Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:09, доклад
Так что же такое гуманизм? Если открыть и посмотреть в энциклопедии, то там дается два определения этому понятию:
«1. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Понятие «гуманизм». Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Философия Леона Баттисты Альберти.
Так что же такое гуманизм? Если открыть и посмотреть в энциклопедии, то там дается два определения этому понятию:
«1. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
2. В более узком смысле —
светское вольномыслие эпохи
Возрождения, противостоявшее
В курсовой работе предполагается рассмотрение указуемого феномена именно в узком смысле. Если обратиться к другому словарю, то там определение почти такое же: «Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времен феодализма».2
На самом деле, идеи освобождения
личности от оков средневековой феодально-
Возрожденческий гуманизм – феномен необычный, интересный по своему содержанию и весьма противоречивый. Он «представляет собой – и исторически и типологически – первый период философской мысли эпохи Возрождения».4
Гуманизму эпохи Возрождения были присущи такие черты, как: светский характер мышления, антиклерикальная и антифеодальная направленность, развитие индивидуализма в сфере мировоззрения.
Важнейшей отличительной чертой возрожденческого мировоззрения оказывается его ориентация на искусство: средневековье – эпоха религиозная, а Возрождение - эпоха художественно-эстетическая. Как отмечает Фролов, «если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое».5
Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его.
Специфическая черта философии Возрождения – деперсонализация Бога. «Либо он растворен в природе «природа есть Бог в вещах», - повторял (Джордано Бруно), либо мир погружен в Бога (Николай Кузанский)».6
Но особое место в философии
гуманизма эпохи Возрождения
ее представители отводили роли человека,
его достоинству. Проблема отличительных
свойств природы человека, традиционная
для схоластической теологии, возникла
в гуманизме в новом повороте
и в новой трактовке
Подавляющее большинство гуманистов Возрождения уделяли свое внимание именно проблеме человека, хотя каждый представитель какого-либо течения рассматривал человека в различных ракурсах. В данной работе подробнее будет рассмотрено учение Леона Баттисты Альберти, так как в его философии проблема места человека в природе и в обществе, как нам видится, отображена наиболее ярко.
Для своих современников Леон Баттиста Альберти был «воплощением гуманистического идеала всесторонне развитого человека».7
Альберти считал, что человек был создан богом «…из небесной и божественной части, прекраснейшей и благороднейшей».8 Бог дал человеку «ум, интеллект, способность суждения, память… и другие божественные силы и добродетели».9 Весь окружающий мир был придуман для человека и человек обязан использовать все данные ему преимущества, «..должен отблагодарить бога, воздать ему должное добрыми делами за дары такой добродетели».10
Человеческая благодарность заключается в постоянном труде, а не в пустых молитвах. Альберти считал, что «все, кто обращается к богам с молитвами, просят, прежде всего, о том, чтобы и ныне и в будущем они даровали им и сохранили для них блага, а от несчастий бы охранили».11 Людям все дано для того, чтобы самостоятельно сделать себя счастливыми, у бога же надо просить благосклонности, а не выполнения работы, которую можно сделать самому. Благодаря трудолюбию человек сможет «познать истинную первопричину вещей, откуда происходит такое разнообразие и такое несходство, красота и множество живых существ, их форм…».12 Но человек не должен знать больше того, что разрешено богом: «Не смей, о человек, не смей пытаться проникнуть в тайны богов глубже, чем это позволено смертным».13
Альберти считал, что жизнь подобна реке, а все жизненные трудности – подводным камням. Он рассуждал о том, что есть люди, которые волею судьбы получают некоторые преимущества над другими. К таким преимуществам он относил богатство, знатность, называл их «плавательными пузырями», но считал, что они лишь иллюзия помощи в борьбе с невзгодами. По реке жизни плывут большие корабли – державы «и хотя они немало помогают успешно преодолеть путь по реке, но совершенно не способны прочно и надежно защитить от страшных подводных камней на дне этой реки … чем они больше, тем большей опасности подвергаются…они чаще всего переворачиваются».14 Маленькие судна «…способны значительно легче, чем эти большие корабли, проплывать между скалами»,15 но «быстро тонут, когда за них хватаются те, кто плывет за ними». Сравнивая государства с кораблями, Альберти отмечает, что спасти их могут только «…те, что, заняв свое место на корабле, всеми силами стараются помочь в несчастье, без устали, часто и самоотверженно выполняют свой долг, готовые ради общественного блага добровольно пойти навстречу трудностям и опасностям».16
Альберти видел пользу в любом виде человеческой деятельности. К примеру, Петрарка считал не все науки полезными человеку, Альберти же был уверен в том, что люди обязаны изучать и использовать все, что создано для них богом. Человеку нужны и полезны любые знания и науки, важно изучать все существующее. Любая наука подобна доскам, которые помогают людям оставаться на плаву в бурных водах реки. Создатели наук, оказали людям «великую помощь» и достойны называться богами, есть и такие, кто достоин называться полубогами «Они заслужили это тем, что увеличили эти доски, прибавив к ним куски других, а также тем, что для них самым прекрасным делом является собирать среди утесов и на дальних берегах эти доски, строить новые по их подобию, отдавать все силы на помощь остальным пловцам».17 Так Альберти высказывал свое отношение к ученым. Он считал их помощниками и спасителями людей.
