Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:27, контрольная работа
Описание работы
Философия - это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Качество и количество - это
противоположные и в то же время неразрывно
связанные между собой характеристики
предметов, что выражается понятием меры.
Ничего слишком, все хорошо, что в меру,
утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал
Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх
меры» синоним мудрости. Гегель определил
меру как единство качественного количества.
Мера возникает благодаря двойному переходу
(качества в количество, количества в качество).
Мера - такой интервал количественных
изменений, в пределах которого сохраняется
качественная определенность предмета.
Во многих явлениях (особенно социальных
и духовных) положение границ интервала
является нечетким и трудноопределяемым.
Итак, рассматриваемый закон
диалектики устанавливает, что количественные
изменения на известной ступени скачком
переходят в качественные различия с возникновением
обладающего новой мерой свойств предмета.
Вновь образованное качество, имея новые
количественные параметры, делает возможным
новый виток развития.
Закон единства и
борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей
выявляет источник развития и связей всех
природных, социальных и духовных объектов,
раскрывается через категории: «противоположность»,
«противоречие», «единство», «борьба противоположностей»,
«тождество», «различие».
Объекты бытия представляют
собой определенную целостность со своими
противоположностями. Уже в древности
утверждалось, что все существующее в
мире есть результат столкновения противоположных
сил: доброго и злого начал (в египетском
мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян
(в китайской мифологии) - взаимодействия
добра и зла, красоты и безобразия, мужчины
и женщины, солнца и луны, небес и земли,
наслаждения и страдания и т.д.
Часто противоположности взаимопогружены
друг в друга. Это проявляется в противоречиях,
возникающих при поисках оптимального
сочетания свободы личности и потребностей
общества, материальных и культурно-моральных
стимулов к труду, жизненно необходимых
и творческих мотивов деятельности, конкурентности
и коллективистской солидарности, социального
равенства и различий в доходах и т.п.
Подвижное отношение между
противоположностями есть диалектическое
противоречие. Противоречие в своем изначальном
смысле означает рассогласование в речи,
высказываниях о некотором предмете пары
суждений, из которых одно отрицает другое,
что является результатом нечеткости,
нелогичности. Многие философы допускали
противоречия в качестве феномена мышления,
возникающего из-за нарушения требований
формальной логики, отвергая противоречивость
бытия. Противоречия в силу всеобщности
развития присущи не только познанию,
но и всем формам бытия мира.
Начальный этап развертывания
взаимодействия противоположных сторон
единого обозначает категория «тождество».
Относительное тождество перерастает
в несовпадение, несовместимость и, наконец,
во взаимоисключение противоположностей.
Гегель определил следующие этапы взаимодействия
сторон целого - тождество, различие, противоположность
и собственно противоречие. К. Маркс на
примере развертывания стоимостного отношения
дополнительно поместил этап двойного
существования. Переходное состояние
объекта и есть его двойное существование.
Этапы взаимодействия сторон
целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии
и конфликта противоположностей.
В истории философии нередко
преувеличивается значение то ли единства,
то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация
борьбы противоположностей выражена в
формуле Гераклита: «Война - отец всех
вещей». Преувеличение единства противоположностей
просматривается в позитивистской теории
равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном
анализе (XX в.), где общество представлено
как стабильная система, стремящаяся самоподдерживать
состояние социального порядка и гармонии.
Закон отрицания.
Рассматриваемый закон характеризует
направление и форму развития, поступательность
и преемственность, относительную повторяемость
определенных моментов старого. Основополагающей
для данного закона является категория
диалектического отрицания.
Ряд философских направлений
упрощенно рассматривает отрицание: как
движение вспять, разрушение; имеющее
место лишь в мышлении, особенно в негативных
эмоциональных состояниях сознания, либо
лишь в социальных процессах.
Реально отрицание носит всеобщий
характер. «Для диалектической философии,
— отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз
и навсегда установленного, безусловного,
святого. На всем и во всем видит она печать
неизбежного падения, и ничто не может
устоять перед ней, кроме непрерывного
процесса возникновения и уничтожения».
Противоречивость явлений предполагает
скачкообразный переход от одного качества
к другому, что со стороны взаимоотношения
старого и нового выступает процессом
отрицания. Воздействие на предмет (например,
размалывание зерна) может привести к
гибели этого предмета, что, однако, не
означает остановки развития, ведь полученный
от размалывания продукт, употребляемый
в пищу, способствует развитию человека
или животного. Любое действие представляет
собой не изолированный акт, а находится
в системе объективных взаимосвязей вещей.
Например, хищники, истребляя менее приспособленных
особей, содействуют их естественному
отбору, т.е. прекращение индивидуального
развития отдельных особей сопровождается
в целом совершенствованием вида. «Отрицательное,
- писал Гегель, - равным образом и положительно...,
противоречащее себе не переходит в...
