Понятие и функции морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: дать определение морали, показать ее объективную основу, рассмотреть функций морали и ее роли в общественной жизни. А так же показать основные исторические типы морали и дать их характеристику.

Содержание работы

1. Понятие и функции морали.
2. Исторические типы морали.
3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?

Файлы: 1 файл

философия кр.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

 

План:

1. Понятие и функции морали.

2. Исторические типы морали.

3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение.

         Данная контрольная работа посвящена  изучению понятия морали как  неотъемлемого фактора всей жизни человечества.

         Цель работы: дать определение  морали, показать ее объективную основу, рассмотреть функций морали и ее роли в общественной жизни. А так же показать основные исторические типы морали и дать их характеристику.

          Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

         Мораль изучает особая философская дисциплина — этика.

         Мораль и нравственность — тесно связанные понятия, которые многие считают синонимичными, хотя термин нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека, а мораль — для общественных.

А теперь рассмотрим понятие  «мораль» и ее особенности более  подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Понятие и функции морали.

          Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно сказать — хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой, помогать друг другу, чтить своих предков и т. д. и т.п.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение  и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения. Моральные принципы имеют  всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества ( гуманизм, коллективизм, альтруизм и т.д.). Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале.

            Моральные нормы – это нравственные  требования, которые регулируют  поведение человека в конкретном  случае («будь вежлив со старшими»,  «помогай старшим» и т.д.). Моральные  нормы повседневно воспроизводятся  в обществе силой традиции, властью  общепризнанной и поддерживаемой  всеми дисциплины, общественным  мнением. Их выполнение контролируется  всеми.

         Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

           Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции.

           1.Оценочная. Оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. В чем же состоит специфика оценочной функции морали? Прежде всего, оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании , сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все (за редким исключением — об этом позже) действия человека. Этого нельзя сказать о праве (например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к кому-либо? Думается, нет). Точно также не везде уместны и политические оценки. Определенные ограничения существуют лишь там, где действия производят под давлением, угрозой, под влиянием какого-либо аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо отметить, что моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

           2.Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так  и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют  жизнь  других,  а каждый сам  строит свою позицию, ориентируясь по  моральным  ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно  ее  значение  раскрывается  по   методу   "от   противного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие   нравственной   перспективы   губит    самые    прекрасные экономические планы.  То  же  и для конкретного   человека:   жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же,  как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому  вытаскиванию  самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сам предъявляю  себе требования, и сам же их  выполняю.  Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь  ни на авторитет, ни на  закон.  В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью -  когда дела уже не  сделать и тело  не  спасти  -  остается  спасать свое достоинство.  Самые слабые  и ненавязчивые  регулятивы  на   поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

          3.Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

           4.Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую  призму  и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.  Это не  объективно-научное исследование  мира  как он   есть,   это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность -  человекомерность.  А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям.  Потому  на  нас ложиться ответственность за  себя  и за  других.  Итак,  мораль  дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание  того,  что с объективной   точки зрения  знать нельзя.  Ведь  жизнь еще не  завершена,  а мы умудряемся  судить  о ней,  не  имея  полной  и  точной   информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни  странно,  их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего,  надо  изначально нравственно к нему отнестись;  чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на  мир  и людей дает возможность  оценить  их  перспективы,  получить  целостное представление о смысле их и своей жизни.

           5.Жизненно-ориентационная. Мораль обнаруживает  себя не только как повседневный  сиюминутный регулятор отношений  между людьми, но и как сила, выполняющая важную стратегическую  задачу в становлении и развитии  личности. Комплекс моральных представлений,  «поселившийся» в душе и сердце  человека, определяет, будет ли человек  в целом стремиться идти по  пути добра или по пути зла.  Любая личностная история может  быть рассмотрена с этой точки  зрения, что даст множество вариантов.  Кроме тех, кто в основном  ориентирован «на добро» и  «на зло», могут быть и бывают глубоко противоречивые, внутренне разорванные натуры, не способные самим себе «дать ладу», мечущиеся между стремлением к совершенству и демонизмом. Такими героями полны произведения Ф.М. Достоевского. Возможны и попытки принципиального избегания как активного добра, так и активного зла, интуитивное стремление не то чтобы «стать по ту сторону», но оказаться на «нейтральной полосе». Некоторым удается всю жизнь прожить, оставаясь в моральном отношении «ни тем ни сем», однако обстоятельства нередко не предоставляют человеку  возможности морально затаиться и заставляют принимать решения, обнаруживая, кто же он есть в скрытой глубине своего «я». Главные моральные ориентации всегда так или иначе проявляют себя в практическом поведении. 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Исторические типы морали.