Чтобы разумно устроить собственную жизнь, человеку необходимо постоянно трудиться. Тому, кто боится бесчестия, кто жаждет славы, не могут быть «приятны праздность и бездействие».18 Более того «Нет ничего столь вредного и губительного для дел общественных и частных, как ленивые и бездейственные граждане. Из праздности рождается распущенность, из распущенности презрение к законам, из непослушания законам следует разрушение и уничтожение родины!.. Поднимают дерзко голову грабители, убийцы, прелюбодеи, распространяются всякие преступления и губительные своеволия. Следовательно, добронравные люди должны сильно ненавидеть праздность как причину такого огромного зла».19 Он называл праздность «источником и кузницей всех пороков».
Основной общественной ячейкой Альберти считал семью, ей он уделял особое внимание. Альберти исследовал пути к достижению счастья и славы человеком, которые для него неотделимы от благополучия семьи. В трактатах «О семье» и «Домострое» он рассматривал различные стороны семейной жизни: вопросы морали, хозяйственную деятельность, семейные устои, давал практические советы. «Кто не имеет денег, очень несчастлив», - писал он, но «…не владение богатством, а пользование им ведет нас к счастью».20 Не отрицая того, что человек должен стремиться к достатку, он обличал скупость и мотовство. Скупой человек, также как и мот, не способен принести пользы ни себе, ни окружающим.
Итак, Альберти признавал, что человек существо прекрасное и только праздность способна довести человека до состояния порока. Человек является кузнецом собственного счастья и ничто не способно ему помочь, если он не будет трудиться. Мудрость и работоспособность помогают человеку в достижении земных благ, а данные от рождения богатство и знатность могут быть потеряны в процессе жизни.
Философия Альберти оставила глубокий след в истории возрожденческого гуманизма и оказала дальнейшее влияние на мировоззрение многих последующих философов. Так же его «идеал гармонически развитой совершенной личности лег в основу гуманистической педегогики, оказавшей огромное влияние на развитие педагогической теории и практики последующих столетий».21
Разнообразие античных представлений
о человеке было пищей
для ума гуманистов. Многие из них
не просто восхищались этим временем,
но считали его лучшим. Выступая
против тех идей средневековья, с
которыми они были не согласны,
гуманисты строили свои доказательства
на основании идей древних
мудрецов. Они не просто передавали
их мысли, они спорили с ними,
создавали новый взгляд на
вещи. Гуманисты считали,
что каждый человек может
ошибаться и заблуждаться, из
этого следует, что каждое
утверждение авторитетного
Задача заключалась в создании нового образа человека. Используя античные представления для формирования своих убеждений, гуманисты создавали новую культуру. Неудивительно, что гуманисты выступали против схоластической склонности к авторитетам, их задача была в создании новых представлений, а не в повторении уже высказанных идей. «Речь шла о глубочайшем перевороте во всей системе философского знания. По-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе».22
Гуманисты стремились сделать земную жизнь прекрасной. Петрарка, несмотря на противоречивость, своими рассуждениями дал сильный толчок для следующих гуманистов, подтолкнул в сторону этих представлений.
Происходило коренное
изменение взглядов гуманистов
на человеческое тело, они
разбивали средневековые
представления о порочности
тела, доказывая обратное. Очень
убедителен в этом вопросе
Манетти, он восхищался материей,
устройством, возможностями
Исходя из того, что человек был создан по образу и подобию Бога, который является творцом, гуманисты приходили к выводу, что он желал создать себе помощника на земле. Видимо поэтому все гуманисты так высоко ценили трудолюбие, которое воспринималось как благодарность создателю.
Пустое созерцание было глубоко чуждо гуманистам.
Стремление улучшать окружающий мир выразилось и в появлении гражданских мотивов у гуманистов. Уже первый гуманист Петрарка начинает принимать участие в бурных политических событиях. Однако и уединенная жизнь была для него временем, которого он никогда не стыдился. Не все гуманисты стремились к делам общественным, но все подчеркивали важность труда.
Салютати и Бруни большее предпочтение отдавали именно общественному долгу человека. Браччолини с одинаковым почтением относится и к трудам связанным с управлением государством, и к умственным трудам. Альберти в своем стремлении показать отрицательные стороны праздного образа жизни, особенно убедителен, праздность для него – источник всех пороков. Однако Альберти в силу собственного характера отдавал предпочтение спокойной жизни на вилле.
Это не означало, что он отрицал важности государственного служения, однако для себя он выбрал жизнь иную. Трудолюбие ценилось им в любой области человеческой деятельности.
Понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека, сыграло огромную роль в гуманистическом антропоцентризме. Само это понятие составляло важнейший аспект категории свободы человеческой воли и ее отношения к божественному провидению, руководившему в принципе каждым человеком. Гуманисты вывели свою позицию в отношении этого сложного вопроса. Например, Салютати, написав произведение «О фатуме, фортуне и случае», «говорит о трех пониманиях фатума: 1) сила, исходившая от звезд, от неба; 2) порядок причин, восходящий к первой причине; 3) божественное провидение, управляющее как небесным, так и земным».23 Первое понимание фатума совершенно неприемлемо для христианства и должно быть отвергнуто. Вполне приемлемо только третье понимание. В нем божественный фатум не исключает свободы человеческой воли, согласующейся с ним на основе представления о благодати.
Также человеческая
свобода воли тесно