Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:35, доклад
Методы научного познания включают в себя:
общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию...)
способы эмпирического и теоретического исследования
для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному
Философские методы задают
- генеральную стратегию, но не заменяют
специальные методы и не определяют
окончательный результат
Возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология, выступающая в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности.
Заключается в разработке
всеобщего способа
Ученых интересуют, строго
говоря, не сами по себе категории «развитие»,
«противоречие», «причинность» и
т. п., а сформулированные на их основе
регулятивные принципы, как они могут
помочь в реальном научном исследовании,
каким образом они могут
1. Объективность - признание
действительности в ее
исходить из
чувственно-предметной
осознать и
реализовать активную роль
исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;
выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;
умело выбрать
адекватную данному предмету
систему методов и сознательно,
рассмотреть предмет
в соответствующем
подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно - критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.
2. Всесторонность — принцип
познания и иных форм
вычленение предмета исследования и проведение его границ;
его целостное «многоаспектное» рассмотрение;
изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;
осуществление
познания как процесса, развертывающегося
вглубь и вширь, в единстве
интенсивной и экстенсивной
вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.
Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности:, требования:
вывести» данное
явление из его
проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;
учесть многообразные
условия места, времени и
выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;
рассмотреть данный
предмет в составе более
4. Историзм — философский,
- методологическое выражение
изучение настоящего,
современного состояния
реконструкция
прошлого — рассмотрение
предвидение будущего,
прогнозирование тенденций
5. Противоречия принцип
— основа реальные
выявление предметного противоречия;
всесторонний
анализ одной из
исследование другой противоположности;
рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;
определение места противоречия в системе других противоречий предмета;
прослеживание
этапов развития данного
анализ механизма
разрешения противоречия как
процесса и результат его
Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений.
объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах);
односторонность
или субъективистское
игнорирование
его сущности или подмена ее
второстепенными,
абстрактный подход
к предмету без учета
некритическое его рассмотрение;
модернизация или архаизация прошлого;
отождествление (смешение)
предпосылок возникновения
понимание разрешения
противоречия как «
6. Принцип материалистического
понимания истории. Сущность
1. Основа жизни общества
— общественное бытие людей
(«индустрия», материальное
2. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия и обусловлено последним не прямо и непосредственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.
3. Общественное сознание
получает относительную
4. Развитие общества есть
естественный поступательный
5. Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации и т. п.).
II. Общенаучные подходы и методы исследования.
Они выступают в качестве
своеобразной «промежуточной методологии»
между философией и фундаментальными
теоретико-методологическими
Характерными чертами общенаучных понятий являются:
«сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категории
возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики
Если философские категории
воплощают в себе предельно возможную
степень общности — конкретно-всеобщее,
то для общенаучных понятий
На основе общенаучных
понятий и концепций
Важная роль общенаучных
подходов состоит в том, что в
силу своего «промежуточного характера»,
они опосредствуют
III. Дисциплинарные методы
— система приемов,
IV. Методы междисциплинарного
исследования как совокупность
ряда синтетических,
Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Проблема взаимодействия теории с опытом: два уровня научного исследования
Научные знания представляют
собой сложную развивающуюся
систему, в которой по мере эволюции
возникают все новые уровни организации.
Они оказывают обратное воздействие
на ранее сложившиеся уровни знания
и трансформируют их. В этом процессе
постоянно возникают новые
В своих развитых формах
наука предстает как
Специфика предмета каждой
науки может привести и к тому,
что определенные типы знаний, доминирующие
в одной науке, могут играть подчиненную
роль в другой. Они могут также
представать в ней в
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.
Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания:
эмпирическому
теоретическому.
В методологических исследованиях
до середины нашего столетия преобладал
так называемый «стандартный подход»,
согласно которому в качестве исходной
единицы методологического
Выяснилось также, что
эмпирическое исследование сложным
образом переплетено с