Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:09, доклад
Так что же такое гуманизм? Если открыть и посмотреть в энциклопедии, то там дается два определения этому понятию:
«1. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Весьма показательно в этом контексте отвержение ими так называемого астрологического детерминизма, в силу которого расположение звезд и небесных светил полностью предопределяет все особенности человеческой жизни, совершенно исключая свободу воли человека.
С признанием того, что человек имеет право на изменение окружающего мира, изменился взгляд и на славу. Человеческая слава приобретала характер заслуженной награды, стимула за продолжение дел Бога. Именно таким образом гуманисты в своих рассуждениях оправдывали славу. Однако к этому гуманисты пришли не сразу, у первых из них были только попытки оправдания этого человеческого стремления.
Если рассматривать Петрарку, то у него отношение к славе вызывало противоречивые чувства, с одной стороны он желал ее, всю жизнь стремился добиться признания, однако позднее он осуждал это стремление, так как оно мешало ему достичь райской жизни, противореча христианским догмам. Не сразу принимали славу и последователи Петрарки.
Изменялся взгляд гуманистов и на сами добродетели. В целом уважение к добродетельной жизни у них остается неоспоримым, однако они расходились в оценке отдельных пороков с христианским представлением о них. К примеру, Браччолини рассуждал о том, что жадность в конечном результате может принести пользу государству и гражданам.
Интерес гуманистов к наукам в целом понятен, однако однозначного отношения ко всем им не было. К примеру, Петрарку интересовали только те науки, которые имели отношение к непосредственному изучению человека, такие как риторика, история, языкознание. Он утверждал, что человеку необходимо для начала разобраться в себе. Развитие гуманистических представлений наложило свой отпечаток и на этот вопрос. Уже Бруни значительно терпимее относился к естественным наукам, кроме того, на первое место он ставил науки изучающие общество, способные принести благо государству в целом. Браччолини особое значение придавал красноречию, этому инструменту, с помощью которого можно воздействовать на окружающих, а Манетти в свойственной ему манере восхищался самим фактом человеческих умений познавать мир. Альберти видел в науках способ отблагодарить бога, считал, что все созданное им обязано быть изученным. Таким образом, происходило формирование убежденности в важности для жизни человека любых научных знаний. Естественно, что для всех гуманистов было свойственно отдавать предпочтение философии, особенно моральному ее виду.
Гуманисты, уделяя в своих трудах такое большое внимание морально- этическим сторонам человеческой жизни, не могли обойти вниманием тему благородства. Естественно, что в новых условиях, когда люди незнатного происхождения достигали вершин общества, эта тема была очень актуальной.
Гуманисты пришли к единому мнению, рассматривали его как черту характера, присущую не только аристократам. Уже Петрарка связывал благородство не с громкой фамилией, а с личными достижениями. Салютати утверждал, что возможность стать благородным, есть и у раба, а путь к нему лежит через добродетели. Очень сходные рассуждения о достижении благородства через добродетельный образ жизни есть и у Браччолини, изложенные им в «Книге о благородстве» где он убедительно доказывает, что благородство не достигается только знатностью, богатством или славой.
В новых экономических условиях гуманисты часто обращались к теме богатства. Как предмет обсуждения эта тема в гуманистической литературе появляется постепенно. В ранний период основным критерием оценки является моральная сторона вопроса
В дальнейшем все больше рассматривался вопрос богатства со стороны полезности обществу. Эти мотивы видны уже у Салютати, хотя он также рассматривал и моральную сторону этого вопроса. Он считал что, богатство, нажитое честным трудом, заслугами перед обществом, не может испортить человека или повредить ему и является воздаянием. Бруни утверждал, что ни богатство, ни бедность не делают людей ни хуже, ни лучше. Для него богатство является благом, которое ведет человека к достижению счастья.
