Понятие образования в педагогической науке и за ее пределами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы выражается в том, что в современном мире образование в качестве социокультурной ценности носит глобальный характер. В новом тысячелетии уровень и темпы развития общества, его устойчивость зависят от образованности и культуры людей, состояния сферы образования государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие образования в педагогической науке и за ее пределами 4
1.1 Место образования в социальной жизни человека. 4
1.2 Историко-методологический аспект. “Философия” и “образование” 6
Заключение 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Филиал в г. Омске

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Философия образования»

Тема «Понятие образования в педагогической науке и за ее пределами»

 

 

Выполнил: 

студент  гр. Ом- 111 С ДС          Тимакова О.В.

. Проверил:         Зайцев П.Л

 

 

 

 

Омск 2012

Содержание:

Введение                                                                                                                   3

1.Понятие образования  в педагогической науке и за  ее пределами                   4

1.1 Место образования  в социальной жизни человека.                                       4

1.2 Историко-методологический аспект. “Философия” и “образование”          6

Заключение                                                                                                             11

Список литературы                                                                                                13

 

 

Введение.

 

Актуальность  темы контрольной работы выражается в том, что в современном мире образование в качестве социокультурной ценности носит глобальный характер. В новом тысячелетии уровень и темпы развития общества, его устойчивость зависят от образованности и культуры людей, состояния сферы образования государства.

Актуальность  темы определяется и тем, что в  образовании, так же, как и в  экономике, имеются общемировые  тенденции, законы, игнорирование которых  приводит к отставанию общества. В  данной ситуации усиливается роль философского осмысления проблем образования, так  как многие философские положения  являются основой многочисленных педагогических концепций и воспитательных систем.Воспитательный идеал, представленный в педагогических доктринах, связан с формируемыми философией ценностными представлениями о человеке, который выступает в качестве нормативной личностной модели. По ее параметрам, изменяющимся с изменениями в обществе, в образовательном процессе осуществляется формирование социально необходимых качеств личности, то есть ее социокультурное развитие.  
В настоящее время, в условиях трансформации всех сфер общественной жизни, в философии, педагогике и в обществе в целом идет осмысление новых явлений в формировании и конструировании воспитательного идеала.

Актуальность  темы заключается и в том, что  в последние годы в сознании молодежи происходят ценностные изменения в  понимании места и роли образования  в их настоящей и будущей жизни. Вместе с тем, в разных социальных группах ее роль по формированию социального  статуса оценивается по разному. Также сама идея статусного предназначения образования в российских условиях в последние годы подвергалась значительным изменениям.

1.Понятие образования  в педагогической науке и за  ее пределами.

1.1 Место образования  в социальной жизни человека.

До начала 90-х годов наличие вузовского диплома свидетельствовало о принадлежности к престижному социальному слою, наличие определенных материальных благ. Образование значительно детерминировало продвижение по социальной лестнице. Позже эта тенденция несколько ослабла, что повлияло на сознание молодежи. Однако в последние годы происходит изменение ценностного отношения к образованию. Несмотря на то, что кардинально изменились оценки престижа различных профессий, в вузах в последние годы наблюдается высокий конкурс среди абитуриентов.

В последнее десятилетие в мировоззрении и поведении молодежи происходят значительные изменения, связанные с воздействием на их сознание массовой культуры. Современный человек, воспитанный телевидением и другими средствами массовой коммуникации, перегружен готовыми образными структурами, несущими зачастую неадекватную интерпретацию фактов, лишается способности самостоятельно мыслить, критически оценивать, рационально определять выбор своего социально-культурного и духовного развития.

Часто знания, получаемые в ходе общего и профессионального образования являются малоприменимыми для решения смысложизненных проблем личной судьбы и их ценностной оценки. Между тем тот комплекс знаний, который призван обеспечить ценностно мотивирующее основание культуры личности, недостаточно обеспечен как конкретно-научным, так и философскими знаниями. Методологический контекст философии тесно связан с мировоззренческим, служащим человеку формой ориентации в жизни в соответствии с его ценностным отношением к миру.

Формирование  мировоззрения и социокультурное развитие индивида происходит в ходе образовательного процесса. Поэтому в настоящее время все более необходимым становится потребность в изучении роли образования в его многомерных связях с совокупным духовным опытом, общественной практикой. Более актуальным становится познание сущности образования, внутренней структуры, способов и форм функционирования, изучение темпов и направления его развития, а так же обратного воздействия образования, на все сферы жизни общества.

Феномен образования  может и должен быть осмыслен, прежде всего, на философском уровне. Именно этот уровень, синтезируя данные разных наук, позволяет осмысливать наши представления о ценностных, системных, процессуальных и результативных аспектах образования.  
Но философское знание — это преимущественно знание о сущностных, глубинных процессах действительности. Диалектика сущего и должного требует реализации знаний о сущем (о сути образования) в политике развития образования, позволяющей на наиболее работоспособном уровне технологизировать философско-образовательное знание и придать ему нормативный характер — характер долженствования.

В настоящее  время всеми социальными слоями общества ощущается потребность  в духовном обновлении. Духовность как глубинное основание культуры, проявление "человеческого" в  человеке является общим принципом  ценностного сознания и в этом особую роль играет сфера образования. Духовно-образовательное обновление российской действительности включает в себя не только усвоение непреходящих общечеловеческих ценностей, но и возвращение  исторической памяти, восстановление забытых традиций и обычаев в  образовательном процессе. В этом аспекте особенно актуальной является проблема изучения места и роли образования  в жизни общества и человека.

 

 

1.2 Историко-методологический аспект. “Философия” и “образование”

В научной литературе нет  однозначной трактовки, “философия образования”, обращение к идейным  истокам философии, помогает разобраться  в данном соотношении подробнее. Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней  культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее  в античной Греции. Этот период в  истории человеческой цивилизации  Карл Ясперс назвал “осевым временем”, в которое зародились философские  учения и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями. Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть “любовь к софии”, что часто и весьма не точно переводят как “любовь к мудрости”. В действительности древнегреческое понятие “софия” значительно более емкое и сложное, чем просто “мудрость”. Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово “философия”, философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово - “философ”, говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под “софией” имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое “великое и приличествующее лишь божеству” объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с  тем прочно связывала философию  с наукой. Однако если назвать философию  наукой значит заведомо ограничить её. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием  своей области явлений, Аристотель определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания “госпожой наук”, считая, что другие науки, как рабыни, “не могут сказать ей против ни единого слова”.  Философия и наука в решении своих задач тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. При этом в познании, как самого человека, так и окружающего его мира, наука играет, несомненно, кардинальную роль, формулируя на основании результатов своих исследований вполне определенные программы конкретных действий. Однако отдельные науки и естествознание в целом ограничены в получении необходимых достоверных знаний, и потому их эффективность, в конечном счете, относительна.

Философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и  опосредованно, но “философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности”. Отсюда и главная функция философии  – исследование предельных оснований  человеческой деятельности. “Предельными основаниями” обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но, тем не менее, обуславливающие  их сознание. “Предельные основания” определяют стратегию деятельности, иначе говоря, “смысл жизни”.  Во-первых, в широком смысле, философия представляет собой теоретическую базу мировоззрения. Философия появляется там, где появляются противоречия. В этом смысле философия  является самым ключевым выражением мировоззрения.

