Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 06:33, контрольная работа
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях: 1.Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.
2.Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.
Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания.
Научная картина мира. Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира. Термин "мир" применяется здесь в специфическом смысле - как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке ("мир физики", "мир биологии" и т.п.). Чтобы избежать терминологических дискуссий, имеет смысл пользоваться иным названием - картина исследуемой реальности. Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания.
Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности.
Эти представления дают определенную онтологию (структуру бытия, мира), систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, исследовательскую программу, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.
Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий. 1)они различаются по степени общности: на одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных. 2)специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции - идеальные объекты, образующие картину мира, и абстрактные объекты, образующие в своих связях теоретическую схему, имеют разный статус. Последние представляют собой идеализации, и их нетождественность реальным объектам очевидна. Идеальные объекты картины мира исследователь считает реально существующими. Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории.
Благодаря связи с картиной мира происходит объективизация теоретических схем. Составляющая их система абстрактных объектов предстает как выражение сущности изучаемых процессов "в чистом виде".
Процедура отображения теоретических схем на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Таким образом, вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.
Философские основания науки. Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы. Пример: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы.
В науках необходимо выделить две основные группы программ - исследовательские и организационные (коллекторские). Исследовательские программы задают способы получения знаний, а в целом определяют исследовательскую деятельность. Включают в себя методы и средства познания, вербализованные инструкции, задающие методику проведения исследований, образцы решения задач, описания экспериментов, приборы и т.д. Также относятся методы измерения тех или иных параметров, методы расчета, т.е. любые акты получения и обоснования знания, воспроизводимые в форме передачи знания или на уровне описаний.
Коллекторские программы включают образцы или вербальные указания, показывающие, что и о чем мы хотим знать, какова ориентация по отношению к знаниям. Это могут быть указания на объект изучения или образцы задач или вопросов, которые ставятся перед исследованием. Т.е. методы решения задач - это исследовательская программа, а сами задачи - коллекторские программы. Коллекторская программа - это своеобразная научная анкета, задающая и класс изучаемых объектов, и соответствующую проблематику. Эти программы определяют способы организации знания, когда задается некоторая общая картина изучаемого объекта, обозначаются способы организации знания: графический, классификационный (множество изучаемых объектов разбивается на подмножества с целью их познания отдельно), аналитический (разделение объекта на части и изучении их), дисциплинарный (описание объекта с точки зрения различных дисциплин), категориальный способ (группировка знаний по категориальному признаку).
В функционировании и развитии экспериментальных наук доминируют исследовательские программы, когда формирование, какого - либо учения представляет собой смену частных теорий, т.е. все новых и новых программ. Когда же происходит систематизация огромного опыта (исследования животных или растений) и на ее основе возникает целое направление - коллекторная программа. Т.о., в основе формирования науки лежит процесс систематизации знаний, которые часто накапливаются в неорганизованной форме. Коллекторная программа требует согласованности знания, ее задача - всеобщий синтез и построение единой картины мира, хотя эта картина строится по частям в пределах отдельных научных дисциплин. Программа исследовательская, напротив, сугубо прагматична и оправдывает те или иные представления успехом в решении конкретных задач и проблем, поэтому между ними часто возникают противоречия, разрешение которых стимулирует научное познание.
Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование, осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы (пример: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы). В фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. «Стыковку» обеспечивают философские основания науки.
В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологии и новых представлений о методе. Совпадение философской эвристики и обоснования не обязательно. Иногда в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Т.о., философские основания науки гетерогенны. Они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности. Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области. Философия выполняет следующие функции по отношению к науке:
1) интегративная – философия систематизирует все мысли, выработанные разными формами культуры, в том числе и наукой, строя тем самым человеческий способ постижения мира, в котором наука занимает свою нишу и не более того. Именно в этом философия «это теоретическая душа культуры» (Аристотель).
2) культурологическая – философия выявляет универсалии (время, кач-во, сущность, причина, форма…) поясняет их смысл и систематизирует и адаптирует для разных наук.