Альберти с одной стороны
называл несчастными тех, кто
не имеет его, с другой
стороны видел в нем фактор,
расслабляющий человека, создающий
некую иллюзию защиты от всех невзгод,
способный навредить. В целом,
в процессе развития гуманистической
мысли богатство
Большое значение на формирование новых взглядов сыграла эпикурейская философия. На ее основе гуманисты отстаивали право человека на земные удовольствия. Бруни, первым обратил внимание современников на Эпикура.
Наслаждение рассматривалось гуманистами на основании того, что может являться стимулом в достижении райской жизни. Эти идеи были активно восприняты Валлой. Валла сильнее других отошел от представлений средневековья. Используя все то новое, к чему пришли гуманисты, он в своих рассуждениях уходит значительно дальше.
В представлениях Валлы, человек имеет возможность получать наслаждение и на земле, и в раю. Более того, наслаждение рассматривалось им не как стимул, а как цель. Доказывая естественность наслаждения, он в корне пересматривал все остальные вопросы, связанные с земным существованием. Не сам факт сочетания представлений о райском и земном наслаждении отличает его философию от философии других гуманистов, эти идеи высказывались и до него, а иное виденье добродетелей. Он отвергал добродетельные поступки в случаях, когда они мешали получению наслаждения, и поощрял, если они к нему вели. Им пересматривались гражданские призывы гуманистов к действиям на благо всего общества, на основании законности стремления каждого человека к личному наслаждению. Человек выступал не продолжателем дел Бога, а эгоистичным существом, цель которого получать максимум удовольствия. Бог рассматривался как источник наслаждения, складывается впечатление, что именно Бог служит человеку, а не наоборот.
В эпоху раннего итальянского гуманизма было оправдано человеческое стремление к земным радостям, человек наделялся функциями творца, что в конечном результате закладывало представление о центральном месте человека в общей картине мира.
Когда творческий дух Возрождения угас, понятие гуманизма осталось в культуре в качестве обозначения научных дисциплин, занятых осмыслением внутреннего мира человека. Так появился термин – гуманитарные науки…
Но гуманизм сам по себе не канул в лету, он продолжил свое существование и проявлял себя в других философских течениях и учениях последующих столетий.
Наиболее остро проблема гуманизма вновь была поднята в ХХ-ХХI веке, что будет более подробно рассмотрено в следующей главе.
1 Коллекция словарей и энциклопедий [Электронный ресурс] / Большой энциклопедический словарь, Интернет-версия – Мир словарей – Режим доступа: http://mirslovarei.com, свободный
2 Коллекция словарей и энциклопедий [Электронный ресурс] / Толковый словарь Ожегова, Интернет-версия – Мир словарей – Режим доступа: http://mirslovarei.com, свободный
3 Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. «Мысль», М. 1980, стр.3
4 Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. «Высшая школа», М. 1980, стр. 30
5 Фролов И. Т. Введение в философию, «Академия», М. 2003, стр. 71
6 Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения, «Мысль», М. 1992, стр. 163
7 Абромсон Л. М. От Данте к Альберти, «Наука», М. 1987, стр 133
8 Альберти Л. О семье//Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века, «Наука», М . 1987, стр. 47.
9 Там же, стр. 45.
10 Там же, стр. 46.
11 Альберти Л. Религия// Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век), «Наука», М. 1987, стр. 152.
12 Альберти Л. О семье// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века. стр. 46.
13 Альберти Л. Рок и Фортуна// Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век), «Наука», М. 1987, стр. 157.
14 Альберти Л. Рок и Фортуна// Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век), «Наука», М. 1987, стр. 158.
15 Там же, стр. 158.
16 Там же, стр. 158.
17. Альберти Л. Рок и Фортуна// Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век), «Наука», М. 1987, стр. 157.
18 Альберти Л. О семье// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века, «Наука», М. 1987, стр. 44.
19 Там же, стр. 44.
20 Цит. по: Лазарев В.Н. Леон Баттиста Альберти, «Наука», М. 1987, стр. 7.
21 Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения, «Высшая школа», М. 1980, стр. 50
22 Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения, «Высшая школа», М. 1980, стр. 30
23 Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков, «Высшая школа», М. 1984, стр. 25