Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:25, реферат
Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской подкультуры уже подорваны, городская подкультура еще не усвоена. Основной признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новенькую социальную общность эти связи в той же последовательности и инсталлируются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще долгое время не может слиться с новой средой.
Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов
в формировании социальной
Заключение
перечень литературы
Введение
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности либо промежуточности по отношению к каким или социальным общностям (государственным, классовым, культурным).
Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:
- находящийся на
границе разных социальных
- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.Д.
Маргинал, просто говоря,—
«промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю)
- социологическое понятие, обозначающее
промежуточность, "пограничность"
положения человека меж какими-или социальными
группами, что накладывает определенный
отпечаток на его психику.
Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской подкультуры уже подорваны, городская подкультура еще не усвоена. Основной признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новенькую социальную общность эти связи в той же последовательности и инсталлируются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще долгое время не может слиться с новой средой.
В отличии от «классической»
возможна и обратная последовательность
маргинализации. Объективно все еще
оставаясь в рамках данного класса,
человек теряет его субъективные
признаки, психологически деклассируется.
Ведь деклассирование — понятие до этого
всего социально-психологическое, хотя
и имеющее под собой экономические предпосылки.
Действие этих обстоятельств не является
прямым и немедленным: объективно выброшенный
за пределы пролетариата безработный
на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет
психологию класса и до этого всего его
трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы,
но есть деклассированные представители
рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого
аппарата. В чем их выделяющий признак?
до этого всего— в отсутствии собственного
рода профессионального кодекса чести.
специалист не унизится до отвратительного
выполнения собственного дела. Даже при
отсутствии материальных стимулов реальный
рабочий не сумеет работать плохо
— быстрее он откажется работать вообще!
Физическая невозможность халтурить различает
кадрового рабочего-специалиста (так же
как и крестьянина, и интеллигента) от
деклассированного бракодела и летуна.
В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании социальной структуры общества.
1. Понятие «маргинальность»
Понятия "маргинальность",
"маргиналы" пришли из социологии
и политологии.
Они были введены в науку американским
социологом Р. Парком в 1928 г. И использовались
поначалу для обозначения вполне конкретной
этнокультурной ситуации при характеристике
"личности на рубеже культур"[1].
Маргинальность в её обычной форме – это утрата объективной принадлежности к тому либо иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую схожую общность. Основным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Равномерно значение термина "маргинальность" стало расширяться и сейчас оно служит для обозначения пограничности, периферийности либо промежуточности по отношению к хоть каким социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (положительном) варианте маргинальность равномерно преодолевается методом включения маргиналов в новенькую среду и приобретения новейших черт. Другой вариант маргинализации (нехороший) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется навечно, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такового рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.Е. Последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учесть, что в социологии создано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность мала. Более же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таковых обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых черт перемещений внутри общества.
Применительно к целям и задачкам исторического анализа нужно учесть следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и русском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных обстоятельств существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к действиям экономического, общественного либо культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся частей и групп, а также антисоциальных частей – тех, кого отвергает само общество. По другому говоря, во всяком обществе, открытом либо закрытом, стабильном либо переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, видом и психологией. Разным может быть лишь удельный вес этих групп.
Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезвычайно массовым и длительным социальным явлением. В этом случае маргиналы получают черты социальной стойкости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в итоге сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное либо ограничительное положение сотен тыщ и даже миллионов людей. К примеру, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических врагов режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по государственным либо религиозным признакам. Но в послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на врагов и приверженцев режима. Появлялись и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., То есть четверть века. Никогда ранее не было таковой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог грядущего стройбата. Группа была с 1930 по 1937 год. Таковым образом, искусственная маргинализация заполучила в сталинском обществе колоссальные, трагические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических заморочек (создание системы принудительного труда).
К огорчению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к русской истории ХХ века недостаточно разработана.
Следует до этого
всего выделить работы социологов,
в которых рассматриваются
1917 года в России сословной модели общества,
хотя и в новом, русском обличии.
