Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:35, доклад
Методы научного познания включают в себя:
    общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию...)
    способы эмпирического и теоретического исследования
    для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному
Философские методы задают 
- генеральную стратегию, но не заменяют 
специальные методы и не определяют 
окончательный результат 
Возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология, выступающая в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности.
Заключается в разработке 
всеобщего способа 
Ученых интересуют, строго 
говоря, не сами по себе категории «развитие», 
«противоречие», «причинность» и 
т. п., а сформулированные на их основе 
регулятивные принципы, как они могут 
помочь в реальном научном исследовании, 
каким образом они могут 
1. Объективность - признание 
действительности в ее 
    исходить из 
чувственно-предметной 
    осознать и 
реализовать активную роль 
исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;
выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;
    умело выбрать 
адекватную данному предмету 
систему методов и сознательно,
    рассмотреть предмет 
в соответствующем 
подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно - критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.
2. Всесторонность — принцип 
познания и иных форм 
вычленение предмета исследования и проведение его границ;
его целостное «многоаспектное» рассмотрение;
изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;
    осуществление 
познания как процесса, развертывающегося 
вглубь и вширь, в единстве 
интенсивной и экстенсивной 
вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.
Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности:, требования:
    вывести» данное 
явление из его 
проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;
    учесть многообразные 
условия места, времени и 
выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;
    рассмотреть данный 
предмет в составе более 
4. Историзм — философский, 
- методологическое выражение 
    изучение настоящего, 
современного состояния 
    реконструкция 
прошлого — рассмотрение 
    предвидение будущего, 
прогнозирование тенденций 
5. Противоречия принцип 
— основа реальные 
выявление предметного противоречия;
    всесторонний 
анализ одной из 
исследование другой противоположности;
рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;
определение места противоречия в системе других противоречий предмета;
    прослеживание 
этапов развития данного 
    анализ механизма 
разрешения противоречия как 
процесса и результат его 
Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений.
объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах);
    односторонность 
или субъективистское 
    игнорирование 
его сущности или подмена ее 
второстепенными, 
    абстрактный подход 
к предмету без учета 
некритическое его рассмотрение;
модернизация или архаизация прошлого;
    отождествление (смешение) 
предпосылок возникновения 
    понимание разрешения 
противоречия как «
6. Принцип материалистического 
понимания истории. Сущность 
1. Основа жизни общества 
— общественное бытие людей 
(«индустрия», материальное 
2. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия и обусловлено последним не прямо и непосредственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.
3. Общественное сознание 
получает относительную 
4. Развитие общества есть 
естественный поступательный 
5. Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации и т. п.).
II. Общенаучные подходы и методы исследования.
Они выступают в качестве 
своеобразной «промежуточной методологии» 
между философией и фундаментальными 
теоретико-методологическими 
Характерными чертами общенаучных понятий являются:
«сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категории
возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики
Если философские категории 
воплощают в себе предельно возможную 
степень общности — конкретно-всеобщее, 
то для общенаучных понятий 
На основе общенаучных 
понятий и концепций 
Важная роль общенаучных 
подходов состоит в том, что в 
силу своего «промежуточного характера», 
они опосредствуют 
III. Дисциплинарные методы 
— система приемов, 
IV. Методы междисциплинарного 
исследования как совокупность 
ряда синтетических, 
Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Проблема взаимодействия теории с опытом: два уровня научного исследования
Научные знания представляют 
собой сложную развивающуюся 
систему, в которой по мере эволюции 
возникают все новые уровни организации. 
Они оказывают обратное воздействие 
на ранее сложившиеся уровни знания 
и трансформируют их. В этом процессе 
постоянно возникают новые 
В своих развитых формах 
наука предстает как 
Специфика предмета каждой 
науки может привести и к тому, 
что определенные типы знаний, доминирующие 
в одной науке, могут играть подчиненную 
роль в другой. Они могут также 
представать в ней в 
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.
Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания:
эмпирическому
теоретическому.
В методологических исследованиях 
до середины нашего столетия преобладал 
так называемый «стандартный подход», 
согласно которому в качестве исходной 
единицы методологического 
Выяснилось также, что 
эмпирическое исследование сложным 
образом переплетено с