Понятие философии.
Философия - это предельно
обобщенное, теоретическое видение мира.
Она отличается и от религиозного и от
научного способа постижения действительности.
От религиозного она отличается своей
рациональностью, научностью построения
и опорой на науку. От научного она отличается
тем, что являет собой обобщенное осмысление
мирового целого и отношения человека
к миру.
Философское мировоззрение
- это теоретический взгляд на мир с позиций
активного существа, осознающего как самого
себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать.
Это совокупность фундаментальных идей
о человеке, мире и об отношении человека
к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно
ориентироваться в мире и обществе, а также
мотивировать свои поступки. Их специфика
- в том, что они позволяют предельно широко,
в рамках определенной цивилизации, воспринимать
происходящие события и при этом руководствоваться
в своих действиях краеугольными для данной
цивилизации ценностями.
Философия разрабатывается
отдельными людьми, но не является их произволом
и капризом. «Что касается отдельных людей,
то уж, конечно, - отмечает Гегель, - каждый
из них сын своего времени; и философия
есть также время, постигнутое в мысли».
Аристотель называл
философию «главной и главенствующей
наукой, которой все другие науки, словно
рабыни, не смеют прекословить». Для Сенеки
философия основное средство развития
гражданских качеств личности, нравственно-духовной
доблести и интеллектуальной силы.
При всем преувеличении
значимости философии в жизни общества
и Аристотель, и Сенека правильно отмечали
лидирующее положение философской мысли
в духовной культуре, а замечания Сенеки
о нравственной пользе философии сохраняют
свое значение и по сей день.
Не будучи оракулом,
философия, постигая историческую эпоху,
опережающе отражает направления и пути
развития человечества, предупреждает
о скрытых опасностях, Так было на всех
крутых поворотах истории, во все переломные
исторические эпохи. К этому сводится
задача и современной философии.
Исследуя мир в целом
и положение человека в нем, философия
выполняет мировоззренческую функцию,
Общество требует от философии ответа
на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы
он соответствовал человеку? Каким должен
быть сам человек, чтобы соответствовать
миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем
жить? Достоин ли сам человек того, чтобы
выступать от имени жизни, понимает ли
он ее ценность?
Отвечая на эти вопросы,
философия выступает как теоретическая
основа мировоззрения, Она предлагает
систему категорий, выражающих фундаментальные
принципы бытия, в том числе и специфику
существования человека. К таким мировоззренческим
принципам относятся утверждения: Мир
«не создан никем из богов, никем из людей,
а был, есть и будет вечно живым огнем»;
«Мир не бессмыслен и абсурден, но находится
в бессмысленном состоянии»; и т.д.
Мировоззренческие
принципы различаются как идеалистические
и материалистические в зависимости оттого,
что в них ставится на первое место: сознание
или материя. Их же можно классифицировать
как диалектические и антидиалектические
в зависимости от того, признается в них
развитие или отрицается.
Мировоззренческие
принципы тесно связаны с практической
жизнью, с жизненными установками познающего
человека. Так мировоззренческий принцип:
«Бога нет, все дозволено» оправдывает
бесчеловечность и аморализм, беззаконие
и преступность. Утверждение «Ничто в
мире не совершается помимо воли богов»
порождает безволие, примиренческое отношение
к происходящему. Леворадикальный лозунг:
«Кто был никем, тот станет всем» опасен
произволом в социально-культурном отношении.
Овладение достижениями мировой культуры
- длительный процесс, и чудес здесь не
бывает.
Несомненной заслугой
современной философской мысли является
выдвижение ее представителями новых
ценностей. К ним относятся общегуманистические,
экологические ценности и ценности качества
жизни. Ценность качества жизни противопоставляется
уровню жизни, массовому производству
и потреблению. Для человека, его здоровья
и счастья не так важен уровень жизни,
как ее качество. Оно определяется не столько
ее комфортом, сколько добрыми и гуманными
отношениями в обществе, социальным равенством
и близостью к природе.
Основные разделы
философии.
Слово «философия» - греческого
происхождения, переводится на русский
язык как любовь к мудрости, любомудрие.
Впервые было введено в обиход древнегреческим
ученым и философом Пифагором.