3) онтологическая - обобщает научные сведения о мире и строит единую картину мира. Для отдельных дисциплин эта общая научная картина мира - часть философских оснований науки и способствует ориентации в предмете своего исследования и включению полученных частей знания в общие научные представления.
4) гносеологическая (теория познания). Философия разрабатывает сущность познавательной деятельности человека, поясняя ее аспекты: сущность истины, понятие объекта и субъекта познания, виды познания, познавательные способности чел-ка и т.п. Их прояснение фундаментально важно для научного познания.
5) Критическая – философия проводит анализ с целью извлечения из него догматов суеверия, иллюзий и.т.п., которые негативно влияют на жизнь чел-ка. В отношении науки пример применения философией в этой функции дал Ф. Бекон в своем учении об идолах познания (4 рода: «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; «идолы пещеры» – искаженные представления о мире отдельных людей; «идолы площади» - связанные с общением и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем.)
6) методологическая – философия разрабатывает теорию универсальных методов познания – диалектики (изучение вещи в динамике и во взаимосвязи) и метафизики (т.е. вещь в статике и изолированная). Для современной науки диалектика - важнейший способ формирования неклассической и постклассической рациональности (корпускулярно-волновой дуализм, глобальный эволюционизм). При научном анализе особую роль играют принципы диалектики: 1. восхождения от абстрактного к конкретному. 2. историзма. 3. развития в динамике 4. единства логического и исторического 5. единства логики, диалектики и теории познания.
7) Метанаучная – ф. строит общую теорию науч. д-ти, определяет место науки в культуре. (Эпистемология)
8) селиктивная - иногда выбор осуществляется между конкурирующими научными теориями на основе философских убеждений (закономерен мир или вероятностен, достижимо абсолютное знание или нет).
9) Функции вспомогательного критерия истины – иногда уместность научных теорий надо проверить не только экспериментально, но и путем сопоставления с философскими принципами. Если теория противоречива, в ней смешано субъективное и объективное, она не когерентна другим истинным теориям и она с огромной долей вероятности будет считаться неприемлемой без обращения к эксперименту.
10) аксеологическая (теория ценностей: добро, зло, совесть) философия исследует ценности и идеалы человеческой жизни, которые оказывают воздействие на деятельность ученого, заставляют его учитывать интересы общества и отвечать за результаты свой деятельности.
11) прогностическая – философское знание обладает мощным прогностическим потенциалом, определяя тем самым пути развития научной мысли (теория атомов, утопические проекты идеальных обществ, предвидение корпускулярно-волнового дуализма и т.п. Делится на два вида: 1вид) умозрительно-прогностическая (открытие в рамках философии понятий число, атом, система и т.д.) 2 вид) контрольно-прогностическая (исследование тенденций развития науки).
Методология - наука, изучающая и обобщающая методы построения научного знания и способы его получения. Методология науки - часть теории познания - гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания. Имея тесную связь с различными науками, методология не растворяется в них. В этом отношении ее можно определить как метанауку, имеющую отношение к различным сторонам познавательной и преобразовательной деятельности.
В методологии науки для понимания взаимосвязи его методов и способов исследования, организации полученного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. К эмпирическому уровню относятся приемы и методы научного познания, непосредственно связанные с научной практикой, с теми видами предметно - орудийной деятельности, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения теоретического знания (наблюдение, эксперимент, факты, их группировка, систематизация и способы их анализа и обобщения). К теоретическому уровню относятся все те виды и методы познавательной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объективных законах, об общих и необходимых связях реального мира (теория, абстракции, понятия, идеализации, мысленные модели; научные законы и их формулировки; научные идеи и гипотезы; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий: дедукция, индукция, аналогия, экстраполяция, мысленный эксперимент). Хотя отличие между эмпирическим и теоретическим методами обусловлено объективными качественными различиями в содержании и способах научной деятельности, а также в характере самого знания, но это различие относительно: ни один вид эмпирической деятельности или эмпирического знания невозможен без теоретического его осмысления, без соответствующих понятий, гипотез и теорий, как и наоборот. Любая теория, в конечном счете, опирается на практику, опытные данные и ориентирована на объективную действительность, опосредованную эмпирией.