Мировоззренческая функция  философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его  месте в мире и возможностях его  познания и преобразования, оказывает  влияние на формирование жизненных  установок, на осознание социальными  субъектами целей и смысла жизни. Во-вторых, философия - это “квинтэссенция эпохи”. Наряду с тем, что наука  способна познакомить нас с бытом, жизнью, с результатами деяний предков, она не может объяснить образ  мыслей предков далеких эпох, каким  они видели мир, какие вопросы  волновали и пр. Поэтому назвать философию наукой - значит заведомо ограничить её. Как писал Гегель, - “наука обращается к разуму, философия к человеку с его мыслями, чувствами, переживаниями”.  В-третьих, философия выступает в особой форме, как наука о закономерностях мира природного и социального. Философия это результат синтеза знаний, знание которое ведет к мудрости только философское. Философское сознание доступно, как правило, лишь наиболее образованной части общества. Оно включает в себя не только точные знания, но и мудрость человека как обобщение его жизненного опыта. В отличие от точных наук, философии всегда присуще личностное отношение к явлениям общественной жизни. Ни одна из наук не исследует сложнейшие мировоззренческие вопросы о смысле жизни человека, о его смерти и бессмертии, о призвании человека в обществе. Для философии же все это есть одна из важнейших ее задач. Таким образом, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Задача философии состоит, прежде всего, в том, чтобы, говоря словами Г.Гегеля, "постичь то, что есть" и сформировать целостную картину мира и человека в нем. В этом и заключается основная, или "генеральная" функция философского знания в рамках всей его истории. Решая свой основной вопрос, философия вместе с тем вырабатывает важнейшие подходы и ориентации для осмысления любых мировоззренческих вопросов. Философии отведена специфичная и особая роль, в жизни общества и индивида - развитие способности к теоретическому мышлению и формированию мировоззрения.

Что касается самого понятия  образования, в научной литературе, на этот счет не имеется однозначного определения. Собственно говоря, это  является одной из причин обращения  к философии. Образование обычно понимают как процесс и результат  усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования  происходит передача от поколения к  поколению накопленных знаний, умений и навыков во всех областях культуры. Образование в его развитых формах осуществляется совокупностью образовательных учреждений, составляющих в своей целостности образовательную систему того или иного общества. Образовательная система выполняет две основные неразрывно взаимосвязанные социальные функции: обучение и воспитание подрастающего поколения. Эти функции не только тесно взаимосвязаны, но и взаимопроникают друг в друга. Ошибочно как отрывать их друг от друга и абсолютно противопоставлять, так и отождествлять. Понятие образования в самом широком смысле слова сродни понятиям становления, формирования, развития. Делу образования человека, формированию личности служат процессы обучения и воспитания. В прошлые эпохи обучение являлось одной из сторон практической деятельности. Постепенно по мере усложнения общественной жизни, развития науки образование приобретает самостоятельный характер, формируются особые учреждения различного уровня и направленности, призванные обучать и воспитывать представителей новых поколений для выполнения различного рода деятельности. Для того, что бы сформировать наиболее целостное представление о том, что являет собой “образование” в его полном социально-историческом контексте обратимся к его идейным истокам. “Человеку надлежит приобретать Благо, пишет Платон, оно по справедливости должно быть признано более высоким, чем удовольствие, — это ум, знание, понимание, искусство и прочее в том же роде”. Устремленность к миру вечных Идей, отвлечение от повседневной суетности — вот цель истинной жизни. По мнению древних философов давших рассудочно-неспецифическое определение, образование - это обучение, воспитание, самообучение и самовоспитание, то есть некоторое благо, деятельность и взаимодействие как минимум двух людей. Образование в мировом масштабе представляет длительный путь восхождения индивида к самому себе, который грандиозно представлен в труде «Феноменология духа». Образование, если рассматривать его со стороны индивида, состоит в том, что он добывает себе то, что находится перед ним, поглощает в себя свою неограниченную природу и овладевает ею для себя. Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей. В этом смысле философия и образование неразрывно связаны, так как одним из критериев образованности является наличие мировоззрения, сформированных ценностей. Следующий момент - образование как деятельность и процесс по воспитанию и обучению амбивалентен для того, кто ведет эту деятельность и на кого он направлен..

Информация о работе Понятие образования в педагогической науке и за ее пределами