Философия изучает общие законы,
которым подчиняются все области действительности
- бытие и познание. Философия изучает
внутреннюю природу мира, законы его развития,
универсальные связи бытия.
Философия подразделяется на
несколько разделов:
онтология – учение о бытии, о первоначалах
всего сущего, о критериях существования,
общих принципах и закономерностях существования;
гносеология – раздел философии, в котором
изучаются проблемы природы познания
и его возможностей, отношение знания
к реальности, выявляются условия достоверности
и истинности знания;
аксиология – учение о природе и структуре
ценностей, их месте в реальности, о связи
ценности между собой;
праксеология – учение о практическом отношении
человека и мира, активности нашего духа,
целеполагании и действенности человека;
антропология – философское учение о человеке;
социальная
философия – раздел философии, описывающий
специфические особенности общества,
его динамику и перспективы, логику социальных
процессов, смысл и предназначение человеческой
истории. Эти разделы несводимы друг к
другу, но тесно связаны между собой.
Основные философские подходы к пониманию
бытия
Можно вычленить несколько
периодов в трактовке бытия.
Первый период - мифологическое истолкование
бытия.
Второй этап связан с рассмотрением бытия
«самого по себе» (натуралистическая онтология).
Третий период начинается с философии И. Канта.
Бытие рассматривается как нечто связанное
с познавательной и практической деятельностью
человека.
В ряде направлений современной
философии делается попытка переосмыслить
онтологический подход к бытию, который
исходит уже из анализа человеческого
существования.
В истории философии первую
концепцию бытия дали древнегреческие
философы 6 - 4 веков до нашей эры - досократики.
Для них бытие совпадает с материальным,
неразрушимым и совершенным космосом.
Одни из них рассматривали бытие
как неизменное, единое, неподвижное, тождественное
себе. Таковыми были взгляды древнегреческого
философа Парменида. Сущность
его философской позиции заключается
в проведении принципиального различия
между мышлением и чувственностью, а соответственно
и между мыслимым миром и миром чувственно
познаваемым. Это было подлинным философским
открытием. Мышление и соответствующий
ему мыслимый, умопостигаемый мир есть,
прежде всего, «единое», которое Парменид
характеризовал как бытие, вечность и
неподвижность, однородность, неделимость
и законченность, противопоставляя его
становлению и кажущейся текучести. Для
богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует
только настоящее.
Он дает одну из первых формулировок
идеи тождества бытия и мышления: «мыслить
и быть есть одно и то же», «одно и то же
мысль и то, на что мысль устремляется».
Такое бытие, по Пармениду, никогда не
может быть небытием, поскольку последнее
- это нечто слепое и непознаваемое; бытие
не может ни происходить из небытия, ни
каким-либо образом содержать его в себе.
Вопреки сложившемуся еще в
древности мнению, Парменид вовсе не отрицал
чувственного мира, а только доказывал,
что для его философского и научного осознания
мало одной чувственности. Считая критерием
истины разум, он отвергал ощущения из-за
их неточности.
Другие философы древности
рассматривали бытие как непрерывно становящееся.
Так, Гераклит сформулировал
ряд диалектических принципов бытия и
познания. Диалектика у Гераклита - концепция
непрерывного изменения, становления,
которое мыслится в пределах материального
космоса и в основном является круговоротом
вещественных стихий - огня, воздуха, воды
и земли. Здесь выступает у философа знаменитый
образ реки, в которую нельзя войти дважды,
поскольку в каждый момент она все новая.
Становление возможно только
в виде непрерывного перехода из одной
противоположности в другую, в виде единства
уже сформировавшихся противоположностей.
Так, у Гераклита едины жизнь и смерть,
день и ночь, добро и зло. Противоположности
пребывают в вечной борьбе, так что «раздор
есть отец всего, царь всего». В понимание
диалектики входит и момент относительности
(относительность красоты божества, человека
и обезьяны, человеческих сил и поступков
и т. п.), хотя он и не упускал из виду того
единого и цельного, в пределах которого
происходит борьба противоположностей.
Бытие фиксируется в отношении
к небытию, причем противопоставляются
бытие по истине, открываемое в философском
размышлении, и бытие по мнению, представляющее
собой лишь ложную, превратную поверхность
вещей.
