Понятие истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:50, контрольная работа

Описание работы

Дается понятие истины в концепциях известных философов на протяжении всей истории развития данной науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. Философское понятие истины. Истина относительная и
абсолютная………………………………………………………………..5
2. Объективная истина как основа юридического судопроизводства..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..22

Файлы: 1 файл

понятие истины.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

      1. Философское понятие истины. Истина относительная и

      абсолютная………………………………………………………………..5

      2. Объективная истина как основа  юридического судопроизводства..13

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..22

 

       ВВЕДЕНИЕ

      Проблема  истинности знания, критерии истины издавна  интересовала выдающиеся умы. Без решения  для себя проблемы не обходилась и  не обходится в настоящее время  ни одна область знания, будь она  наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции относительности и абсолютности истины, значимости её в юридической науке.

      Актуальность  темы. Проблема истинности судебных приговоров и решений – одна из центральных в правовой науке и в практической деятельности органов суда и прокуратуры. Осуществление правосудия в подлинном смысле этого слова возможно лишь при условии соответствия выводов суда, к которым он приходит в процессе судебного разбирательства, объективной действительности, установления истины. Вопрос об истинности судебных приговоров и решений стал предметом широкого обсуждения на страницах юридической печати. Поднимаются, в частности, следующие вопросы. Что следует понимать под истинностью приговора или решения суда? Применимы ли философские категории «абсолютная и относительная истина» к истине, устанавливаемой судом? Если применимы, то каков характер этой истины: должна ли она рассматриваться как истина абсолютная или как истина относительная? Ряд работ юристов, вышедших в свет за последние годы, свидетельствует о том, что по большинству поднятых в ходе дискуссии вопросов не было достигнуто единого мнения и проблема истины в судебном процессе по-прежнему остается дискуссионной.

      Цель  работы: изучение проблемы относительности и абсолютности истины в истории юриспруденции.

      С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач:

      – дать понятие истины, определить критерии относительности и абсолютности;

      – осветить принципы определения относительной  и абсолютной истины как истины объективной  в юридической науке.

      Для выполнения работы были использованы следующие источники и литература: научные труды теоретиков и практиков юриспруденции, учебный и хрестоматийный материал по философии и философии права; публикации периодической печати, освещающие интересующую нас проблему, а также электронные источники.

 

       1. Философское понятие истины. Истина относительная и абсолютная 

      Истина  – правильное, адекватное отражение  предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется истинным; является откровенностью бытия1.

      Существуют  разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.п.

      Важное  место в теории познания занимают формы истины: относительная и  абсолютная. Буддизмом признается существование двух истин: относительной (яп. дзокутай) и абсолютной2.

      Вопрос  о соотношении абсолютной и относительной  истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определенной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что  люди имеют дело с познавательно  неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.

      И.С. Нарский выделяет три вида абсолютной истины: первый вид абсолютной истины – это всеобъемлющее знание обо всей объективной и субъективной реальности; второй – истинные элементы ... Здесь и возникает парадокс относительной истины, который заключается в том, что относительная истина в своем ядре содержит абсолютную истину, но не сводится к ней3.

      Гегель  считает, что в самой истине, как процессе, он вскрывает диалектику относительной и абсолютной истины, относительного и абсолютного знания. Но и сама абсолютная истина есть синтез относительных истин, их снятие и преобразование в высшем единстве4.

      И.М. Крылов утверждает, что не существует реально ни каких относительных и абсолютной истин. По этой причине она не может быть относительной, а только абсолютной5.

      А.К. Блинов полагает, что один из вариантов объяснения противопоставления абсолютной и относительной истины исходит из идеи последовательного, поэтапного приближения второй к первой. Такой подход не означает взаимоисключаемость абсолютной и относительной истин: выражение может являться в одно и то же время и абсолютно, и относительно истинным6.

      Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

      а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);

      б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

      в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

      г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.

      По-видимому, вплоть до конца XIX – начала XX в. в естествознании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных пунктами а, б и в.

      Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца – эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света), «абсолютны» не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия «абсолютная истина». И здесь мы не находим «относительной» истины, отличающейся от «абсолютной» (разве что при перемене системы отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие)7.

      Когда дается строгое философское определение  понятиям «движение», «скачок» и т.п., такое знание тоже может считаться абсолютной истиной в смысле, совпадающем с относительной истиной (и в этом плане употребление понятия «относительная истина» не обязательно, как излишней становится и проблема соотношения абсолютной и относительной истин). Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих представлений в истории естествознания и в истории философии.

      Не  будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невербальными формами отражения человеком действительности.

      Но  вот когда эта проблема снимается  в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм8.

      В применении к достаточно развитому  научному теоретическому познанию абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина – это неполное знание о том же самом предмете.

      Такое представление об абсолютной, да и  об относительной истине, связанное  с выходом на процесс развития научного знания, развития научных  теорий, выводит нас на подлинную  диалектику абсолютной и относительной  истины.

      Абсолютная истина (в аспекте г) складывается из относительных истин. Вместе с тем эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в этом же отношении) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в). Относительная истина – это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляющая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины.

      Каждая  относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней – часть абсолютной – г).

      Единство  абсолютной истины (в третьем и  четвертом аспектах) и относительной  истины обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами.

      Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от античности к XVII – XVIII столетиям, а затем к началу XX в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в смысле роста объема информации истинного характера. (Приходится, правда, заметить, что приведенная выше схема, достаточно наглядно показывающая формирование абсолютной истины из относительных, нуждается в некоторых поправках: относительная истина не исключает, как в схеме, относительную истину, но вбирает ее в себя, определенным образом ее трансформируя). Так что то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.

      В философской литературе есть точка  зрения, согласно которой относительная  истина состоит из объективной истины плюс заблуждения. Проблема оценки той или иной теории в плане «истина – заблуждение» не так проста. Нужно признать, что любая истина, хотя бы и относительная, по своему содержанию всегда объективна; а будучи объективной, относительная истина внеисторична (в том плане, которого мы касались) и внеклассова. Если включать в состав относительной истины заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая испортит всю бочку меда. В результате истина перестает быть истиной. Относительная истина исключает какие-либо моменты заблуждения или ложь. Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации – передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

      Истина  во все времена остается истиной, адекватно отражающей реальные явления; относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.

      Итак, истина по содержанию объективна, а по форме – относительна (относительно-абсолютна). Объективность истины является основой преемственности истин.

      Истина  есть процесс. Свойство объективной  истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий.

      Движение  от менее полной истины к более  полной (т. е. процесс ее развития), как и всякое движение, развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипертрофии момента устойчивости (абсолютности) формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Такая ситуация существовала, например, в нашей философии в период с конца 20-х до середины 50-х годов9.

      Абсолютизация же относительности знания в смысле смены одних концепций другими способна породить зряшный скептицизм и в конце концов агностицизм. Релятивизм может явиться мировоззренческой установкой. Релятивизм обусловливает то настроение смятения и пессимизма в области познания, которое мы видели выше у X.А. Лоренца и которое, конечно, оказывало тормозящее влияние на развитие его научных исследований10.

Информация о работе Понятие истины