Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:43, контрольная работа
Цель работы: дать определение морали, показать ее объективную основу, рассмотреть функций морали и ее роли в общественной жизни. А так же показать основные исторические типы морали и дать их характеристику.
1. Понятие и функции морали.
2. Исторические типы морали.
3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?
Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно, главным образом, для эпохи Средневековья, феодализма. Другими отличительными чертами морали этого времени обычно признают ее сословие-корпоративный характер, ритуализованно-этикетную форму поведения, применение отношения отцов и детей в качестве универсального ценностного шаблона (монарх, к примеру, выступает в качестве любящего, но строгого отца, а его вассалы — этакие непослушные дети).
Мораль буржуазной эпохи — совсем иная. Прежде всего, она светская (не- или малорелигиозная) и всемирная, т.е. не признающая никаких территориальных, национальных, религиозных и прочих границ и делений. В известном смысле ее можно назвать исторически первой универсальной, т.е. претендующей на общечеловеческий масштаб, системой морали. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм в отличие от индивидуализма есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а непременно за счет другого). Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать навязанный еще философией Просвещения культ разума. Только разум с его принципиально неограниченными возможностями в состоянии преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.
Свои ведущие черты
этот тип морали сохранил и поныне,
хотя, конечно, за три с лишним столетия
своего существования он не мог не
эволюционировать. Эволюция эта выразилась,
главным образом, в значительном
увеличении степени моральной свободы,
в возрастании терпимости общества
к многообразным различиям
XX век стал свидетелем попыток создания еще одного типа морали — социалистической. Замысел его создателей в общем-то успешно вписывался в теорию морали: если нравы людей в конечном счете определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно прежде всего изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в России), причем самым радикальным образом. Были решительно перестроены отношения собственности, производства в целом, политики, права и т.д. Изменились и нравы, как в силу «естественного хода вещей», так и под воздействием массированного «нравственного» или «коммунистического воспитания». Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения. Однако несмотря на колоссальные усилия огромного государственного и идеологического аппарата, реальная, практическая нравственность так и не смогла дотянуться до уровня официальной морали, системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «моральном кодексе строителя коммунизма».
Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?
Мораль и право – необходимые,
взаимосвязанные и
Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии.
Мораль и право выполняют
Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противречить морали. Оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Мораль и право-составные части духовной культуры человечества.
Между этими социальными регуляторами существуют различия.
Право и мораль различаются:
-по объекту регулирования;
-по способу регулирования;
-по средствам обеспечения
выполнения соответствующих
Право регулирует лишь
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1-4 -е изд., перераб. и доп. – М., 1998-2008.
2. Апресян Р.Г. Идея морали. – М., 1995.
3. Губин В.Д. Основы этики. – М., Изд-во: Форум, 2007.
4. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.
5. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия// Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1988.
6. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004.
7. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1992.
8. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.