Наиболее резко выразил это Платон, который
противопоставляет чувственные вещи чистым
идеям как «мир истинного бытия». Душа
когда-то была близка богу и «поднявшись,
заглядывала в подлинное бытие». Теперь
же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает
сущее».
Красота жизни и реального бытия
для Платона выше красоты искусства. Бытие
и жизнь есть подражание вечным идеям,
а искусство есть подражание бытию и жизни,
то есть подражание подражанию.
Аристотель подверг критике учение Платона
об идеях и дал решение вопроса об отношении
в бытии общего и единичного. Единичное
- то, что существует только «где-либо»
и «теперь», оно чувственно воспринимаемо.
Общее - то, что существует в любом месте
и в любое время («повсюду» и «всегда»),
проявляясь при определенных условиях
в единичном, через которое оно познается.
Общее составляет предмет науки и постигается
умом.
Для объяснения того, что существует,
Аристотель указывал 4 причины:
сущность и суть бытия, в силу
которой всякая вещь такова, какова она
есть (формальная причина);
материя и подлежащее (субстрат)
- то, из чего что-либо возникает (материальная
причина);
движущая причина, начало движения;
целевая причина - то, ради чего
что-либо осуществляется
Хотя Аристотель признавал
материю одной из первых причин и считал
ее некоторой сущностью, он видел в ней
только пассивное начало (возможность
стать чем-либо), всю же активность приписывал
остальным трем причинам, причем сути
бытия - форме - приписал вечность и неизменность,
а источником всякого движения считал
неподвижное, но движущее начало - бога.
Бог Аристотеля - «перводвигатель» мира,
высшая цель всех развивающихся по собственным
законам форм и образований.
Христианство проводит различие
между божественным и сотворенным бытием,
между богом и миром, который сотворен
им из ничего и поддерживается божественной
волей. Человеку предоставлена возможность
свободного движения к совершенному, божественному
бытию. Христианство развивает античное
представление о тождестве бога и совершенства
(блага, истины и красоты). Средневековая
христианская философия в традициях аристотелизма
различает действительное бытие (акт)
и возможное бытие (потенция), сущность
и существование. Всецело актуально только
бытие бога.
Основные законы
диалектики.
Закон взаимного
перехода количественных и качественных
изменений.
Диалектика - теория и метод
осмысления новых граней бытия, конкретных
ситуаций, проблем. Диалектика постигает
окружающее через диалог мысли и действия,
через анализ и синтез взаимоисключающих
и взаимополагающих мнений и точек зрения.
Диалектика учит мудрости, учит избегать
ошибок. В своем внутреннем основании
диалектика едина, в проявлениях, формах
и способах применения - разнообразна
и многомерна. В исходных установках и
целях она относительно устойчива, в конкретных
приложениях и воплощениях - изменчива,
постоянно совершенствуется (последнее
видно, хотя бы, на примере обогащения
диалектики идеями синергетики).
Закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений показывает,
как осуществляются связи и происходит
развитие, каков их механизм. Содержание
действия этого закона раскрывается через
категории: «качество», «количество»,
«свойство», «мера», «скачок».
Человек издавна пытался выявить
природу качественных и количественных
характеристик в строении и динамике мироздания.
Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие
количественные соотношения, являются
элементами всех вещей, придают гармонию
сферам Солнечной системы. Отличие друг
от друга неодинаковых вещей и процессов,
т.е. их качественное своеобразие, пытались
объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит.
Аристотель ввел категории качества и
количества для определения фундаментальных
свойств природы и познания. Качеству
он приписывал следующие контексты: свойства
и состояния, как преходящие, так и стабильные,
присущие вещи и явлению в процессе их
существования; внешний облик вещи. Количество
Аристотель рассматривал с точки зрения
«множества» и «величины», «равенства»
либо «неравенства».
В средневековье утверждалось
представление о «скрытых» качествах
как вечных и неизменных «формах», предопределяющих
свойства предметов. В Новое время Бойль,
Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели
и философы продолжили разработку теории
качеств, подразделяя их на первичные
и вторичные, объективные и