ничто...»
В обществе не всякое отрицание
- диалектическое, существует и метафизическое.
Метафизичность отрицания проявляется
в преувеличении момента разрушения (уничтожение
храмов, исторических памятников), при
абсолютизации одной из сторон противоречия.
Например, попытки создать государственный
социализм как антикапитализм привели
к подавлению рынка, следствием чего стала
«затратная» экономика, имитация труда
и общественной активности, в целом - застой
в разных сферах жизни. Ненаучно также
стремление формировать «чистый» капитализм
без привнесения положительных моментов
социализма. Как отмечают некоторые исследователи,
Запад умело вплел в рыночную ткань элементы
мобилизационного механизма, в особенности
в военной и научно-технической областях.
Деструкция обеспечивает почву
для следующей фазы того или иного процесса.
Без кумуляции процесс всякий раз возвращался
бы к исходной точке. Нарастание же процесса
требует конструкции.
Поиски наглядной модели развития
вели многие философы. Наиболее известно
образное описание развития в форме раскручивающейся
по вертикали спирали, которое давали
Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании
закона отрицания отрицания писал: «Развитие,
как бы повторяющее пройденные уже ступени,
но повторяющее их иначе, на более высокой
базе («отрицание отрицания»), развитие...
по спирали, а не по прямой линии», «...повторение
в высшей стадии известных черт, свойств...
низшей и... возврат якобы к старому».
Помимо многоступенчатой цепочки
отрицаний (трансформация), общий ритм
развития может быть представлен, по Гегелю,
в схеме триады «тезис-антитезис-синтез»
(пример: почка-цветок-плод). Зачатки представлений
о тройственном цикле развития наметились
еще у Платона и Прокла. На этот счет приведем
другие примеры из истории философии.
Это взгляд Руссо на историю: первоначальное
равенство - порча, вызванная неравенством,
- установление равенства на более высокой
ступени (в современной интерпретации
- равенство всех людей перед законом в
правовом государстве, но отнюдь не равенство
в способностях людей. - В. К.). Или ячменное
зерно, попавшее на благоприятную почву,
переходит в стебель и далее в колос с
множеством изменившихся в большей или
меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель
предупреждал, что принцип триад - поверхностная,
лишь внешняя сторона способа познания,
однако сам часто злоупотреблял схематизмом
триад. Необходимо в познании выводить
закон отрицания отрицания из самих явлений,
находить его в них (если он там имеется),
а не навязывать его (в форме схем, априорий)
любому развивающемуся предмету.
С позиций синергетики закон
отрицания в первом приближении может
быть выражен в законе чередования порядка
и хаоса. Когда структура того или иного
объекта, имеющего начало и конец, в основном
определяется и наступает насыщение информацией,
спираль принимает как бы форму сходящейся.
При этом уменьшается неопределенность
и возрастает уровень организации объекта.
В синергетике порядок и беспорядок
- две стороны одного и того же мира, причем
беспорядок выступает как первичное состояние,
из которого в любой, непредсказуемой
заранее точке может возникнуть нечто
новое. В точках бифуркации возможны самые
различные флуктуации (колебания) процесса.
В социуме бифуркационный скачок может
направить систему в любом направлении.
Поэтому возрастает значение ответственного
и обоснованного выбора людьми своих действий,
так как в современном обществе малые
воздействия на входе (например, на некоторые
региональные, национальные или религиозные
явления) могут вызвать сколь угодно сильный
отклик (результат) на выходе. Следовательно,
необходимо обязательное осмысление последствий
вмешательства человека в характер развития
социальных процессов. Когда тот или иной,
во многом случайный, выбор (социальная
мутация) произойдет и утвердится новый
порядок, тогда на передний план выходит
необходимость событий.
Исходя из теорий цивилизационных
кризисов П.А. Сорокина, экономических
циклов Н.Д. Кондратьева, циклов развития
мировой культуры О. Шпенглера и А. Тойнби,
кризис стал интерпретироваться не как
отрицание предшествующей стадии развития,
а как движущая сила и форма проявления
самого этого развития, различные фазы
которого выражают преемственность мирового
процесса. Кризис в обществе рассматривается
также как революционная ситуация, когда
возникает несоответствие старой социальной
структуры (главным образом формы власти
и собственности) новым социальным элементам
(новые люди и новые корпорации), что порождает
в общественном сознании представления
о возможных вариантах иного структурирования
общества.
Реализуясь во взаимодействии
противоположностей и переходе количественных
и качественных изменений, развитие содержит
в себе преодоление старого, преемственность
и утверждение нового, что определяется
законом отрицания.