           Всякая мораль обусловлена социально-исторически. Конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей и т.д. Иными словами, качественно разнородные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем. Каждый из них своеобразен, неповторим, несет на себе печать своего исторического времени.

           Первобытную, к примеру, мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство (даже в возмездии за причиненное зло: «око за око, зуб за зуб») и пр. По сути, это даже еще и не мораль в полном смысле этого понятия, поскольку принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились еще в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего идеального образца. Первобытный человек полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, следовательно, строгое соблюдение им установленных обычаем норм есть результат не свободного морального выбора, а лишь естественно-родовой необходимости. Да и сфера действия первобытной морали не простирается дальше границ рода.

Мораль в подлинном  смысле этого слова появляется лишь в классовом обществе. Растущая производительная мощь общества, разделение труда, появление  частной собственности на средства производства и его продукты разрывают  естественно-родовую, так сказать, кровную  связь индивидов, обособляют, отчуждают  их друг от друга, лишают общественную жизнь устойчивости и обозримости. При этом разделение труда, возникновение  больших и малых государственных  образований связывают людей  друг с другом, быть может, даже прочнее, чем это делал род, но только связь эта уже иная опосредованная, вещная, отчужденная. В такой ситуации жесткая регламентация родовой жизни теряет свой смысл, человек обретает относительную самостоятельность, расширяется свобода выбора, появляется новый нравственный горизонт. Суть его — в утверждении нравственной самоценности, суверенности отдельного человека. Приходит понимание того, что правила поведения не только задаются внешней необходимостью, но и частично создаются самим человеком, они есть результат сознательного выбора!

           Моральный человек раннеклассового общества — это некий набор добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, умеренности, правдивости, дружелюбия и т.д. Моральность понимается как совершенство, т.е. нечто такое, к чему человек должен стремиться. Возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть). Мораль в итоге превращается в некую совокупность абстрактных, внешних по отношению к отдельному человеку норм. Она активно противостоит реально практикуемым нравам, постоянно оставаясь на недосягаемой высоте. Параллель, а может быть, и причинно-следственная связь с материальной сферой очевидна: вещному, отчужденному характеру связи индивидов в экономическом базисе общества соответствует также отчужденный, опосредованный характер их духовных связей, в том числе и моральных.

На этом, кстати, основано различение понятий «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую  форму общественного сознания, концентрирующую  в себе высокие идеалы и строгие  императивы поведения. В понятие  «нравственность» вкладывается более  «приземленный» смысл: это принципы реального, практического поведения  людей, «дела житейские», в которых  строгость высокоморальных правил изрядно смягчена.

Мораль, таким образом, «воспаряет в небеса», отрывается от реальных нравов, источник ее происхождения выносится  в потусторонние сферы. Моральные нормы и правила начинают интерпретироваться как прямые заповеди Бога (не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д.).

Из всех религиозных моральных  систем лучше других нам известна, пожалуй, христианская. Оценивая ее историческую новизну (на момент возникновения) и смелость, следует непременно отметить, что христианская мораль предложила принципиально новую шкалу человеческих ценностей, решительно осудив обычную для конца прошлой эры жестокость, насилие, угнетение и возвеличив «страждущих», неимущих, угнетенных. Именно христианство фактически перенесло центр тяжести в моральной регуляции с внешних, принудительных ее форм на внутренние, подчиняющиеся велениям совести. Тем самым было сформулировано представление об известной нравственной автономии и ответственности личности. Конечно, у христианской морали были не только достоинства, но, надо думать, сила ее многовекового влияния определяется именно ими.

Информация о работе Понятие и функции морали