Понятие образования в педагогической науке и за ее пределами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы выражается в том, что в современном мире образование в качестве социокультурной ценности носит глобальный характер. В новом тысячелетии уровень и темпы развития общества, его устойчивость зависят от образованности и культуры людей, состояния сферы образования государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие образования в педагогической науке и за ее пределами 4
1.1 Место образования в социальной жизни человека. 4
1.2 Историко-методологический аспект. “Философия” и “образование” 6
Заключение 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

 В образовании, как  деятельности, роли участников существенно  не совпадают, из двух субъектов  есть тот, кто осуществляет  деятельность и есть тот, на  кого направлена эта деятельность. Ещё один момент - образование  как социальный статус. Образование,  как форма общественного, коллективного  признания, как результата, так  и деятельности. Образование в  данном случае есть коллективное  суждение о самой деятельности, результатах и участниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Из вышесказанного можно  сделать вывод о том, что “философия образования” не просто область философского знания, но результат встречного движения философии и образования. “Философия образования” есть рефлексия философии  по поводу образования, и есть саморефлексия образовательной теории и практики. Становление современной философии образования обусловливается наличием ряда серьёзных факторов, требующих разработки способов экстраполяции философских принципов на образовательный процесс. К числу этих факторов относитсятся: 1) превращение образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития; 2) универсализацию образования, вызванную потребностями личности в постоянном обновлении знаний в условиях возрастающего динамизма общественной жизни; 3) усилившееся в последние десятилетия ощущение кризиса образования, выражающееся в неудовлетворенности его результатами, в констатации консервативности образовательных институтов, а также разрыва между уровнем подготовки специалистов и потребностями общества; 4) выхолащивание смыслообразующей парадигмы образования.

 Свойство философской  мысли “проникать в сущность  вещей”, выявлять закономерности  и причинно-следственные связи,  строить теоретические, логические  обоснования каких-либо явлений,  осуществлять рефлексию и саморефлексию и пр. является, ключевым обстоятельством обращения к её теоретико-методологическим основаниям при возникновении противоречий и кризисных ситуаций в любых областях и сферах человеческого бытия. В данном случае кризисная ситуация современной профессиональной педагогической науки (теории и практики), потребовала выработки реальных концептуальных построений на основании комплексного философского подхода. Этим обстоятельством собственно и обусловлено обращение к философии. Философия образования как “совокупность ценностно оформленных представлений о кризисе и проблемах” современной образовательной теории, политике и практике может и должна быть использована для обеспечения целостности вúдения и разрешения проблем в образовании. Обращение к философии образования, призвано помочь проследить связь усиливающихся кризисных процессов в современном образовании в мировом пространстве (в России, в частности, как части этого пространства) с общеисторическими переменами в мире. Хотя зачастую обращение к философии образования при принятии решений в области образовательной политики рассматривается скептиками как нечто слабо результативное и нефункциональное, между тем, разработка и принятие образовательных стратегий невозможны без философской рефлексии. Именно она поднимает нас над частными проблемами, позволяет увидеть происходящее в более широком социокультурном контексте и направляет на прояснение конечных, сущностных оснований целеполагания. Все начинается с целеполагания, с осознания именно этого приоритета перед всеми другими. Проблемы, поднимаемые современной философией образования, не вписываются в рамки отдельных научных дисциплин и требуют комплексного, междисциплинарного, целостного философского подхода. Только при таком соотношении можно будет утверждать о возможности выработки действенных научно-обоснованных моделей нацеленных на придание системе образования перспективных качественно новых характеристик.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Антология мировой философии:  В 4-х т. т 

2. Европейская философия  от эпохи Возрождения по эпоху  просвещения. // АН СССР: Ин-т философии; Редкол. В.В.Соколов, Е.Ф.Асмус, В.В.Болотов и др. – М.: мысль, 1970.. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. – Т.

3. Балобанов А.Е. Философия  ориентированного образования. –  Серпухов: “Кентавр”, 1996 г. №1..

4. Энциклопедия философских  наук. – Ч.3. – М.: Изд-во Академии  наук СССР; Институт философии, 1956.

5. Горбачев В.Г. Основы  философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

6. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Пер. с исп. / Отв. ред. М.А. Киссель. – Благовещенск: Изд-во БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.

7. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования  / Н.С. Розов.- М.,1992.

8. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.:Академия, 2003

9. Талалова Л.Н. Современная философия образования: в поисках объективного результата или позиция сознания? // Социально-гуманитарное и политологическое образование: Материалы семинара. Ред. В.В Ванчугов. - М., 2004

 


Информация о работе Понятие образования в педагогической науке и за ее пределами