Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:50, контрольная работа
Дается понятие истины в концепциях известных философов на протяжении всей истории развития данной науки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. Философское понятие истины. Истина относительная и
абсолютная………………………………………………………………..5
2. Объективная истина как основа юридического судопроизводства..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
1. Философское понятие истины. Истина относительная и
абсолютная……………………………………
2.
Объективная истина как основа
юридического судопроизводства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..22
ВВЕДЕНИЕ
Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции относительности и абсолютности истины, значимости её в юридической науке.
Актуальность темы. Проблема истинности судебных приговоров и решений – одна из центральных в правовой науке и в практической деятельности органов суда и прокуратуры. Осуществление правосудия в подлинном смысле этого слова возможно лишь при условии соответствия выводов суда, к которым он приходит в процессе судебного разбирательства, объективной действительности, установления истины. Вопрос об истинности судебных приговоров и решений стал предметом широкого обсуждения на страницах юридической печати. Поднимаются, в частности, следующие вопросы. Что следует понимать под истинностью приговора или решения суда? Применимы ли философские категории «абсолютная и относительная истина» к истине, устанавливаемой судом? Если применимы, то каков характер этой истины: должна ли она рассматриваться как истина абсолютная или как истина относительная? Ряд работ юристов, вышедших в свет за последние годы, свидетельствует о том, что по большинству поднятых в ходе дискуссии вопросов не было достигнуто единого мнения и проблема истины в судебном процессе по-прежнему остается дискуссионной.
Цель работы: изучение проблемы относительности и абсолютности истины в истории юриспруденции.
С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач:
– дать понятие истины, определить критерии относительности и абсолютности;
– осветить принципы определения относительной и абсолютной истины как истины объективной в юридической науке.
Для
выполнения работы были использованы
следующие источники и
1. Философское понятие истины. Истина
относительная и абсолютная
Истина
– правильное, адекватное отражение
предметов и явлений
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.п.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Буддизмом признается существование двух истин: относительной (яп. дзокутай) и абсолютной2.
Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определенной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.
И.С. Нарский выделяет три вида абсолютной истины: первый вид абсолютной истины – это всеобъемлющее знание обо всей объективной и субъективной реальности; второй – истинные элементы ... Здесь и возникает парадокс относительной истины, который заключается в том, что относительная истина в своем ядре содержит абсолютную истину, но не сводится к ней3.
Гегель считает, что в самой истине, как процессе, он вскрывает диалектику относительной и абсолютной истины, относительного и абсолютного знания. Но и сама абсолютная истина есть синтез относительных истин, их снятие и преобразование в высшем единстве4.
И.М. Крылов утверждает, что не существует реально ни каких относительных и абсолютной истин. По этой причине она не может быть относительной, а только абсолютной5.
А.К. Блинов полагает, что один из вариантов объяснения противопоставления абсолютной и относительной истины исходит из идеи последовательного, поэтапного приближения второй к первой. Такой подход не означает взаимоисключаемость абсолютной и относительной истин: выражение может являться в одно и то же время и абсолютно, и относительно истинным6.
Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:
а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.
По-видимому, вплоть до конца XIX – начала XX в. в естествознании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных пунктами а, б и в.
Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца – эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света), «абсолютны» не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия «абсолютная истина». И здесь мы не находим «относительной» истины, отличающейся от «абсолютной» (разве что при перемене системы отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие)7.
Когда
дается строгое философское
Не будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невербальными формами отражения человеком действительности.
Но вот когда эта проблема снимается в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм8.
В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина – это неполное знание о том же самом предмете.
Такое представление об абсолютной, да и об относительной истине, связанное с выходом на процесс развития научного знания, развития научных теорий, выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина (в аспекте г) складывается из относительных истин. Вместе с тем эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в этом же отношении) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в). Относительная истина – это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляющая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины.
Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней – часть абсолютной – г).
Единство абсолютной истины (в третьем и четвертом аспектах) и относительной истины обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами.
Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от античности к XVII – XVIII столетиям, а затем к началу XX в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в смысле роста объема информации истинного характера. (Приходится, правда, заметить, что приведенная выше схема, достаточно наглядно показывающая формирование абсолютной истины из относительных, нуждается в некоторых поправках: относительная истина не исключает, как в схеме, относительную истину, но вбирает ее в себя, определенным образом ее трансформируя). Так что то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.
В философской литературе есть точка зрения, согласно которой относительная истина состоит из объективной истины плюс заблуждения. Проблема оценки той или иной теории в плане «истина – заблуждение» не так проста. Нужно признать, что любая истина, хотя бы и относительная, по своему содержанию всегда объективна; а будучи объективной, относительная истина внеисторична (в том плане, которого мы касались) и внеклассова. Если включать в состав относительной истины заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая испортит всю бочку меда. В результате истина перестает быть истиной. Относительная истина исключает какие-либо моменты заблуждения или ложь. Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации – передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.
Истина во все времена остается истиной, адекватно отражающей реальные явления; относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.
Итак, истина по содержанию объективна, а по форме – относительна (относительно-абсолютна). Объективность истины является основой преемственности истин.
Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий.
Движение от менее полной истины к более полной (т. е. процесс ее развития), как и всякое движение, развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипертрофии момента устойчивости (абсолютности) формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Такая ситуация существовала, например, в нашей философии в период с конца 20-х до середины 50-х годов9.
Абсолютизация же относительности знания в смысле смены одних концепций другими способна породить зряшный скептицизм и в конце концов агностицизм. Релятивизм может явиться мировоззренческой установкой. Релятивизм обусловливает то настроение смятения и пессимизма в области познания, которое мы видели выше у X.А. Лоренца и которое, конечно, оказывало тормозящее влияние на развитие его научных исследований10.