В схожем же русле
написаны работы М. Восленского, посвященные
рассмотрению становления и развития
номенклатуры как особенного слоя.
Восленский прямо утверждает, что номенклатура
– продукт деклассированного общества
и номенклатура сама по сути является
маргинальной группой.
Ряд российских исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.), Анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам о том, что при описании модели структурных конфигураций и сдвигов без учета действий массовой маргинализации понять характер конфигураций социальной структуры нереально.
И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном преобразовании русского общества. Исходя из масштабов и последствий государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть дееспособного населения и с учетом того, что значимые группы общества обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о насильственной криминализации и люмпенизации русского общества.
посреди западных исследователей трудности следует выделить переведенные и уникальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся трудности связей рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой. В частности, ею уделено особенное внимание осуществлению сталинским режимом социальной политики насильственного переструктурирования общества методом использования прежней феодальной практики "приписывания" тех либо других групп к уровню "собственных" либо "чужих". При оценке тенденций конфигурации социальной структуры постреволюционного общества она убедительно обосновывает несоответствие марксистских доктринальных установок о классовом характере общества настоящей практике, воспроизводившей сословную иерархическую систему отношений.
В рамках
исследования отдельных маргинальных
групп следует отметить появление первых исследовательских
работ, посвященных "лишенцам" (А.
Добкин, М. Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам
(В. Земсков, Н.
Ивницкий, В. Данилов и др.), Заключенным
(В. Земсков, А. Гетти, Г.
Риттерспорн, В. Попов и др.). Для указанных
публикаций типично то, что в них центральное
место отводится анализу политики большевистского
режима в отношении маргинальных групп.
Отмечены и такие характеристики, как
численность: состав, территориальное
размещение указанных групп. Совместно
с тем социокультурные свойства (вид) данных
групп до сих пор остается еще на периферии
исследовательских интересов. Что касается
таковых категорий, как тылоополченцы
и ссыльные, то в настоящее время о них
имеется только несколько публикаций
автора книги.
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Социальную трансформацию общества сейчас характеризуют не лишь появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - до этого всего класса больших и средних собственников, слоя "новейших бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.
упор в различные годы делался на разных качествах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции общественного пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах.
чтоб составить довольно полное представление о действиях, происходящих в социально-структурной сфере русского общества, нужно разглядеть тенденции и масштабы формирования разных социальных частей, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными переменами в отношениях принадлежности, власти, в уровне доходов разных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Понятно, что определенная часть занятого населения в итоге отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, заполучила статус безработных. На сейчас это 8% активного населения России. Появление этого слоя значительно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таковым образом, произошла реализация целого комплекса новейших социально-групповых действий, становление парадокса группового сознания и групповой консолидации и интеграции.
Специфика русского общества, не считая остального, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением общественного неравенства и маргинализацией значимой части населения. Неувязка углубления общественного неравенства в мировой литературе получила заглавие "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в русском обществе.
Трансформация
русского общества с неизбежностью
повлекла за собой не лишь конфигурации
в социальной структуре, но и остро
поставила перед традиционными общностями вопрос
об осознании индивидуальной и групповой
социальной идентичности, интеграции
и дезинтеграции, месте в социальной иерархии,
солидарности, уровне сплоченности, системе
ценностей[2].
Маргинальность переживает сейчас очень
своеобразный момент : про- должая причислять
к её жертвам все нежелательные элементы,
общество чувствует, как подрываются изнутри
его глубинные устои, основательно рас-
шатанные экономическими действиями.
В тираж выходят сейчас не лишь чужие,
но и самые что ни на есть свои - те, кто
поражен поселившемся в нашем обществе
раком. Отверженность выступает как продукт
распада общества, пораженного кризисом.
Слово «маргинал» равномерно выходит
из употребления, так как мужчины и дамы,
живущие по ту сторону декорума ,не сами
делают это выбор - они незаметно вытесняются
в это состояние, так и не приобщившись
явным образом ни к одной из обычных категорий
отверженности.