Понятие метода научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:35, доклад

Описание работы

Методы научного познания включают в себя:
общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию...)
способы эмпирического и теоретического исследования
для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному

Файлы: 1 файл

Понятие метода научного познания.docx

— 33.28 Кб (Скачать файл)

 

Философские методы задают - генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Очень важны для получения объективной истины.

 

Возрастающую роль в современном  научном познании играет диалектико-материалистическая методология, выступающая в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности.

 

Заключается в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально  адекватны всеобщим законам существования  самой объективной действительности, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического  овладения действительностью.

 

Ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и  т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы, как они могут  помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей  предметной области и познанию истины. Проиллюстрируем сказанное на примере  некоторых важнейших принципов  диалектического метода.

 

1. Объективность - признание  действительности в ее реальных  закономерностях и всеобщих формах. Требования:

 

    исходить из  чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме  и развитии;

    осознать и  реализовать активную роль субъекта  познания и действия;

    исходить из  фактов в их совокупности и  уметь выражать логику вещей  в логике понятий;

    выявить внутреннее  единство (субстанцию) предмета как  глубинную основу всех его  формообразований;

    умело выбрать  адекватную данному предмету  систему методов и сознательно,  последовательно реализовывать  ее;

    рассмотреть предмет  в соответствующем социокультурном  контексте, в рамках определенных  мировоззренческих ориентаций;

    подходить ко  всем процессам и явлениям  конструктивно - критически и  действовать в соответствии с  логикой данного предмета.

 

2. Всесторонность — принцип  познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех  явлений действительности. Требования:

 

    вычленение предмета  исследования и проведение его  границ;

    его целостное  «многоаспектное» рассмотрение;

    изучение в  чистом виде каждой из сторон  предмета;

    осуществление  познания как процесса, развертывающегося  вглубь и вширь, в единстве  интенсивной и экстенсивной его  сторон;

    вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального  его свойства.

 

Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом  конкретности и общенаучным принципом  системности.

 

3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности:, требования:

 

    вывести» данное  явление из его субстанциональногo признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;

    проследить преломление  общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;

    учесть многообразные  условия места, времени и другие  обстоятельства, изменяющие бытие  этого предмета;

    выявить специфический  механизм взаимосвязи общего  и единичного;

    рассмотреть данный  предмет в составе более широкого  целого, элементом которого он  является.

 

4. Историзм — философский, - методологическое выражение саморазвития  действительности в плане его  направленности по оси времени  в виде целостного непрерывного  единства таких состояний (временных  периодов), как прошлое, настоящее  и будущее. Требования:

 

    изучение настоящего, современного состояния предмета  исследования;

    реконструкция  прошлого — рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных  этапов его исторического движения;

    предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего  развития предмета.

 

5. Противоречия принцип  — основа реальные противоречия  вещей. Требования:

 

    выявление предметного  противоречия;

    всесторонний  анализ одной из противоположных  сторон данного противоречия;

    исследование  другой противоположности;

    рассмотрение  предмета как единства (синтеза)  противоположностей в целом на  основе знания каждой из них;

    определение места  противоречия в системе других  противоречий предмета;

    прослеживание  этапов развития данного противоречия;

    анализ механизма  разрешения противоречия как  процесса и результат его развертывания  и обострения.

 

Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые  выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

 

При неверной реализации и  применении принципов диалектики возможны отклонения от пути к истине и возникновение  заблуждений.

 

    объективизм и  субъективизм (в многообразных своих  формах);

    односторонность  или субъективистское объединение  случайно «вырванных» сторон  предмета;

    игнорирование  его сущности или подмена ее  второстепенными, несущественными  моментами;

    абстрактный подход  к предмету без учета определенных  условий места, времени и других  обстоятельств;

    некритическое  его рассмотрение;

    модернизация  или архаизация прошлого;

    отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета  с ним самим;

    понимание разрешения  противоречия как «нейтрализации»  его сторон и ряд других.

 

6. Принцип материалистического  понимания истории. Сущность этого  принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание» и сводится к следующим основным положениям:

 

1. Основа жизни общества  — общественное бытие людей  («индустрия», материальное производство, экономика, труд).

 

2. Общественное сознание  вторично, производно от общественного  бытия и обусловлено последним  не прямо и непосредственно,  а очень опосредованно и лишь в конечном счете.

 

3. Общественное сознание  получает относительную самостоятельность,  т. е. развивается по своим  собственным законам, и оказывает  обратное активное воздействие  на развитие общественного бытия.

 

4. Развитие общества есть  естественный поступательный процесс  развертывания общественно-экономических  формаций, который совершается по  объективным законам.

 

5. Реальная история есть  результат деятельности людей  в различных ее формах (народные  массы, личности, классы, общественные  организации и т. п.).

 

II. Общенаучные подходы  и методы исследования.

 

Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями  специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

 

Характерными чертами  общенаучных понятий являются:

 

    «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категории

    возможность (в  отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики

 

Если философские категории  воплощают в себе предельно возможную  степень общности — конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще  большей частью абстрактно-общее (одинаковое).

 

На основе общенаучных  понятий и концепций формулируются  соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным  знанием и его методами. Особенно (в последнее время)синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любо природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.

 

Важная роль общенаучных  подходов состоит в том, что в  силу своего «промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Ш. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

 

III. Дисциплинарные методы  — система приемов, применяемых  в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль  науки или возникшей на стыках  наук. Каждая фундаментальная наука  представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

 

IV. Методы междисциплинарного  исследования как совокупность  ряда синтетических, интегративных  способов (возникших как результат  сочетания элементов различных  уровней методологии), нацеленных  главным образом на стыки научных  дисциплин. Широкое применение  эти методы нашли в реализации  комплексных научных программ.

 

Таким образом, методология  не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда  не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией.

 

Существуют различные  типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и  способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Проблема взаимодействия теории с опытом: два уровня научного исследования

 

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся  систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие  на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. Чтобы выявить закономерности этого  процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний.

 

В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно-организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины (математика; естественно-научные дисциплины - физика, химия, биология и др.; технические и социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой. Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний, причем некоторые из наук уже прошли достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь.

 

Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную  роль в другой. Они могут также  представать в ней в трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что  при возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут  резко сузить сферу своего применения.

 

 

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно  обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и  степени общности и т.д.

 

Все эти формы могут  быть отнесены к двум основным уровням  организации знания:

 

    эмпирическому

    теоретическому.

 

В методологических исследованиях  до середины нашего столетия преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа  выбиралась теория и ее взаимоотношение  с опытом. Но затем выяснилось, что  процессы функционирования, развития и трансформации теорий не могут  быть адекватно описаны, если отвлечься  от их взаимодействия.

 

Выяснилось также, что  эмпирическое исследование сложным  образом переплетено с развитием  теорий и нельзя представить проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов науки. Но тогда проблема взаимодействия теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не может быть взята отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровня, связанная в своем развитии с интердисциплинарным окружением (другими научными дисциплинами).

Информация о работе Понятие метода научного познания