Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях: 1.Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.
2.Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

Файлы: 1 файл

0052358_E2E35_shpory_po_kandidatskomu_minimumu_po_filosofii_nauki.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Псевдомарксизм стал государственной  идеологией и все обязаны были придерживаться ее под страхом наказания. А подлинно марксистская философия  начали преследоваться. Псевдомарксистская идеология стала инструментом воздействия на эксплуатируемые массы, позволила на костях народа повести СССР по пути прогресса, цена которого огромна: массовые репрессии против неповинных людей, сопровождались снижением жизненного уровня трудящихся. Все это превратило рабочих в полурабов государства.

 Движение и развитие природы и общества – без субъективизма – узок. Негативные последствия отсутствия учета слабых мест - деградация диалектического материализма в СССР, уменьшавшаяся эффективность советской экономики по причине как развития капитализма, отсутствия новых форм противодействия его влиянию, так и догматизации представлений о развитии социализма и плановости экономики в СССР.

Переход количественных изменений в качественные преобразования - не учитывают субъективных тенденций. Еще Ленин предупреждал о мелкобуржуазных проявлениях даже при построении социализма, его слова были проигнорированы. Результат - личное обогащение и коррупция во власти, которая привела к буржуазным воззрениям властных субъектов, что повлияло на выбор капиталистического пути развития в начале 90-х гг. Обветшалый социализм, не имеющий философского учения и общественных наук, пал.

Борьба противоположностей - обсуждение противоречий при построении социализма привело к пониманию неантагонистических противоречий (объективны, существенны). Требуют не преодоления, а регулирования, проводящееся на соответствующей новым условиям методологической базе, учитывающей субъективные факторы. В СССР к таким моментам диалектический метод Маркса не был адаптирован: после объявления бесклассового общества в СССР классовое основание метода Маркса оказалось исключенным, а сам метод – обесточенным, что привело к его омертвлению – догматизации и отсутствие развития и у власти, и у  наук.

20. Русский космизм:  концепции Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского в свете современной науки. Понятия "биосфера", "техносфера" и "ноосфера".

Русский космизм - конец XIX-XX, в основе представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Различают философско-теологические (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления. Космисты выдвигают идею активной эволюции - новый сознательный этап развития мира, когда человечество направляет его сторону, диктуемую разумом и нравственностью. Человек - существо еще промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой программы. Космисты соединили заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Задаются вопросы о преодолении болезни и смерти, о бессмертии.

Николай Фёдорович  Фёдоров (1829—1903). Главный труд "Философия общего дела". Главная задача человека и человечества в правильном понимании смысла жизни, в организации жизни в соответствии с этим смыслом. Философия должна стать активным проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего. Людям вручено дело спасения мира и себя. Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца. Но для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства. Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех. Учение о родстве - лежит в основе жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога. Культ предков - единственная истинная религия. Т.о., основой и движущей силой общего дела выступает родство. Для окончательного торжества общего дела человечеству необходимо преодолеть смерть. Федоров ставит и пытается решить важнейшую для него проблему воскрешения, которое осуществит Бог руками людей, с помощью современной науки. Воскрешение он считает не механическое возрождение умерших в их прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал "воскрешение" как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. В проблеме "воскрешения" сочетает как религиозные (активность человечества во всеобщем деле), так и научные аспекты (конкретные пути и способы этой активности). Вся философия Федорова пронизана идеей единства прошлого, настоящего и будущего. Прогрессивные идеи: 1)преемственность поколений, сплоченных "общим делом" для решения жизненно важных задач; 2)всеобщее братство, бессмертие рода человеческого; 3)вера в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании сил природы; 4)бережное отношение человека к природе; 5)значимость достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности выхода человека в Космос; 6)нравственная ответственность при использовании достижений НТП.

Константин  Эдуардович Циолковский (1857—1935). Космос - живое, одухотворенное целое (панпсихизм), населенное высокоразвитыми живыми существами. Он сам рождает в себе силу, которая им управляет. Человечество должно пройти путь самосовершенствования (разум – орудие развития) через страдания ради этой высшей цели. Не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но подчеркивает зависимость человека от него. Отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного. Выдвигает три начала: время, пространство и сила, являющимися элементами суждений (т.е. субъективны). Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот. Учение о монизме материи. Его материя (атом) оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела (живые и мертвые) обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности. Т.к. “атом всегда жив”, то ему свойственно чувство радости и страдания, к его сущности относится и само “я” (разум). Разум, основанный на “эгоизме атома”, доводится до совершенства в человеческих существах, должен стремиться к совершенствованию и окружающего мира. В конечном счете преобразится всё человечество и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

  Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Вернадский не ограничивал понятие биосферы только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни (культурный слой – города под землей). Живой организм - неотъемлемая часть земной коры и изменяющий ее агент, а живое вещество - совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Организмы берут из окружающей среды химические элементы, строящие их тела, и возвращают их после смерти и в процессе жизни в ту же среду. Тем самым и жизнь, и косное вещество находятся в непрерывном тесном взаимодействии, в круговороте химических элементов. Живое вещество служит основным системообразующим фактором, связывая биосферу в единое целое.

Человек рассматривается  в единстве с биосферой, исследуется  его эволюционно преобразующая  деятельность. Человек обладает разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек, преобразуя биосферу, создает техносферу. Но если при формировании биосферы все биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обмена веществом и энергией, то человек, помимо этих функций, в первую очередь производит овеществление природы, создавая новые искусственные предметы. Но не все творения человека находятся в гармонии с окружающей действительностью. И если живые организмы, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах, созданных им: зданиях, сооружениях, ландшафтах. Также, сделанное человеком, чаще не способствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой (ядерное оружие). В наши дни техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых организмов) - сигнал, требующий особого отношения к балансу системы природа-биосфера-человек.

Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума»). Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли;  3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. Общее содержание – это новый этап развития Земли и высшая ступень эволюции, включающая как самого человека с его культурой, наукой и технологией, так и меняющуюся под его воздействием окружающую среду – планету, биосферу и атмосферу(изменение ландшафта, погоды). Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды. Человек - часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн.

    В учении о ноосфере  важным было то, что впервые  осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто    сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о  таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы». Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.

21. Неклассическая  философия: рационализм и иррационализм  и формирование некласс. типа науки.

В сер. XIX века завершила развитие классическая философия: возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием классического стиля мышления и становлением неклассического. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем.

Идеалы и нормы неклассической науки характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике необходимым условием объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом.

Неклассическая наука вовсе  не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, поэтому ориентировались на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений неклассического и классического исследований. Они будут использоваться, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Французская революция 1879 года, где общество было основано на «принципах разума», послужила необходимости переоценки ценностей, ценностей классики. Первые попытки переоценки граничили с прямым нигилизмом классической философии. Возникают два направления, развивающих критику идеализма классики: 1) критика слева (материалистическая философия Л.Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса); 2) критика справа (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, заложили основы неклассической  философии). Представители неклассической философии стремились объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма, но только идеализма догегелевского (например, греческого). Они стремились найти новые подходы в рамках старого идеализма. Впоследствии взгляды неклассических философов оформляются в двух основных родственных направлениях: в иррационализме и “философии жизни”.

Информация о работе Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры