Понятие “национальной идеологии” и ее положение в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Проблема национальной идеи стоит в современном российском обществе наиболее остро, и поэтому она привлекла мое внимание. Прежде всего, я попыталась разобраться – что входит в понятие “национальная идея”, каким образом она влияет на формирование национальной идеологии, как взаимосвязаны эти две категории, в чем их сходство и различие. При этом, учитывается также и роль политической среды, культурного фактора, исторических условий: когда они искажают, а когда развивают национальную идею. В конце работы я включила данные СМИ, повествующие о нынешнем взгляде на наше общество и на место идеи в нем.

Файлы: 1 файл

Национальная идея.docx

— 79.70 Кб (Скачать файл)

О национальной идее очень  точно и емко сказал В. Соловьев: “Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности”. Так как национальная идеология – это как раз то, что нация “думает о себе во времени”, а национальная идея – это то, “что Бог думает о ней в вечности”… То окончательное постижение народом своей идеи - невозможно, можно лишь интуитивно приближаться к ней и узнавать себя в ходе исторического движения.

Упоминание Бога, национального Духа, приведено здесь не просто так. Необходимо ответить, что идеология неотделима от религии, и является, по существу, ее проекцией в среде социально-политической реальности. Другими словами, за идеологией, какой бы ультрасовременной она ни представлялась, всегда стоит некое религиозное начало, которое в скрытом (неявном) виде предопределяет собой качество идеологических решений на макросоциальном уровне.

“Идеология национализма” – это случай утраты ценнейшей связи между религией и национальным самосознанием. В этом случае национальная идея становится замкнутой исключительно на себя, оказывается лишенной стратегической перспективы; возникнет идеологический тупик. Утрачивая связь с религией, национальное самосознание теряет также и мировоззренческую, духовно - нравственную опору. А национальная идея постепенно эволюционирует в националистическую, с присущей той абсолютизацией этнической компоненты, культом этноса. Поэтому для национальной идеологии, претендующей на будущее, в первую очередь необходима привязка к вечным смыслам человеческого бытия и готовность к их реализации в актуальной истории.

Если обратиться к терминологии Л.Гумилева, то понятие пассионарности национального духа проявляется в первую очередь в содержании его национальной идеи. Те народы и цивилизации, которые обладают и сохраняют свои фундаментальные духовно-идеологические основания, являются наиболее исторически устойчивыми (Индия, Китай, страны исламского мира). А те народы, которые не смогли сохранить свою национальную идею или не нашли для нее адекватные национальной истории идеологические формы, исчезли с исторического поля или находятся на грани национального вырождения (народы Африки, Западной Европы, а ныне и Россия). Таким образом, историческое “время нации” (протяженность ее исторического бытия) – это масштаб ее идеи, протяженность ее исторической реализации и раскрытия.

Подмена национальной идеи – основа политических манипуляций

Как уже говорилось ранее, становление национальной идеологии открывает принципиальную возможность для разного рода искажений национальной идеи в ее локальных идеологических проекциях, так как конечная сфера формирования идеологии – политика – эмпирически наиболее неустойчивая и противоречивая область национального бытия. Поэтому очень важно отметить, что более адекватной сферой формирования национальной идеологии должна быть признана национальная культура. Только национальная культура способна обеспечить преемственность национальной идеи и национальной идеологии, предоставив последней подлинную национально-историческую легитимность. И наоборот, та идеология, которая формируется вне поля национальной культуры, есть по существу псевдоидеология, разрушительная в меру своей инородной сущности для национального бытия. Таковыми в ярко выраженной форме были: “неметчина” Петра I, “марксизм” начала XX века, “либерализм” века сегодняшнего… Очевидно, что во всех этих случаях методы утверждения в обществе “новой идеологии” были вероломными и силовыми; никакое общество добровольно не примет вненациональную идеологию и будет сопротивляться ее разрушительному влиянию до тех пор, пока не иссякнут силы поколения – субъекта предшествующей идеологии. Таким образом, наличие неустранимой эмпирической дистанции между национальной идеей и национальной идеологией делает принципиально возможным их взаимное отчуждение, что в определенных случаях может привести к очень серьезным и трагическим историческим последствиям.

По сути идеология – это образ государства в его данном духовно-материальном качестве, алгоритм его конкретного существования. Поэтому, кто владеет идеологией, тот владеет и государством. Это обстоятельство открывает принципиальную возможность для криминальных макроисторических махинаций. Так как государство в определенном смысле есть материальная структура, обладающая собственной (механической) самодостаточностью, то посредством псевдоидеологии возможно отчуждение государства от духовно-идеальных интересов нации, организующей его как форму своего исторического существования.

Механизм отчуждения государства сам по себе достаточно прост: некая внешняя (инородная) сила, захватив политическую власть, формирует под себя государственную идеологию так, что она начинает служить не интересам нации, а интересам этой силы. Примеров подобного отчуждения государства от нации через подмену идеологии в истории достаточно много: любая форма оккупации (военная, экономическая, информационная) сопровождается вмешательством в идеологию покоренного народа и той или иной степенью ее деформации. Особенно эффективна идеологическая форма оккупации в наше время, в эпоху информационных войн, являющихся обратной стороной глобализационных процессов, когда атаке подвергаются непосредственно основы общественного сознания через подмену традиционных ценностей. В той или иной мере большинство нынешних государств имеет вненациональное идеологическое смещение, определяемое степенью проникновения в их правительства или информационно-идеологическое поле антинациональных сил – агентов глобализации.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ    УСЛОВИЯ


+

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ИДЕЯ

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ    УСЛОВИЯ


+

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ИДЕЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ    УСЛОВИЯ


+

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ИДЕЯ


 


НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ



НАЦИОНАЛЬНАЯ


ИДЕОЛОГИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ 
ИДЕОЛОГИЯ




Движение национальной идеи во времени

  Национальная культура



                      Плоскость исторического периода


 

 

Рис. - Формирование национальной идеи и преобразование ее во времени

 

Современный взгляд на национальную идею России

Вопрос о национальной идее России сегодня стоит настолько  остро, что волнует уже не только ученые умы, но и обычных граждан  страны. В попытках найти ответ  специалисты – исследователи  провели масштабную работу под названием  “Национальная идея России”. На презентацию итогов этого труда собрались ученые парламентарии, представители российских регионов, духовенство. Авторский коллектив сформулировал основную идею в виде понятной для всех граждан, простой, но абсолютной ценности: “Моя страна должна быть, и должна быть всегда”.  Чтобы это было именно так, ученые настаивают на формировании таких человеческих прав, при которых любой гражданин чувствовал бы себя комфортно, не враждебно народу и стране, не конкурировал бы “за миску хлеба”, но развивался в гармонии со своей нацией и мыслил коллективно. При этом ученые подчеркивают, что помимо прав, человек должен осознавать свои обязанности, ответственность и долг. Ученые выделили также мысль о необходимости находить свои собственные ценности, а не перенимать искусственно опыт цивилизованных стран. При этом, ценности мало объявить, их надо внедрить в систему общественной жизни, что предлагалось сделать законодательно. В связи с этим выступающими был предложен новый макет Конституции РФ, предусматривающий внедрение национальных ценностей и их работу на всех уровнях.

В качестве одного из первых практических действий авторы исследования предлагают сформулировать национальную идею в девизе, который затем закрепить  в обновленной Конституции страны. Так, девиз во многих зарубежных странах  стал формулой их жизни, одним из основных символов государственности. Он представляет собой краткое изречение, выражающее наивысшие ценности данного государства  и его идеологические основы. В  Германии , например - таким официально принятым национальным девизом сегодня является девиз “Единство, закон, свобода”, в Великобритании –“ Бог и право личности”. В Испании национальный девиз “Превыше всего - Испания – Бог”. В Чехии – “Истина восторжествует”. В Швейцарии – “Один за всех и все за одного”. В Южной Корее – “Все для блага народа”. Во Вьетнаме – “Независимость, Свобода, Счастье.” В Белоруссии – “Жыве Беларусь”. У Российской Федерации, сожалеют авторы исследования, такой девиз государства отсутствует.

Впрочем, наличие национальной идеи устойчиво обнаруживается в  российской истории. В императорский  период российская идеология была вмещена в формулу “Православие, Самодержавие. Народность.” В советском государстве – “Пролетарии всех стран соединяйтесь!” Такие идеологемы были близки идее жизнеспособности страны в целом.

Авторы исследования убеждены, что сегодня страна должна обрести  свой национальный девиз. По мнению ученых, в том числе лингвистов, языковая формула должна быть в итоге математически  точной, строгой и достоверной  с позиции призыва к действию, повышающему и гарантирующему жизнеспособность России. А также эмоционально привлекательной, понятной, психологически напряженной и притягивающей каждого гражданина - от простого человека, до академика, генерала и президента.

Вопрос в том, как его  найти? В 2010 году Центр проблемного  анализа провел Всероссийский конкурс  по его поиску. Были зафиксированы  около 200 версий. Рейтинговые места  заняли следующие девизы : “Закон. Справедливость. Процветание”, “Восток и Запад объединяя”, “Одна жизнь, одна Отчизна”, “Вера, Надежда, Любовь”, “Россия это мы”, “Вместе мы сила”, “Державность. Соборность. Отечество”, “Русские не сдаются”, “Россия - спаси и сохрани!”, “Россия - вперед!”, “Россия - это народ”, “Россия с Богом, Россия в каждом из нас”, “Державность, демократия, духовность”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Национальная идея – это  корневое, смысловое понятие для нации. Она зарождается в древних верованиях народа, в его мировоззренческих представлениях, формируется вместе с национальным характером, и далее идет через всю ветвь национальной истории. Национальная идеология, в свою очередь, возникает в конкретный момент истории, и представляет собой воплощение национальной идеи в сегодняшнем дне, с учетом экономических, политических, социальных и исторических обстоятельств. Таким образом, национальная идея – это ядро национального самосознания, а национальная идеология – ее динамическая форма. Важно, чтобы национальная идея передавалась по средствам национальной культуры: это наиболее чистый, аутентичный способ сохранения смыслов. Трагедия заключается в том, что национальная идея, попадая в неблагоприятное историческое время, под влиянием отдельных властных личностей, политической сферы, социальных катаклизмов, искажается, и служит иным, не национальным целям. Коварство политики в том, что она может подменять истинные народные ценности – шаблонными, прагматическими, взятыми по образцу других государств, и навязывать их обществу. Еще страшнее, когда насильственно навязывают идеологию. В этом случае, даже самая красивая теория превращается в основу тоталитарного строя. Поэтому необходимо бережно и уважительно относиться к своей культуре, знать свою историю, сохранять свои традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальная идея в политике и национализм

Тема реферата: Национальная идея в политике и национализм

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

http://www.rg.ru/2012/05/22/kod-site.html - Российская газета

Телемтаев М.М. Национальная идея российского народа. Москва, 2004-2008 г.г.  
Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. - СПб, 2007

+ еще две книги (добавь  какие – нибудь по теме)

Преподаватель по политологии:  для титульного листа

Ненашева Светлана Анатольевна

доцент

к.филос.н.

Философии,  культурологии  и иностранных языков


 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие “национальной идеологии” и ее положение в современной России