал определение человеку как существу,
которое отличается от других животных
тем, что только оно способно понимать,
в то время как другие, хотя и воспринимают,
но не понимают.Согласно взглядам Протагора
(5 в. до н.э.), человек от природы наг, разут,
раздет и безоружен. Он может поддержать
себя только благодаря прометеевскому
огню, искусной мудрости, дарованной Афиной,
и переданному Зевсом общественному устройству,
основанному на стыдливости и справедливости.
Эти качества человека развиваются благодаря
постоянному стремлению преодолеть нужду
(Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).
И еще одна важная черта античной
философии. она пришла к открытию человека как самостоятельной
ценности и признала за ним право на
активность и инициативу.
- Сократ.
Сократа по праву считают основоположником
не только западноевропейской философии
человека, но и основоположником этики.
Его прежде всего интересовал внутренний
мир человека, его душа и добродетели.
Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель
есть знание", поэтому человеку нужно
познать сущность добра и справедливости
и тогда он не будет совершать дурных поступков.
Учение о человеческой душе и разуме занимает
центральное место в сократовской философии,
а самопознание человека выступает в ней
главной целью философии.
Великому ученику Сократа Платону
принадлежит идея о том, что человек есть
не просто единство души и тела, но что
именно душа - та субстанция, которая делает
человека человеком. От качества души
зависит общая характеристика человека.