Понятие «маргинальность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской подкультуры уже подорваны, городская подкультура еще не усвоена. Основной признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новенькую социальную общность эти связи в той же последовательности и инсталлируются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще долгое время не может слиться с новой средой.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Будучи, может быть, слабее остальных (хотя это следовало  бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак либо прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и  в то же время он калека посреди  себе схожих- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение  личностей и групп, находящихся  на 
«окраинах», на «обочинах» либо попроту за рамками характерных для данного общества главных структурных подразделений либо господствующих социокультурных норм и традиций.

Ученые направили  внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значимая и притом очень  активная часть американского общества 
(этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что 
«маргинальные» не лишь ограничены в собственных статусных позициях, но и тотчас оказываются не в силах воплотить творческие способности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, постоянно  бывает очень напряженной и по-различному реализуется на практике. Она может  быть источником неврозов, деморализации, личных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. 
Ретроспективный взор на историю мировой культуры указывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новейшие формы художественного отображения мира) во многом должны своим возникновением конкретно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий дали проблеме маргинальности отменно новейшие очертания. Урбанизация, массовые передвижения, интенсивное взаимодействия меж носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на популяция средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. Выявилось, что стало уже нереально выражать и отстаивать, используя интересы этих больших людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы общественного управления (гос. Университеты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.Д.). 
конкретно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» публичных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- Движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной публичной жизни конкретно маргинализированных групп.

Заключение

Маргинальность - это  не состояние автономии, а итог конфликта  с общепринятыми нормами, выражение  специфичных отношений с имеющимся  публичным строем. Маргинальность не возникает вне резкого настоящего либо вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совсем разных маршрута: 
- или разрыв всех обычных связей и создание собственного собственного, совсем другого мира; 
- или постепенное вытеснение (либо насильственный выброс) за пределы законности.

В любом варианте, будь то итог «свободного» выбора либо же следствие процесса деклассирования, который провоцируется испуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, чтобы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.

Наличие важных маргинальных слоев становится серьезной опасностью для публичной морали, общественного развития страны.

перечень литературы

1. Социальная стратификация  русского общества. Ред. Д.Филос.Н., Проф.

Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003

2. Петров Д.В. «Использование  понятий маргинальности и лиминальности  в исследовании молодежных субкультур» // Петров Д.В. Молодежные подкультуры - Саратов, 1996

3. Рожанский М.  «Маргинальная Россия» // Дружба  народов -1998-№2

4. Дахин В. «Государство  и маргинализация» // Свободноая  мысль 1997 - №4


Информация о работе Понятие «маргинальность»